Воспитательная работа

Григорий Рейнгольд
Воспитательная работа
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Еду в электричке и вдруг слышу из скрипящего динамика:
- Граждане пассажиры, в электропоезде запрещается перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, портить и резать оборудование, курить в вагонах и тамбурах, без необходимости срывать стоп-кран, высовывать голову из окон... За нарушение налагается штраф...
Всё правильно, но поучения эти, повторяемые ежедневно монотонно равнодушным голосом с плохой дикцией, в лучшем случае оставляют равнодушными тех, для кого они предназначены, а в худшем, особенно у детей, вызывают желание поскорей нарушить. Это понимают все: и те, кто поучает, и те, кто слушает. Никто не относится к этому серьёзно, но проводник поезда должен выполнять инструкцию...
Впрочем, что спрашивать с проводника. Разве мы, учителя, не точно так проводим порой «воспитательную работу»?