559 На помощь! 9 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

559. На помощь! 9 октября 1973 года.

Сводка погоды: Вторник 9 октября 1973 года. Северное море. Датская метеостанция «Скаген (сев)» (город Скаген, Дания), географические координаты: 57.783,10.733, первое наблюдение: 21.09.1973 г., последнее наблюдение: 90.10.1997 г. дала следующие данные по погоде в морском районе на границе проливов Скагеррак и Каттегат: максимальная температура воздуха +11.0°C, минимальная +10.0°C, средняя температура воздуха +10.5°C. Ветер со стороны Северного моря дует со скоростью 14 м/с – это крепкий ветер на 7 баллов по шкале Бофорта. На суше сейчас трудно идти против ветра, а на море волны громоздятся, гребни волн срываются ветром, пена несётся по ветру и стелется полосами по волнам высотой 4,0 - 5,5 м. Однако за низким песчано-скалистым мысом Скаген волнение небольшое, сюда только доходят океанская зыбь, отражённая от берегов пролива Каттегат и ветровые волны. Из-за сильного ветра эффективная температура воздуха в районе якорной стоянки БПК «Свирепый» всего +0.9°C,

Ночью продолжал писать письмо-отчёт моим родителям: «Только что закончился приём продовольствия. Оно как раз кстати. У нас его (продовольствия) оставалось «дней на несколько».  Дождь моросящий, ветер с океана (Атлантический океан) и зыбь, образующаяся из ветровых волн, возникших где-то далеко-далеко (предвестник урагана Фрэн - автор). Вот погодные условия приёма и погрузки продовольствия. Однако поработали на славу».

Действительно: я услышал голос командира по КГС (корабельной громкоговорящей связи): «Всем свободным от вахт на помощь в погрузке продовольствия!». Бросил всё (писал письмо родителям в «ленкаюте») и вышел на бак. Здесь вовсю трудились матросы и старшины, перетаскивая с палубы бака мешки, ящики и коробки с продовольствием внутрь корабля. За гребнем волнолома принимали мешки с картофелем, капустой, морковью и луком свободные от вахт моряки РТС, БЧ-2, БЧ-3 и БЧ-4. Рулевых-штурманцов я не видел; видимо, либо были на вахте, либо заняты были погрузкой продовольствия внутри корабля.

Перегрузка продовольствия с ПБПЛ «Сванетия» на БПК «Свирепый» осуществлялась большой грузоподъёмной стрелой. На гаке стрелы плавучей базы ПБПЛ «Сванетия» висела большая верёвочная сетка-мешок, в которую тамошние моряки грузили ящики, бочки, коробки и мешки. БПК «Свирепый» и ПБПЛ «Сванетия» дрейфовали почти рядом друг с другом, между бортами были вывешены большие резиновые кранцы – упругие цилиндры («сосиски») и резиновые шары («яйца»), которые предохраняли борта от ударов. Сетку-мешок опускали на бак или на ют БПК «Свирепый», отцепляли от гака грузоподъёмной стрелы и наши моряки быстро (аврально) её разгружали. Затем опять подцепляли сетку-мешок к гаку грузовой стрелы с ПБЛ «Сванетия» и она переносилась за новой партией грузов.

Редко на боевом корабле в открытом море и на БС (боевой службе) морякам можно поработать физически вот так - грузчиками. Этот недостаток мы устраняем вот так – при погрузке продуктов питания или боезапаса, а в свободное «мирное время» - гантелями, резиной (экспандеры) и гирей. У нас на корабле было две гири – 16 и 32 кг. 32-килограммовая чугунная гиря вместе с 50-ти килограммовой штангой, наборными стальными гантелями и стальным ящиком, в котором они находились, и который был приварен к стальной палубе бака перед волноотводом, были смыты с бака волнами жестокого шторма урагана Эллин. Только одна 16-килограммовая гиря осталась на корабле, потому что я её потихоньку от ребят вынул из ящика и отнёс к себе в ленкаюту, чтобы позаниматься ею и использовать её как пресс при наклейке картинок на стенды наглядной агитации.

 - Сейчас мы идём заправляться топливом (с танкера СМТ «Лена»), а потом не знаю, что будет, - продолжал я торопливо и коряво писать в письме родителям. – Будем ждать американскую эскадру. Они идут с визитом в Осло (столица и самый крупный город Норвегии). Нам (приказано – это слово я пропустил в письме) – проверить «так ли это».
- Ещё ни один (американский - автор) авианосец не был в Балтике – и не будет! Вот вам и последние новости. Ну, а того что очень ждали, а именно почту, - они (ПБПЛ «Сванетия» и танкер СМТ «Лена» - автор) не привезли. Потому-что не были в Балтийске…
Действительно и ПБПЛ «Сванетия» и СМТ «Лена» пришли к датскому мысу Скаген и встали на якоря после пребывания в Северной Атлантике, где, видимо, снабжали топливом и продовольствием другие наши корабли и суда. Вот почему у них не было сигарет…
- Ну, ладно (что-то я «разнукался»…). Сказал ведь, что в конце октября получите большое, вот это письмо. Жаль, однако, многие надеялись очень…

Я не дописал и не закончил предложение, потому что временами на мгновение засыпал от усталости, а должен был сказать, что «многие надеялись на письма, на почту и на «курево».

Ах! Как горевали, печалились, ругались и сетовали заядлые курильщики БПК «Свирепый» на то, что кроме нескольких пачек сигарет, ни ПБПЛ «Сванетия», ни танкер обеспечения СМТ «Лена» не дали нам хотя бы один блок или ящик-коробку таких желанных сигарет, сигареточек, сигарок, сигарочек, «чинариков», окурочков, ну, хотя бы «понюшку табачку»! Видно не судьба была…

Вот на этой незаконченной фразе я и «вырубился» в ночь с 9-го на 10-е октября 1973 года в ленкаюте БПК «Свирепый» на якорной стоянке у датского мыса Скаген во время несения БС (боевой службы). Сон был провальный, как нырок в сумрак глубины Северного моря, Атлантического океана, первозданной тьмы миротворения… Ни мыслей, ни снов, ни ощущений, кроме одного – тонко вибрирующей тревоги и готовности мгновенно, как пружина, вскочить по сигналу, схватить своё оборудование визуального разведчика и мчаться по гулким трапам на ходовой мостик, к визиру ВБП-451, к событиям, приключениям, в бой…

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: 09.10.1973 г. Северная Атлантика. Северное море. БПК «Свирепый». Приём продовольствия с ПБПЛ «Сванетия». Старший радиометрист штурманский Миша Жернов («юноша с античным носом и буем», дата призыва 10.05.1972 г.) помогает дежурной команде БЧ-3 грузить мешки с крупой и сахаром.