10. Переход души из тела в тело

Лариса Болотова
                Из рассказа школьного учителя и джата о способности индусских духовных Еgо получать и отдавать взаимно визиты и хозяйничать в чужих телах.

«Когда Рао Кришне минуло четырнадцать лет, отец взал его по обыкновению с собою в ежегодное поклонение. В тот год между пилигримами свирепствовала сильная холера, убивавшая жертву менее чем за час, они мёрли как мухи по дороге. На поляне у Деодорского леса заболел и наш юный Рао; отец его с ужасом и отчаянием заметил, что мальчик умирает. Заметили это и шедшие с ними другие пилигримы и саньязи, и тотчас же , дабы не оскверниться прикосновением к трупу при подаваемой помощи, разбежались… Осталась наблюдавшая издали группа богомольцев… Они-то и разнесли по Индии совершившееся на их глазах.

Мальчик умер, и отец оглашал весь лес воплями отчаяния и безысходного горя.. Он заклинал товарищей пилигримов помочь ему хотя бы соорудить костёр для сожжения трупа; наконец двое из них решились оскверниться и подошли. Мальчик лежал посиневший и совсем мёртвый, и над ним совершены все предписанные Ману обряды. Прошло несколько часов, костёр был готов и оставалось лишь положить на него мёртвое тело, как вдруг пилигримы увидали неизвестно откуда появившуюся новую совершенно незнакомую им личность… То был старик аскет, лет за сто. Тройной священный шнурок через плечо указывал, что он брамин, а знак на лбу чёрною и белою краской, что он принадлежит к секте Веданты, называемой Адвайти. Тихо и едва волоча ноги, он подошёл к лежавшему в стороне трупу и, наклоняясь над лицом умершего, долго не трогал тела, вглядываясь в него. Отец и другие пилигримы видя тройной шнурок, не смели подойти ближе и моча глядели издали на немую сцену. Впрочем старик-отец был , как рассказывают, до того убит горем, что , может быть, и не обратил бы на него внимания, если бы тут не произошло нечто весьма странное. Аскет, стоявший до того неподвижно, стал мало по малу шататься и склоняться всё ниже и ниже к покойному. Ещё секунды две-три, и паломники увидели, как задрожало дряхлое тело, как подкосились ноги… Внезапно грохнув на землю, старец, точно подкошенный сноп, вытянулся рядом с мёртвым юношей и.. и в ту же секунду, высоко вскинув руками, последний сел и, дико озираясь по сторонам, стал, к ужасу пилигримов, манить их к себе потихоньку рукой…

Когда прошла первая минута смятения и ужаса, и отец с воплем радости кинулся к воскресшему сыну, подошли и другие паломники. Осмотрели тело аскета, они его нашли мёртвым и окоченевшим. Но страннее всего было то, что он казался как бы умершем уже за несколько до того часов. На теле его виднелись все  холерные признаки: чёрные пятна, опухоль и скорченные ноги, в то время как с тела юноши, ещё за несколько минут до того начинавшего, как казалось, разлагаться, все эти признаки исчезли, не оставив за собою и следа. Тело его было чисто и казалось совершенно здоровым. Словно старик и юноша поменялись организмами.

Нравоучение и объяснение: всё на свете майя, иллюзия, и нам не следует даже и смерти верить. Индусы глубоко убеждены в тайном могуществе мантр и мантриков (заклинательных молитв и заклинателей), а также и в способности адептов тайных наук, безцеремонно переселяться в тела других людей, пользуясь глубоким сном, болезнью или даже смертью последних.

Адвайти (не дуалисты) секта против дватам (дуалистов); они не признают богов, а одного Парабраму, то есть мировую божественную эссенцию, которая по вездесущности своей не отличается от эссенции духа человеческого.

Потому они и объясняют случай с Рао Кришной тем, что старику-аскету надоело жить в своем дряхлом и бренном теле. К тому же он, вероятно тронулся  отчаянием осиротевшего отца. Вследствие этой двойной причины и уверяясь в смерти мальчика, почтенный аскет прочёл мантру, вылез из собственной кожи и влез в тело умершего, которого тем самым и оживил. При этом «все выиграли, обе стороны остались довольны, и никто ничего не потерял».


- Как никто не потерял? – спорили мы с рассказчиками, - Мальчик – то сохранил одно живое тело, или, скорее, дряхлый старик приобрёл себе новое…, а ведь духовную личность свою, индивидуальность души безсмертный Рао Кришна уже наверно потерял.

- Весьма ошибочное рассуждение, - отвечали нам тогда, как позднее ведантисты.  Вера в индивидуальность духа нашего и его собственную личность есть самое сильное и изо всех заблуждений самое опасное. Это , по нашему, ужасная ересь. Безсмертный дух не отличается от Всемирного Духа…

( Допустим, всё это так. Но, земную личность безсмертный дух мальчика всё же потерял.)

- Так по-вашему и во мне сидит Парабрама? – спрашиваю я (Блаватская) их.

- Не в вас, а, так сказать, вы в нём имеете вечное бытие, и ваш дух (атма) ничем не отличается от духа другого человека… А душа, то есть седалище вашего личного, присущего вам одной разума, конечна, ваша…

(Получается, что душа имеет очень сложное строение. Хорошо о нём изложено в Каббале.)

- Благодарю вас хоть и за то… Так не всё ли равно?

- Конечно, не всё равно. Ведь душа (manac или жизненная душа) не может быть подобно духу безсмертною. Дух есть часть божественного, несотворенного Парабрамы, без начала, как и без конца, а разум, имея начало, должен иметь и конец. Manac  родится, развивается и умирает. Вследствие этого не может быть безсмертным. Пример: зачерпните рукой несколько капель воды из океана, сожмите их в горсти, и пусть сделает то же ваш сосед. Ваши руки – две совершенно одна от другой отличные руки; одна белая, другая тёмно- коричневая; но за то они и не безсмертные, а рано ли, поздно ли обратятся обе в прах, а вода в обеих гостях из одного безбрежного океана – олицетворение в нашем случае Парабрамы, должна вернуться в том или другом виде к первоисточнику своему, к единой Параматме (высшая всемирная душа)… Поняли?

(Где находится сознание человека в духе (Атмане) или в разуме (душе)? Если есть высшая всемирная душа – Параматма и всемирный дух – Парабрама,  то должен быть и высший всемирный разум?)    

- Ровно ничего не поняла; но это ничего не значит. Вы верьте себе на здоровье, а я ещё подожду…- ответ Блаватской.

Так учили нас индусы –теософы, подтверждая нам рассказанную историю.

В те дни нашего первого путешествия мы отнеслись к рассказу этому с большим сомнением и очень огорчили наших друзей.

- Но ведь это вольнодумство, - упрекали они нас хором. – Ведь такие факты известны по всей Индии, и много, много было таких исторически известных случаев. Сам великий Шанкарачариа, истолкователь Веданты переселялся несколько раз при жизни в тела раджей, дабы исправлять их несправедливость и помогать народу. Припомните его полемику с богиней Сарасвати и великого комментатора Упанишад.

Упанишады, третье подразделение Вед, называется также rehasya или мистическое учение. Следует иметь ключ к тайному кодексу, чтобы понять в совершенстве эти метафизические концепции человеческого ума.

«Неразумно и недостойно философа и даже простого честного человека, - говорит полковник Тодд, - относиться к народным поверьям такой глубокой древности презрительно». «Чужд должен быть тот человек милосердию, кто смеётся над ними; неосторожен тот в политике, кто не употребляет всякого средства для предупреждения таких оскорблений вследствие невежества либо необдуманности».

Невозможно передать и части рассказов школьного учителя и джата о способности индусских духовных Еgо получать и отдавать взаимно визиты и хозяйничать в чужих телах. На это потребовалась бы особенная книга, с приложением избранных рассказов из Барона Мюнхгаузена…

Гости наши уже собирались уходить, как полковник, упрямый и задорный в спорах, как истый янки. Смеясь, снова заметил джату и школьному учителю:

- Благодарю вас за посещение и доставленные сведения. Только извините, а мне  что-то всё-таки не верится, чтобы душа живого человека могла завладеть по одному желанию и капризу чужим телом.

- Да мы и не утверждаем, что может сделать всякая душа, а только маяви-рупа (тело иллюзии, perisprit) посвящённого йога.

- В могущество их и тайную силу вполне верю, - перебил он уже серьёзнее. – Верю потому, что лично убедился во всём этом по приезде в Индию. Но чтобы душа, даже самого сильного адепта, и будь у него семь пядей во лбу, могла по усмотрению переселяться в другое тело, - не могу поверить! Ведь этак вы делаете из них чистых оборотней! Этак, пожалуй, каждый йоги способен оборачиваться, как и в сказках наших краснокожих, в крокодилов, кошек, лягушек…»

Источник информации книга Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» (стр. 328).