На Хермон в деревню Аджар

Юрий Левин 2
    Сидим  на уроке иврита. Заходит завклубом Алла, учительница замолкает, и Алла сообщает (по-еврейски), что есть поездка в деревню на гору Хермон, дала нам брошюрку и спросила, нет ли желающих. Тут же в беседу включилась учительница длинным монологом. Алла переводит нам, сказав что та была там,и ей очень понравилось. Трое подняли руки, к ним присоединился и я. хотя знал, что гид будет говорить по-еврейски, но на что ни пойдёшь ради желанной поездки!
     Встать пришлось рано. Пришёл. Подошёл автобус, стали садиться. Я прошёл весь автобус, но место было только у второй двери слева в проходе (у окна уже сидела израильтянка). Деваться некуда, подсел. И  мы покатили. Гид-женщина что-то рассказывает. Потом некий мужчина прочитал молитву, и все сказали: «Амэн». Минут через 10-15 выезжаем на дорогу север-юг.

   Начинаю работать- смотрю в окно: направо не гляжу, там низина, это долина реки Иордан (а за ней Иордания), а слева неизвестный мне хребет (нимфалимские горы?), который быстро заканчивается. Теперь вдали, далеко на западе видна гора Дальтон (был там) и затем, ближе к нашей дороге, гора Аелет. Вот проехали справа поворот к долине Хула (был там), а слева гора Незер и незнакомые мне вершины.  Едем дальше.

     Теперь впереди, на северо-востоке приближается к нам хребет, среди вершин которого возвышается максимальная для страны вершина, склоны которой, как пятнами, покрыты редким, ещё не стаявшим снегом. Проезжаем самый крупный на Голанах городок Кирьят Шмона и едем дальше. Я удивился, что не заметил переезда через ручей Иордан, но по возвращении понял, посмотрев карту: ведь мы ехали по дороге №90. Катим дальше. Начинается серпантин, поднимаемся всё выше, и спустя какое-то время автобус останавливается. Метула.

     Вышли, гид начала свой рассказ, а я подошёл к тёмно-серому каменному дому, прочитал табличку на нём (справа иврит и слева английский), сфотографировал. Это оказался первый каменный дом здесь, гласила табличка. Пошёл к соседнему, тоже каменному, но светлому и двухэтажному, там тоже двуязычная табличка. Сфотографировал и его. Это, сообщала табличка, оказался первый дом муниципального совета. Покрутил головой, нашёл на северо-востоке Хермон (вершина не смотрелась, ведь мы были близки к ней). Сфотографировал. Гид закончила рассказ, и мы отправились по улице. То слева, то справа виднелись стройки. Гид что-то говорит. Выходим к некоему месту, где амфитеатром каменные сиденья и в «фокусе» схема Метулы и окрестностей. Сфотографировал.  Какой-то мужчина повелительным окриком вернул меня, я послушно сел, и начал слушать его эмоциональный рассказ (это тоже оказался гид). Через какое-то время рассказчик умолк, и мы пошли к своему автобусу. Сели. Едем по улицам Метулы. Проехали скромненькое КПП посреди забора-сетки - здесь переходят границу с Ливаном. Гид что-то объясняет. Спуск по серпантину, Метула скрывается далеко наверху. Едем. Въезжаем в какой-то кибуц, выходим на обед... После обеда - в автобус. Гид спросила, есть ли желающие посетить деревню Аджар (Раджар), я хотел поднять руку, но увидел, что моя соседка подняла свою. Желающие были, и мы поехали на дорогу №99. Затем вновь на север, и вот она - деревня Аджар. Очень красивая и очень чистая! Здесь тоже граница с Ливаном, но мы выходим из автобуса и куда-то идём. Подходим к воротам, на них что-то написано, но нет времени прочитать - заходим и идём куда-то. Некий школьник-араб говорит: «Шалом», ему отвечают тем же. Гид что-то говорит. Проходим красивый фонтан с цветами вокруг него (фотографирую). Выходи из ворот и идём к автобусу. Слышу, как впереди с кем-то здороваются. Подхожу - на заборе сидит девочка (с внутренней стороны) и куда-то отрешённо смотрит, ни на кого не глядя. Сели в автобус, поехали вниз...   

     Едем по дороге №99. Проехали ручей. гид говорит, что это Иордан. Но это не так: по карте это либо Снир, либо Ийон, а Иордан(hа Ярден по-еврейски) южнее дороги 977 (на широте леса Арец Нафтали). Вновь Кирьят Шмона, и мы выезжаем на дорогу север-юг №90. Тут шофёр неожиданно запел что-то очень знакомое, израильтяне ДРУЖНО подхватили (и я в том числе). Лишь с припева  я осознал — что поём: это была очень известная песня «В тени финиковой пальмы» (цель эц тамар по-еврейски).
А дома, просматривая рекламный портал, нашёл приглашение в поездку в АЛАВИТСКУЮ деревню Аджар. Сразу вспомнился С.А.Багдасаров, который говорил об алавитах. Прочитал и о них.