Судьба штурмана Морской авиации

Полковник Чечель
       На фото – Санкт-Питербург, выпускники ОВВАКУЛ им. И.С. Полбиина – 69 года выпуска отмечают 22 апреля с.г. начало лётного обучения – первая смена для нашего курса состоялась ровно 56 лет назад, 22.04.67 года. За столом сидят: (Отмечают 54-ую годовщину выпуска из училища. Питер. Наташа Коровченко, Ольга Маслий, Игорь Маслий (командир АЭ ИЛ-38, СФ); Виктор Кибальник, (командир полка ТУ-95рц); Тома Лепаловская, Александр  Лепаловский, (командир полка ТУ-22м2, ТУ-16); Володя Егоров, (командир полка ИЛ-38); Володя Борисов, (командир отряда на ТУ-22р); Александр Коровченко, (командир отряда на ТУ-16к).

     Здорово, когда столько лет прошло, а дружба и общение сохранились. Правда, в этот день не обошлось без печальных новостей – в Краснодаре умер наш однокашник, подполковник Морской авиации в запасе Иван Баранщиков, это 55-ый лейтенант – лётчик, который выпустился из ОВВАКУЛ им. И.С. Полбина 26 апреля 1969 года не дожил до сегодняшних дней… увы, такова сермяжная правда жизни… Мне довелось с Ваней Барабанщиковым за 54 года  после того, как мы разлетелись на флота: я на Балтику, Иван на ТОФ – встречаться всего два раза. В Николаеве как-то пересеклись прямо на площади города в день Победы в конце 90-х годов и, когда отмечали 30 лет выпуска в Оренбурге.

     Я мало что знаю о службе и жизни однокашника. Но одно могу сказать точно – Иван Барабанщиков всегда был отличным лётчиком, и человеком, надёжным другом, пользовался заслуженным уважением в коллективе, поэтому память о нём сохранится в наших сердцах пока мы сами живы…  Так совпало, что пришёл сегодня ещё один рассказ – воспоминание друга штурмана Олега Ворожбянова о ещё об одном моём однокашнике, полковнике Николае Ивановиче Прилепе – командире 30 одрап на ЧФ, но уже не училища, а Военно-Морской академии в городе Ленинграде, и непростых событиях начала 90-х годов,  и я считаю уместным здесь их тоже опубликовать.

                РАССКАЗ  ШТУРМАНА с ТУ-22р

     Учитывая, что завтра у нас 54-ая годовщина выпуска из училища ещё возникла потребность посмотреть фильм, снятый нашим кашником Александром Лепаловским о праздновании 50-летнего юбилея под Москвой. И вот я посмотрел на своих орлов, с кем хлебали 3,5 года одну кашу в Оренбургском ВВАКУЛ, потом прочёл то, что переслала мне жена с моей почты, и воспоминания о тех днях, когда я был абсолютно здоров, годен к полётам на сверхзвук и как лось носился по горам, потекли в памяти, не спрашивая, хочу я это помнить или не хочу…  ИТАК:
    
                21 АВГУСТА1991-го.
       Этот случай произошёл 21-го августа 91-го года. ГКЧП в разгаре, решается вопрос, кто победит белые или красные. Вначале рассказа предыстория: я работал на должности штурмана полка в Октябрьском  и летал с замом по лётной. Этот лётчик, как и все замы, вместе с новым командиром полка, был "пришлым", из чужеродного семени, взращенные  разными, даже не крымскими частями. Было очевидно, что главной задачей было уничтожить дух 30-го полка (почему то неугодный и ненавистный кому-то наверху), разогнать его жалкие остатки к чёртовой матери! Об этом я разговаривал с Прилепой в ноябре 2019 года в сауне.

       С его слов - так оно и было. Это, кстати, была моя последняя встреча с Николаем Ивановичем, в начале декабря, через пару недель его не стало... Конец 80-х, начало 90-х: мы не любили "пришлых", если не сказать больше, обстановка в полку стала нервозной, мы не привыкли к администрированию лётной работы и командному способу принуждения. Полк разваливался на глазах, хорошие пилоты и штурманы уходили, пошли сплошные переучивания и наземная перековка "нерадивых". Примерно в это время у меня было 11 молодых штурманов, от которых в ответственных полётах было мало толку, у лётчиков положение было не намного лучше.

       На серьёзные задания уже летали управление полка и эскадрилий. Раньше на тухлые задания по учениям, облёты и т.д. летали только эскадрильские экипажи, теперь это делали комэски и наш экипаж (другой замкомандира переучивался с Ту-16-го), приходилось 2 или 3 раза перегонять и делать испытательный облёт самолёта после ремонта в Калининграде. Немного отвлёкся. Я вышел из партии в апреле того же 91-го года и, как уже описывал выше, в рассказе «Так почему же я вышел из партии», после представления к медали за БС за учения, эти документы завернул Нач. ПО ВВС, как мне сказали он негодовал, мол, руксостав полка в трудное для партии время предаёт её высокие идеалы и т. д.

       Перед этим, примерно за год, когда ещё был членом, у меня был уже инцидент с этим неутомимым политтруженником:ВВС, который я описал в том же рассказе. Напомню: как-то выявили отвратительный случай, от нашего очередного Нач. ПО полка в проматывании денег, которые полк собирал на пострадавших от землетрясения в Спитаке (товарищ замполит просто прокутил их, проиграл в карты).  Решили провести партсобрание полка и порешать, чего с ним делать. Сериков приказал не начинать собрание без него, мол,  вылетаю на собрание, ждать. Я понял, зачем он навострил к нам лыжи и предложил ребятам - поскольку, тов. Сериков не является членом нашей партячейки, не ждать важную особу, а провести собрание без него, и изгнать нашего  партбалабола полка из партии!

      Выступил Радимов Коля в том же русле, в общем, прошло на ура, ребята поддержали! После этого начали происходить непонятки, летал через пень-колоду, в основном на облёты, а в остальном, как правило, прозябал на КДП. Явного прессинга не было, но ощущение, что тучи сгущаются, не покидало, чувствовалось какое то надвигающееся неприятное событие! У меня был козырь - за всю офицерскую службу - ни одного взыскания вообще! Сплошные грамоты и благодарности. Не могу  сказать, что новый ком. полка плохо относился ко мне, наоборот, чувствовалось расположение и уважение с его стороны и, когда я написал рапорт на увольнение где то за месяц до ГКЧП, он дал совет не спешить и порвал его, за что я ему благодарен..   

       Итак, 21-го августа, на второй день государственной смуты, нам поручили облетать самолёт по полной программе, больше это сделать было просто некому. Я этому обрадовался, когда ещё придётся слетать! Полагаю, кабы,  вверх одержали "путчисты", меня бы с треском уволили.
      На земле всё было нормально, взлетели, как обычно, пошли примерно по маршруту нашей сакской высотной зоны только через Косу Бокал, набрали 9100м, после разворота от косы Бокал идём в 1-ю точку в море, почти на юг, всё нормально, начинаем работать, пилот мой выключает левый движок, я делаю отсчёты, записываю параметры, всё как всегда. Время есть, я прошу у оператора, чтобы послушал Москву, чего там с революцией (это меня шибко волновало), ответ оператора подбодрил: " Ельцин на танке, с ГКЧП покончили!" Настроение пошло на позитив, появился просвет - есть ещё надежда послужить.

       Тут ор командира прервал нашу милую беседу: "Двигатель не выходит на режим, зависли обороты на 38% по УПРТ. Доложили, снижаемся, подходим к развороту, тут лётчик докладывает: "Горит лампочка правого!" Об этом он не доложил на землю..... Предлагаю ему связаться взять курс напрямую, на Саки, максимум через 10 минут сядем, как раз у них был посадочный  с моря - 43гр., т.е. зайти на посадку сходу. Схема Октябрьского в этом районе предполагает от крайней южной точки высотной зоны возвращение по параллельному маршруту отхода, на С-В со снижением опять же через к. Бокал на свой аэродром Октябрьское, т.е., нужно было сделать большой крюк вокруг Крыма. Мой командир неумолим, тупо идём по схеме, на вопрос "на хрена?" отвечает невнятно, ("чёрт его знает, что у него в башке, наверное,  домой сильно хочет, либо на орден зарабатывает"). Держусь левой рукой за ручку катапульты, правой продолжаю вести прокладку на карте.

       Получается по времени раза в три дольше чапать по этой схеме вокруг Крыма, чем по той линии напрямую, по которой я ему предложил лететь с "больными" движками, у одного из которых обороты чуть больше МГ, а у второго вообще непонятная история. Моего командира не свернуть, упрямый, как... (не буду, о таких - либо хорошо, либо ничего!). В общем, кое-как дочапали, нормально сели, эти 25 минут как водится за пару часов бы пошли. На земле спрашиваю командира: "Чего мы так смело и гордо?" Говорит: "Я же не доложил о втором движке." (???).

      Боялся негодования за такой пустяк? Тогда я ему сказал: "Валера, у нас на троих шестеро детей, Бог с ними жёнами, поплачут и новых найдут! Ты захотел орден? Следующий раз давай без меня!" К чему я всё это. В том нашем полку, когда он был ещё 30-м, САКСКИМ, точно знаю, такого не могло случиться. Вот тогда, в тот день я понял, что нашему полку конец. Благодаря победе Ельцина (хотя эта личность для меня аморальна и отвратительна), я прослужил до конца 93-го года, потом пошли оргштатные мероприятия (так красиво назвали разгон полка). В отдельной эскадрилье я служить не захотел, и в мае 94-го был уволен с благодарностью от Главкома ВМФ... Мне было всего 35 лет....
             А впереди не было ни-че-го!
                Отправлено из Mail.ru для Android

                ЭПИЛОГ

            ВВЧ – Да, суровая судьба у человека – ничего не скажешь – в расцвете лет, когда ещё можно летать и летать, быть отлучённым от любимой работы – такой доли и врагу не пожелаешь. Или вот в фильме Саши Лепа звучат слова Валеры Брюховецкого, летавшего на ТУ-22р, а потом по состоянию здоровья вынужденного уйти в академию СА, и после её успешного окончания поработать энное количество лет разведчиком во Франции, Норвегии и Италии. Так вот, Валера сказал на камеру: «Мужики, хотите, верьте мне или нет, но первые 7 лет, как я перестал летать, мне полёты снились практически каждую ночь, а потом не реже чем в одну – две недели».

     В общем, други, поднимем тост за наше лётное братство  и порадуемся за тех, кому улыбнулось счастье поднимать крылатую машину в небо!!!