1. 2 Кто такой Эхнатон? Часть 2

Лариса Болотова
                Почему попытка Эхнатона в вести в человечество новую реформированную религию, монотеистическую потерпела крушение?

«Борьба Эхнатона с аристократией и кастой жрецов со временем ещё более обострилась. Фараон удалил из своего окружения всех бывших сановников и – как сообщает в надписи на стене своей гробницы один из вельмож – подбирал себе помощников из среды свободных крестьян.

Оппозиционная знать и жрецы подготовили покушение на жизнь фараона.  Мы знаем об этом из росписи и надписи, которые сохранились в гробнице начальника полиции Маху. Мы видим, как Маху приводит к великому везиру трёх схваченных заговорщиков. В надписи великий визер благодарит Атона за помощь, оказанную в раскрытии заговора, и благословляет фараона Эхнатона.

До этого времени фараон вёл осторожную политику по отношению к жрецам и позволял им свободно исполнять культовые обряды в честь традиционных богов. Но после раскрытия заговора он стал религиозным фанатиком и иконоборцем. Эхнатон закрыл храмы, приказал разрушить статуи местных божеств, но с особой яростью преследовал фиванского Амона. Он рассылал специальных агентов, которые выскабливали имя этого бога в храмах и на гробницах, добирались даже до самых дальних уголков пустыни, где уничтожали упоминания о нём в надписях, высеченных на отвесных скалах. Аристократам фараон повелел сменить родовые фамилии, если этимологически они восходили к имени Амона.

Религиозная реформа Эхнатона представляла собой по существу борьбу за власть со знатью и жрецами. Установление солнечного единобожия было ярким выражением стремления фараона к единовластию».

                То есть особой цели в вести новую прогрессивную религию Эхнатон для себя не ставил?

«Так как реформы Эхнатона не принесли широким слоям населения ни политического, ни экономического облегчения, то народ принимал их с равнодушием.

Но с того времени как Эхнатон начал преследовать местных божков, он встретился с глухим сопротивлением и недовольством народных масс. Божества, которым они поклонялись, были просты, добродушны и тесно связаны с их жизнью и трудом. Правда, эти идолы легко впадали в гнев, бывали мстительными и жестокими, но всё же обладали человеческими чертами, понятным простым людям. Зато Антон, этот невидимый бог, выступающий в облике солнечного диска, был для них чем-то совершенно непонятным, чужим и безразличным. Поэтому фанатическое сектантство Эхнатона вскоре создало непреодолимую пропасть между его двором и широкими массами египетского народа, среди которого царь искал поддержки, подбирая из его среды своих ближайших помощников».

                Уровень сознания масс не давал возможности принять новую религию?

«Устанавливая культ Атона, молодой фараон вынашивал в своём пылком воображении широкие захватнические планы. … Благодаря завоеваниям его предков в состав египетской державы входили Сирия, Палестина и Нубия. Большинство покорённых народов в разных формах исповедовали культ Солнца, поэтому Эхнатон считал, что их нетрудно будет заполучить для Атона, который таким образом явился бы общим, универсальным богом всего государства. Тогда наступило бы второе, на сей раз мирное покорение этих земель, и новые узы укрепили бы египетскую державу намного лучше, чем вооруженная сила.

Но дело приняло совершенно иной оборот. В то время как Эхнатон предавался радостям семейной жизни и слагал гимны в честь Атона, его государство пошатнулось и стало разваливаться. Сирийские князья, почувствовав слабость фараона, вступили в тайные переговоры с врагами Египта, а потом один за другим вышли из подчинения, поголовно вырезав египетские гарнизоны.

Как мы узнаём из переписки, найденной в эль-Амарне, египетские военачальники и правители в Сирии посылали фараону гонцов, сообщая ему о всё новых и новых поражениях, и предупреждали, что Египет потеряет этот край, если вовремя не подойдёт подкрепление. Гарнизоны городов Мегиддо, Аскалона, Гезера отчаянно взывали о помощи, а комендант Иерусалима писал: «Скажи царю прямо: всей стране моего царя и владыки угрожает гибель».

Но Эхнатон не давал никакого ответа, бросив гарнизоны на произвол судьбы. Более того, он даже запретил допускать к себе гонцов, которые пробегали огромные расстояния и, измученные дорогой, ожидали, что фараон ободрит их и окажет помощь.

Что же было причиной этой непонятной апатии? К сожалению, об этом не сохранилось никаких документов, поэтому мы можем лишь догадываться, что происходило на самом деле. Эхнатон всегда проповедовал, что Атон – мирный бог, а сам он был едва ли не первым в истории пацифистом, осуждавшим войны. Вся его внешняя политика основывалась на том, чтобы присоединить другие страны к Египту только мирным путём, с помощью распространения культа Атона, бога солнца, любви и радости жизни. Поэтому можно предположить, что трагические известия из Сирии поставили его перед неприятной дилеммой: двинуться ли на подмогу египетским гарнизонам и тем самым отказаться от своих взглядов или же пассивно согласиться на потерю восставших владений. Это был трагический, неразрешимый конфликт, который парализовал волю Эхнатона и, по всей вероятности, способствовал его преждевременной смерти. Когда царь догорал на смертном одре, Сирия уже была потеряна, и только Сети и Рамзесу удалось снова подчинить её Египту.

Эхнатон умер в 1358 г. до н.э. на 30 году жизни. Тело его похоронили в скальной гробнице неподалёку от Ахетатона.

На трон вступил Сменхара, муж старшей дочери Эхнатона. Но правил он недолго. Стойко защищая реформы своего тестя, он встретил недовольство знати и жрецов, которые приобрели уже такую силу, что свергли его с трона. Его преемником стал Тутанхатон, муж третьей дочери Эхнатона. В то время   ему было 12 лет, поэтому он легко подчинился воле подлинных властителей Египта. Новый фараон сменил своё имя на Тутанхамона и, отказавшись от религии тестя, вернулся назад в Фивы под опеку жрецов Амона.

Роскошные здания столицы бога солнца Атона опустели и стали пристанищем шакалов и летучих мышей. Разваливающиеся стены служили крестьянам окрестных деревень неисчерпаемым источником строительного материала. Со временем останки храмов и дворцов засыпали пески пустыни и сохранили их настолько хорошо, что археологи сегодня могут с большой точностью воспроизвести план забытой резиденции фараона-бунтовщика».

Из книги «Когда Солнце было Богом» Зенона Косидовского (стр. 142).