Фильм 2023 Вызов Клима Шипенко. Крутой, но театрал

Михаил Берсенев
Фильм 2023 «Вызов» Клима Шипенко. Крутой, но театральный спектакль за миллиард


Надеюсь, режиссёр Клим Шипенко не будет при случае шипеть на меня, если я выскажу одну особенность его последнего фильма. «Вызову» не хватает пульсации. Не хватает ритма. Не хватает градуса.

Фильм «Вызов» 2023 года рекламировался очень основательно. Что ж, это не шутка, в космосе снять часть сцен. На это замахивались уже многие в Голливуде. Но замахнуться, не значит выполнить. Однако то, что у нас получилось в целом, не впечатляет.

Потому, что есть в памяти «Армагеддон» С Брюсом Уиллисом. А «Армагеддон» был снят на матушке Земле, в построенных павильонах. Да еще в какие года! И все-таки каждый раз этот фильм хочется пересматривать и пересматривать. Потому что он берет за душу, там представлен такой огромный диапазон персонажей, там на карту поставлена судьба человечества. Там теряешь тонкую грань ощущения невесомости. В этом и есть слабость «Вызова», по сравнению с «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом.
Американцы мыслили более масштабно они поставили, как это у них и принято на карту судьбу всего человечества. А соответственно, это касается каждого.

В российском же фильме «Вызов» на карту поставлена судьба одного не очень молодого космонавта. Конечно, каждая человеческая жизнь ценна, особенно специалистов такой узкой области. Но ставки несопоставимы в любом случае, и поэтому в фильме «Вызов» не хватает напряжения.

А все дело, как обычно, в сценарии. В фильме «Вызов» 2023 года очень ограниченная карта персонажей. Если «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом создают ощущение, что вы пришли в винный погреб с тысячами наименований вин, то фильм «Вызов» — это отдел с вином в супермаркете.

"Армагеддон" почти идеальный фильм про космос. Яндекс фото
Если коротко говорить, о чем фильм «Вызов», то предыстория такова. Во время работы в открытом космосе на станции МКС происходит нештатная ситуация: один из космонавтов Олег получает серьезную травму. Так как другие члены экипажа даже скальпель не держать не умеют (а если умеют, то выглядят при этим одесскими бандитами, что идут с финкой на дело), поэтому кураторами из Роскосмоса в исполнении Владимира Машкова (Волин Константин) и Александра Балуева принимается решение послать на МКС хирурга. Того, кто может провести операцию, и хотя бы держать скальпель правильно.

Но все это разматывается нудно. Минус всей картины «Вызов» — это чрезвычайная затянутость первой части. Вообще местами этот самый, наверное, дорогой проект в истории российского и советского кинематографа, походит на хороший, но спектакль провинциального театра. Особенно первый час повествования.

Это не фильм катастрофа, это не фильм драма, это не фильм приключение. Скорее это фильм - разговор.

Иногда хотелось спросить авторов в первой части фильма: а вы что-нибудь покажете вообще интересненькое? В ответ: «Ждите, пожалуйста, ответа». Мы и сидим в зале, ждём.

Авторы фильма «Вызов» нагнетают проблемы у главных героев, но выглядит это искусственно. Личная драма должна бы вызывать сочувствие, но как-то не очень это получилось.



Мама у Евгении вообще расписана авторами скучно, однобоко. Никакой изюминки ну сделайте ее чуток с сумасшедшинкой! Ну придайте ей очаровательный говор. Я не понимаю, почему в ткань фильма нельзя было добавить встречи с летящими неопознанными объектами. Пусть хоть долбанет героев метеоритный дождь. Покажите эту космическую непогоду!

Почему, хотя бы для придания драйва всему повествованию, не послать вместе с Юлией на МКС очередного космического туриста. И пусть бы этого туриста исполнил чернокожий актер. Что-то надо было делать с тканью фильма, чтобы расцветить ее, чтобы она не выходила из «швейного станка» довольно однотонный материей.

Пожалуй, только последние треть фильма выдалась расцвеченной. Но пока эту треть фильма дождешься, можно самому сесть и начать вязать носки прямо в зрительном зале, как это делали наши бабушки перед советскими телевизорами.
Самый значимый реквизит практически первой половины фильма, это слабо прожаренная курица в столовой, на которой главная героиня демонстрирует свои медицинские манипуляции.

Особая беда у фильма с юмором. Вернее, его практически нет. А мы опять же вернемся к фильму «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом. Ах, какой там потрясающий носитель юмора, русский мужик в ушанке на космической станции, по имени Лев Андропов (Кен Кемпбелл). Ну, я его до сих пор вспоминаю добрым словом. Особенно классно они подобрали «фишку», что Лев Андропов чинит всю технику одним ударом кулака. Мол, у нас в России, все так чинится и лечится.

Лев Андропов из "Армагеддона" - прекрасный пример юмора и оптимизма

Попытки пошутить в фильме «Вызов» 2023 года не просто не удались, а провалились. Практически каждая фраза с претензией на юмор вызывает какие-то неадекватные эмоции типа недоумения. «Чего ты без цветов? - Так ты еще не умер!» «Что ты за коньяк хреновый пьешь? -Давно стоял. Испортился». Чего-то там ещё про привязанную женщину, что ей не нужно ласк. Кхе-кхе. Гы-гы?

А ведь МКС, куда отправляется в конце концов героиня Юлии Пересильд Евгения Беляева — это самый дорогой объект в истории человечества. Фильм «Вызов» самой дорогой кинопроект в рублях, а МКС самый дорогой объект в долларах.
И приятно осознавать, что твоя страна напрямую причастна к финансированию и работе экипажа на Международной Космической Станции. Самый дорогой проект на российском кинопроизводстве, однако не подарил богатство персонажей, их разнообразие.
Я не знаю почему было решение принято сэкономить на количестве космонавтов - медиков, отправляемых в космос. Но если честно, к Юле, по меньшей мере, надо было бы добавить хотя бы какого ни будь Петю. И Ваню бы не помешало, в таком проекте экономия ни к чему. Да смешать их.

Но сценаристы решили упростить ткань фильма. Персонажи во многом скучны, хотя это не относится к главной героине и к Владимиру Машкову.

Последний вообще меня несколько удивил в том плане, что как будто выполняет заказ табачного лобби. Волин Константин непрерывно дымит в фильме. Я понимаю напряженную ситуацию, но почему именно табаком успокаивать себя? И показывать это все на широком экране в самом дорогом фильме в российском кинопроизводстве.



Кстати, в фильме «Вызов» частенько используется брендовая реклама. В частности, одного банка, и известного российского мобильного оператора. В принципе, я не против, и надеюсь, этот миллиард на производство был потрачен не народных денег, а именно частных. Потому что непонятно, на что он ушел. Ну крутятся центрифуги. Полфильма беседы ведутся. Пяток вертолетов пролетело. Куда ушел миллиард?

На такие деньги такие съёмки и такие павильоны можно было бы выстроить на земле, и добавить кадры с МКС! А так сцены в чреве корабля космического тоже можно было имитировать на земле. Ну, труба и труба. Волосы у Юли как после взрыва на макаронной фабрике.

Этот эффект тоже можно было достичь в искусственно созданной невесомости. МКС – научная база в космосе, но она узкая и ограниченная. Это не павильон для кино фантазии.

Потому что на самом деле бюджет вещи явно преувеличен. У создателей не получилось масштабной картины-катастрофы, которую можно было бы при российских ценах снять в российских же павильонах. В картине нет массовок, это довольно с виду ограниченный проект в плане в массовости.


Что касается исполнительницы главной героини Юлии Пересильд, то к ней особых претензий нет. Наоборот, мне показалось что в её чертах есть что-то восточное, особенно это заметно по скулам при крупных планах в условиях космического корабля. А даже если и были бы претензии, то я бы не стал их здесь высказывать, потому что помню одну из лучших ее киноработ. Это их удивительный тандем с Евгением Цыгановым в фильме «Битва за Севастополь» 2015 года.

Я помню, кем она там была, и на сколько там она опасна, так что лучше промолчать.

Фильм не окупится. Слишком много в нём недостатков, при наличии новизны.

5 из 10.

24.04.2023, Михаил Берсенев