Что такое истинная религия и философия кальвинизма

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ РЕЛИГИЯ, ИЛИ ФИЛОСОФИЯ КАЛЬВИНИЗМА
Эдвард Унмак (1939)

В 1536 году Жан Кальвин опубликовал на латыни трактат, озаглавленный в грубом переводе «Наставление в христианской вере", а на самом деле «Изложение порядка христианской религии». Это первая попытка логического и полного определения протестантизма, исповедание веры, ответ человека, одержимого любовью к Богу и душе, на вопрос: «Что есть истинная религия?». Великий философ Платон говорит: «Философ - это тот, кто постигает сущность и реальность вещей, в отличие от человека, который имеет дело только с явлениями». «Философы, - говорит он, - постигают вечное и неизменное. Это те, кто привязывается к тому, что в каждом случае действительно существует» (Rep. 480).
Методы и цели Кальвина, хотя и в религиозной сфере, не могли быть описаны более точно. Его система и практика оказали огромное влияние как на современников, так и на потомство. Строгость как их ритуалов, так и образа жизни вызывала глубокое негодование, например, Рабле (IV. 32), говорит о «Женевских самозванцах», но Ренан, непредубежденный судья, называет Кальвина «наиболее христианским человеком своего времени». Возможно , после Августина  ему из всех западных писателей наиболее настойчиво следовали его ученики.
Применительно к Кальвину часто упоминается, как основа всех его рассуждений от начала до конца, выдающийся принцип суверенитета Бога. О богословии Кальвина справедливо было сказано, что над ним можно было бы начертать слова 8-го псалма: «Что есть человек , что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? «Честь Бога как абсолютного Властелина -точка зрения, которая господствует над всем. Бог для
Кальвина - Всемогущая Воля, стоящая за всем происходящим.  Нет ничего, кроме того, то, чего Он желает, и именно по этой причине, потому что Он желает чего-либо всегда правильно. Не нужно также ставить вопрос, почему Бог поступил так, а не иначе, ибо в любом случае есть только один ответ: «Потому что Он так пожелал». То, что
происходит в мире, действительно происходит в интересах человека, Церкви и т. д. Но человек, Церковь, спасение, общее благо и т. д. суть не конечные цели, а проявление чести и славы Божией в них и через них, это цель и смысл всех вещей.  Бог основал весь мир как место для проявления Своей славы, хотя наивысшее ее проявление происходит в
людях, которые любят Его и служат Ему ради Него, и через них.
Таким образом, действительно выдающейся мыслью Кальвина был трансцендентный Суверенитет Бога, известный человеку через Священное Писание,
авторы которого, согласно Кальвину, были верными и подлинными слугами Святого Духа. Знать этого Бога и служить Ему объявляется высшей целью человека. Таким образом, первой заповеди предшествует важное предложение: «Я Господь, Бог твой», слова, которые часто опускаются перед этой заповедью в деноминационных символах веры и заявлениях, потому что их реальная сила и связь ясно не осознаются. о. Поскольку Я Господь Бог твой и Бог Суверенный, ты должен любить Меня, Господа Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и т. д.. Великий «Бог над всем благословенный навеки » претендует на абсолютную власть и право владычества над всеми Его творениями, и Его притязания подразумевают право распоряжаться ими так, как Ему кажется лучшим. Точно так же Кальвин подразумевает, что Бог - Единый Всемогущий, Единый Всевышний. Может быть только одна Первопричина, и этой причиной является Он, Всемогущий Бог. И именно таким образом Кальвин достигает «абсолюта», на который указывают все философские школы.
Еще одна особенность, которую кальвинизм выделяет как требуемую в связи с истиной о суверенитете Бога, и что, прежде всего, это то, что люди должны обладать им и исповедовать его как вопрос личного опыта , переданного Святым Духом индивидуальной душе. Без этого опыта, т. е. если Верховная власть Бога не допущена в индивидуальное сердце, а жизнь не сообразуется с Божественными повелениями, Высшая власть Бога не достигнет своей конечной цели в нас. Без такого опыта эта великая истина на самом деле вообще не была бы постигнута, а там, где этого не было, другие относительные истины Божественного Лткровения не будут восприняты, даже если они допущены и приняты по мере необходимости. Вся окружность Божественной истины исходит из этого центра всевластия. Только таким образом, например, человек может прийти к пониманию того, что «все содействует ко благу любящим Бога и призванным по Его изволению» - очень уместное и важное дополнение.
Далее следует выдающийся факт другого рода о Боге, который пронизывает кальвинистскую философию. Хотя это не столько утверждается, сколько подразумевается, это понятие лежит в основе всех кальвинистских рассуждений, но поскольку оно не настолько формулируется и аргументируется, как некоторые другие моменты, то даже мнимыми кальвинистами иногда теряется из виду. Эта истина состоит в том, что Бог есть Вечный, другими словами, Бог должен мыслиться не только как Бесконечный, Всемогущий, Всезнающий, и не только как имманентный и трансцендентный, но и помимо всего этого должно быть сделано допущение. за то, что Он движется в вечном
порядке вещей. Это означает, что Он не подвластен ни времени, ни чувству, ни их ограничениям. У Бога, например, нет ни прошлого, ни будущего. Человек подвержен этим ограничениям времени и чувств, и поэтому в своих рассуждениях о Боге и Его деяниях, забывая, что Бог не человек, он часто поддается ложным впечатлениям. Его уводят судить и говорить о Боге под человеческими ограничениями. Выдающимся примером такого ограниченного проникновения в сущность Бога является великий арианский спор, который в первые века христианства чуть не унес всю Церковь в бездну еретического заблуждения, которое, если бы оно дошло до своего окончательного развития, уничтожило бы живое христианство. «Господа, - сказал один лектор студентам-богословам, - если подумать, должно было быть время, когда Сына не было, потому что отец должен существовать до своего сына, если сын вообще должен быть рожден от своего отца." «Было время, когда Его не было» - этому суждено было воспеваться по всей
империи, пока даже Константин-император не принял ересь.
Лектор упустил из виду, что Бог не ограничен ни прошлым, ни будущим. В конечном итоге истина была воплощена в словах «Вечнорожденный». В то время как Бог полностью осознает , что предстает перед человеком во времени и в смысле, с Божественной стороны на самом деле не существует такой вещи, как предопределение в том смысле, который включает в себя прошлое или будущее, поскольку они ограничивают человеческое существо.Память об этом факте представляет много трудностей. человеческому уму в отношении правильного и неправильного восприятия отношения Бога к людям в их духовных обязанностях и переживаниях, что  показываются явно открытыми для какого-то будущего объяснения, которое в настоящее время скрыто от человеческой способности понимания, ограниченной временем и смыслом.
Но кальвинизм сталкивается с фактом, который нельзя игнорировать,
а именно с тем, что требование Бога об абсолютном суверенитете не удовлетворяется
требуемым добровольным служением Его творения-человека. Есть в мире такая вещь, как грех, и среди мрака и отчаяния полной беспомощности человека по причине греха
появляется слово «Благодать» и проявляется Бог Вседержительной Благодати .В то время как Бог является источником всего хорошего, человек виновен и испорчен. Первый человек был создан по образу Божию, что не только подразумевает превосходство человека над другими созданиями, но и указывает на его изначальную чистоту, целостность и святость. Но через Адама грехопадение, разврат и испорченность свойственны всем людям. За такую испорченность все заслуженно осуждены Богом, от Которого, заметим это внимательно, не принимается ничего, кроме праведности, невинности и чистоты. Когда говорится, что мы из-за греха Адама стали ненавистны Божественному суду, это не следует понимать так, как будто мы, будучи сами невиновными и непорочными, должны нести вину за преступление Адама, но что, попав под проклятие из-за своего преступления, Адам, как говорят, связал нас. Но от него
нас постигло не только наказание, но и заложенная от него язва, которая по праву полагается наказанию.
Таким образом достигается еще один факт, с которым необходимо столкнуться в
реальном опыте, как это и изложено в Священном Писании, что человек, как он есть, совершенно неспособен сам совершить свое спасение от этого греха. Он также абсолютно неспособен творить добро, и эта неспособность является частью и следствием его греха и вины. Поэтому обращение человека должно быть делом всецело Божественной Милости, и в связи с этим представляется еще одна истина, что обращение или необращение зависит от Божественной Воли! И через это достигается вопрос о полной испорченности, а также о спасении по благодати и избранию.
Именно в этой связи раскрывается внутренний смысл и сила мысли Кальвина. Необходимо остановиться на широко оспариваемой и весьма спорной фразе «полная испорченность человека». Эта фраза на первый взгляд неправильно понята критиками, потому что она производит впечатление, что все, что нужно сказать, это то, что каждое
человеческое существо, говоря человеческим языком, само по себе настолько плохо, насколько это возможно, но, конечно, с чисто человеческой точки зрения это противоречит действительности, этому не учит Писание и  это не является здравой
философией. Во-первых, это выражение призвано объяснить то, что по причине существования греха, даже одного греха, или даже греховной природы, ни одно человеческое существо, как оно есть естественно, не может быть приемлемым для Бога, и, кроме того, что человек исключен по причине греха или греховной природы из присутствия Бога, как Адам был изгнан из рая. Также, что грех или склонность к греху делают человека духовно слепым и мертвым по отношению к Богу, и в особенности
то, что грешный человек, как он есть по природе, не любит Бога всем сердцем и ради Бога, как того требует закон. Но есть Суверенный Бог, Который требует от каждого создания именно той любви , которой совершенно не хватает природному человеку. Малейшее оскорбление заслуживает Божьей немилости, потому что Он требует совершенного от всего сердца послушания, и только это. В своей глубочайшей сущности эта истина никогда не постигается естественным человеком, кроме просветления.человека Святым Духом. Даже сознания этого требования в его действительном значении в природе нет.
Снова нам скажут, что возражают  именно против слова «всеобщий» в его связи с испорченностью и что это не соответствует тому факту, что все люди обладают хотя бы
некоторыми хорошими качествами. Но то, что должны передать слова «полная испорченность», можно проиллюстрировать из практической жизни. У торговца за прилавком есть прибор для проверки монет. Входит покупатель, совершает крупную покупку и в качестве оплаты кладет на прилавок крупную монету. Слабое подозрение проходит над умом торговца. Онберет монету и звонит на прилавок. Кольцо этой
монеты подтверждает его подозрения. Он разбивает его в устройстве за прилавком и возвращает обратно в разобранном виде. Таким образом, он исполняет закон своей страны - он уничтожил фальшивую монету. У нее много хороших качеств, вид подлинности,
правильная надпись, четко обозначена его ценность. Она демонстрирует свидетельство мастерства в его изготовлении, но по закону страны она уничтожается как полностью испорченная. Возьмем другой аспект: несколько недель назад лектор по химии в классе студентов почувствовал сильную жажду; схватив, пока он говорил, стакан того, что он считал водой, он остановился и выпил его и упал замертво, убитый сильнодействующим ядом, который он выпил. Стоит ли удивляться фразе «Мертвые по преступлениям и греху»? Стакан воды может быть самого чистого и лучшего качества, но одна капля
яда, брошенная в воду, делает ее полностью развращенной, сеющей смерть. Отсюда видно, что имеется в виду и в каком смысле верно , что «возмездие за грех - смерть».
Другой смысл, в котором имеет место полная испорченность, заключается в том, что если в человеке нет любви к Богу ради Самого Бога, то ничто из того, что делает этот человек, сколь бы хорошим оно само по себе ни было, не угодно Богу. Это ярко показано в 1 Коринфянам 13. .Эту главу часто цитируют модернисты как удачное резюме религии, которую они исповедуют, религии любви между людьми. Но суть этой главы в том, что такая любовь бесполезна, если отсутствует любовь Бога ради Него Самого и если человеческая любовь, проявляемая каким-то образом, не вдохновлена этой Божественной любовью. Проповедуя, подобно ангелу, дивные истины, можно оставить человека болтуном перед Богом. Без Божественной любви пусть он творит чудеса через некую веру, "он ничто" в себе, кроме Божественной любви. Пусть он отдаст свое тело на мученическое сожжение или на то, чтобы его заклеймили как раба на всю оставшуюся жизнь, помимо Божественной любви «это не принесет ему пользу никак». Никакие слова не могут более резко выразить значение полной испорченности, чем этот язык. Помимо любви, которая с верой и надеждой пребудет вечно, когда все остальное прейдет, человек есть, несмотря на все, что он говорит и не делает ничего полезного, он ничто, точный образ полного падения, и он ничто из-за отсутствия любви Божией, излитой в сердце Духом Святым.
Но пришел Сын Божий, Бог в лице Своего Сына воплотился здесь, на земле. Он принял на Себя человечность и должности Пророка, Священника и Царя, уничижение, послушание и страдание и смерть, за которыми последовало Его воскресение и вознесение на небо. Он совершил искупление и исполнил все, что требовалось, чтобы заслужить для людей благодать спасения, исполнив вечный завет, Он умер за избранных. Он мог сделать это, потому что Он был Богом, не просто Божественным или величайшим из людей, но Самим Богом. Бог, Сам Бог, соединился с человеком, как Эммануил, Бог с нами. Божество нашего Господа является одним из краеугольных камней кальвинизма, ибо, если бы Он был только человеком, а не Самим Богом, Он был бы обязан человеческой жизнью, которую Он прожил перед Богом, как обязанностью и долгом перед Богом, лишь со стороны Себя как человека, одного из творений Божьих,
и в этом случае не было бы никакого особого смысла , когда Он произнес фразу: «Вот, я пришел исполнить Волю Твою, о Боже», что означало, что Он собирался добровольно пожертвовать Своей жизнью ради избранных Им людей.
Далее кальвинизм отмечает, что до тех пор, пока он не соединится со Христом,
человек не может пользоваться этими благами, предоставляемыми делом Христа.
Этот союз достигается особым действием Святого Духа в верных,  души которых таким образом становятся причастниками Его смерти и воскресения, так что ветхий человек «распинается с Ним» и они воскресают от смерти к жизни праведности и святости. Таким образом соединенный со Христом верующий имеет жизнь в Нем Духом, он дитя Божие и имеет обетования, достоверность которых никогда прежде не производила на него впечатления, запечатленные Духом в его сердце. Вера несет с собою покаяние, исходящее из искреннего страха Божия, и состоит в умерщвлении плоти и ветхого человека в нас через оживление Духом. И хотя вера не является основанием для прощения человека, именно верой верующий получает оправдание. Только верой прощаются его грехи, и он принимается Богом и считается Им праведным. Ему вменяется праведность Христа. Однако эта вмененная  праведность не отделена от реальной личной праведности.
праведность, ибо возрождение и освящение приходят к верующему от Христа не меньше, чем оправдание. Через жертву Христа дается праведность, как вменяется оправдание, и эти два благословения нельзя ни смешивать, ни разделять.
Тот очевидный факт, что не все люди обращены и спасены таким образом, должен по причине самого этого факта иметь свою причину в исполнении вечной Воли Самого Бога. Бог действительно в Своем вечном неизменном совете предопределил одну часть рода человеческого в жизнь вечную, а другую часть на вечное осуждение, так что в обоих прославляется Его имя. По этой причине все человеческие чувства и понятия, такие как справедливость, сочувствие и милосердие, должны быть безмолвны, поскольку речь идет о величии и чести Бога, и также погибшие не могут жаловаться на совершенную по отношению к ним  несправедливость. Это свободное предопределение является добровольным деянием Бога и в первую очередь не зависит от всех человеческих действий или бездействия. Есть только верующие, потому что есть избранные. Есть частая жалоба в связи с несправедливостью. Утверждается, что Бог, если бы Он не спас всех людей, совершил бы несправедливость или другое зло по отношению к тем, кто остался в стороне. Но даже земной работодатель, имеющий сто кандидатов на назначение, безусловно, не будет несправедлив по отношению к 99 претендентам, если он выберет одного из ста. Если за женщиной ухаживают двадцать претендентов на ее руку, она, конечно, не поступает несправедливо, если выбирает одного из двадцати и
отвергает остальных. Если бы человек знал, что на какой-то дороге есть сто нищих, одинаково нуждающихся, то считалось бы несправедливым, если бы он дал одному из них шиллинг, если он не дал каждому по шиллингу? Конечно, только когда мы рассматриваем этот вопрос с точки зрения абсолютного суверенитета Бога, который подразумевает, что Он не обязан спасать ни мужчину, ни женщину, мы обретаем правильную точку зрения.
Божий суверенитет также подразумевает, что великую и чудесную работу, которую Бог начинает на опыте Своих избранных, Он способен осуществить и всегда завершить. Все Его святые, которые знают Его лучше всех, выразили бы это благословенное заверение следующим образом : "Если Иисус однажды воссиял надо мной, тогда Иисус навеки мой". Вместе с глубоким чувством ответственности, которое кальвинизм порождает в спасенном человеке, есть сопутствующее ему невыразимо глубокое чувство удивления и благодарности за то, что он таким образом удостоился чести и уверен в высочайшей возможной судьбе.
Именно таким образом кальвинизм рисует для нас чрезвычайно славную картину того, чем на самом деле является этот мир, его схема и цель.. Бесконечно блаженный и святой Владыка, Бог в дивной любви желает сопричастить Себе, как Отцу духовной семьи на небе и земле, тело избранных, искупленных, призванных, оправданных и освященных человеческих существ, и приносит это как дар возлюбленному Сыну, Который приходит на землю, чтобы жить и умереть за них. Бог Дух Святой совершает в них все необходимое, сообщает им, Своим избранным, смертью Сына и славным послушанием
Его жизни здесь, на земле, право на небо, красоту святости, и так приносит им к самой славной судьбе, которую могла вообразить даже Его любовь, к вечной жизни бесконечного счастья, восхитительному общению всепоглощающей любви и чудесных
достижений.  Увы, необходимо добавить к этому, что из-за греха, совершенного, в котором упорствовали и в котором не раскаивались, будет огромное количество людей, которые упустили эту величайшую судьбу и к которой они никогда не вернутся и не смогут ее достичь, и что этот факт будет для них «червем, который никогда не умирает» и «огнем, который не угасает».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn