Большая кружка

Мария Скиба
(памяти моей мамы)
 Бабушка Ира не считала себя старушкой даже в свои восемьдесят четыре. Если ей случалось заговорить с незнакомыми людьми, она обязательно задавала им вопрос:
- Сколько вы думаете мне лет?
- Ну, лет семьдесят, - неуверенно отвечали собеседники, явно желающие сделать ей комплимент, а она довольно улыбалась и кокетливо махала рукой:
- Ну что вы, мне гораздо больше.
Надо отдать должное, что выглядела она всегда намного моложе своих лет, хотя жизнь у неё не была такой уж лёгкой, просто сама бабушка Ира была человеком добрым, светлым. Бабушка Ира родилась незадолго до Войны и детство её прошло в очень непростое, трудное время.
- Не буду я молоко, - однажды категорично заявила семилетняя Нина, дочка Татьяны, внучки бабы Иры, с которой старушка и жила.
 Девочка надула щеки, показывая своё упрямство и маленький Костик тоже отвернулся от стола:
- Я и не бубу! – двухлетний малыш выпятил губки, копируя старшую сестрёнку и для эффекта упёрся руками в бока.
 Бабушка Ира мягко тронула за плечо Таню, которая хотела уж было отругать детей, и присела с ними за стол:
- А я, когда была маленькая, любила молоко, - с легкой грустью сказала она правнучке, - У нас была своя козочка, Ночка, мама каждое утро наливала мне и моим старшим сёстрам, Лиде и Рае по полкружки молока, больше нельзя было. Ночка доилась не очень хорошо, а надо было молоко ещё и продать, жили мы тогда бедно. Но зато папка нам дом построил, небольшой совсем, зато свой, новый. Я как-то на открытое окно уселась, мне тогда три года было, сижу с корочкой от теплого хлеба, жую. А окна у нас были низко очень, почти у земли. Тут ко мне свинья наша подбежала, она огромная такая была, а, может, мне так казалось, с моего-то ростика. Почему-то она не сидела у нас в загоне, бегала свободно, я уж не помню, почему. Так вот подбежала, значит, и корочку эту у меня из рук нагло выхватила. Я в крик, мол, отдай, вредина, но что там отдавать, всё сразу в её ртище исчезло. Заплакала я, папа услышал, из дома выбежал, отогнал свинью. Меня на руки подхватил, прижал к себе. Я похныкала ещё, чтобы подольше у папки на руках посидеть, не часто он так ласков со мной был, потом успокоилась. Только он меня с рук на землю спустил, собака наша залаяла, смотрим, к нашему двору дядя военный на белом коне подъехал. Папа к нему пошёл, а я стою, рот раскрывши, такой уж этот конь красивый да огромный был, что у меня аж дух захватило. А военный тот папке какую-то бумажку дал и уехал. Папка прочитал, что в ней написано, да сразу маму позвал. Я стою, ничего не понимаю, а мама, как увидала ту бумагу, так криком закричала, заплакала. Я потом только узнала, что это была повестка, нашего папку забирали на фронт, с фашистами воевать.
 Тот день странный был, все суетились, что-то собирали, мама готовила много, пироги пекла, и всё плакала. Я пыталась обнять её, помочь чем-то, к папке ластилась, но не до меня всем было. А на утро встали все очень рано, а может, и не ложились, не знаю. Папка вещи взял и пошли мы все провожать его. Идем, ревём все, я тоже плакала, только не знала почему, просто за компанию со всеми. Дошли до поворота, мама и сказала Лиде:
- Ты с Иришкой иди домой, мы в военкомат отца сами проводим.
 Папка обнял нас, Лида меня за руку потянула, а я как заверещу, руку вырываю, кричу, не пойду, мол, я с папой хочу! Лида сама со слезами, не знает, что со мной делать, но мама же приказала домой.
- Пойдём, Иринка, я тебе молока из зелёной кружки налью.
Я сразу затихла, зелёная кружка была моей мечтой. Блестящая, огромная, на целый литр, с крышечкой, мама в неё по;лно молока наливала, после того, как козу подоит. Я Лиду за руку ухватила и сама потянула побыстрее домой.
Тут бабушка Ира замолчала. Она задумчиво смотрела в окно и по её щеке вдруг покатилась маленькая слезинка.
- Бабуль, - тихонько тронула Ниночка бабушку за руку, - Так ты молока-то попила?
- А? – вздрогнула старушка, - Нет, внученька, пусто там было в кружке, мама всё продала, чтоб отца в дорогу собрать. Я ещё целый год обижалась на сестру за то, что она меня обманула. А потом мне сказали, что папка не вернётся, и я стала злиться уже на саму себя, что побежала домой, за обещанным молоком, а не пошла дальше папку провожать, так я хоть ещё немного дольше видела бы его.
 Бабушка Ира тяжело вздохнула, а Ниночка взяла свою кружку и осторожно отпила глоточек. Потом вдруг спохватилась и спросила:
- Бабуль, хочешь, я тебе тоже молочка налью? Вместе попьём. Мамочка, дай нам самые красивые кружки, пожалуйста.
 Бабушка Ира вытерла рукой глаза, кивнула и вскоре уже все вместе они, улыбаясь, пили молоко из красивых зелёных кружек с позолотой, которые давно без дела стояли в серванте.