Патриотическая песня. Начало сталинского периода

Руслан Богатырев
Беседы о русской эстетике | Беседа 17. Патриотическая песня. Начало сталинского периода

/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Московский клуб русской эстетики, 2023.
\ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2023-04-23

——
БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Беседа семнадцатая. Патриотическая песня. Начало сталинского периода

• Ирина Куликова, куратор,
Московский клуб русской эстетики

• Руслан Богатырев, ведущий эксперт,
Комитет национального наследия

— Ирина Куликова: Итак, в предыдущих беседах цикла мы вкратце рассмотрели песни Гражданской войны и обсудили тесную связь патриотической песни и советского кино.

— Руслан Богатырев: Заодно и нашу периодизацию патриотической песни. В соответствии с которой ленинский период закрыт. И нам теперь предстоит сделать следующий шаг в хронологической сетке. Нас ждёт сталинский период: 1922–1953 гг.

Напомню, что я в нём выделяю пять этапов:

(1) НЭП (1922-1928);
(2) первые пятилетки (1928-1937);
(3) довоенный период (1938-1940);
(4) военный период (1941-1945);
(5) послевоенный период (1945-1953).

Песни этапа НЭПа и первых двух пятилеток в плане бытовой лирики нам не интересны, раз мы говорим о патриотической песне. Песни о Гражданской войне, написанные в эти два этапа, мы в прошлый раз уже вкратце рассмотрели.

Для сталинского периода характерно особое отношение к культуре. Она служила фундаментом в идеологической борьбе, в деле формирования нового, советского человека.

Если открыть доклад наркома просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского, с которым он выступил ещё в августе 1918 г. на I Всероссийском съезде по просвещению, нетрудно уловить его основной посыл в отношении советской культуры: пролетариат будет строить свою, новую культуру, изучая старую и ничего не истребляя из неё.

Луначарский: «Мы должны идти по горло в крови и грязи, но после нашей революции, как после каждой великой революции, придёт волна творчества и расцветёт новое, прекрасное, благоухающее искусство».

Пафос высокий, но отрицать реальные позитивные шаги, сделанные в первые годы Советской власти, было бы некорректным. Достаточно вспомнить создание в 1921 г. Государственного института музыкальной науки (ГИМН), где активно работали такие выдающиеся специалисты, как Лев Термен, Леонид Сабанеев, Михаил Гнесин. Ничего подобного по масштабу исследований у нас сегодня, увы, не наблюдается.

Заправляли построением пролетарского искусства в ленинский период Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) во главе с А. В. Луначарским и подчинённые ему местные Пролеткульты (Пролетарские культурно-просветительские организации), которые курировали университеты, театры, издания, различные культурные мероприятия в Москве, Ленинграде и других городах страны.

Вообще говоря, если мы очень грубо с высоты времени взглянем на руководство нашей советской культурой, то на память приходят два имени: Луначарский и Фурцева. Народный комиссар просвещения и министр культуры. Но это два разных и сильно отстоящих друг от друга по времени периода.

— Ирина Куликова: Луначарский был до войны. Фурцева — в 1960-е годы.

— Руслан Богатырев: Если говорить точнее, то Анатолий Васильевич Луначарский возглавлял Наркомпрос с октября 1917 г. по сентябрь 1929 г. А затем его понизили и перевели на должность председателя Учёного комитета при ЦИК СССР. С этого момента его влияние на идеологию и развитие культуры свелось практически к нулю. А в 1933 г. он скончался во Франции от сердечного приступа.

После войны в 1946 г. наркоматы преобразовали в министерства. Екатерина Алексеевна Фурцева стремительно ворвалась в партийную элиту и уже в 1954 г. стала первым секретарём Московского горкома КПСС. В 1956 г. она попадает в обойму ближайших соратников Хрущёва и становится секретарём ЦК КПСС. Если вы посмотрите список секретарей ЦК КПСС за всю историю, то обнаружите, что до Фурцевой эту важную партийную должность занимали только две женщины: Елена Стасова (1917-1920), дочь директора Русского музыкального общества Дмитрия Стасова, и Клавдия Новгородцева (1918-1919), жена официального главы страны, председателя ВЦИК Якова Свердлова.

В 1957 г. Екатерину Фурцеву избирают членом Президиума ЦК КПСС. Но в том серпентарии ей долго продержаться не удалось. В 1960 г. её выводят из секретариата ЦК и вручают портфель министра культуры СССР. Более энергичного и эффективного министра культуры трудно вспомнить. Она возглавляла советскую культуру вплоть до своей внезапной и странной смерти в октябре 1974 г.

— Ирина Куликова: Я помню, что Фурцеву очень любила Людмила Зыкина и что они были близкими подругами.

— Руслан Богатырев: Фурцева холила и лелеяла молодого Муслима Магомаева. Он во многом ей обязан своим ярким и стремительным взлётом на небосклоне советской песни. В отличие от другого нашего замечательного баритона Юрия Гуляева. Но мы как-то ушли в сторону.

— Ирина Куликова: Вы говорили про Луначарского, Наркомпрос и Пролеткульт.

— Руслан Богатырев: Да… Одним из руководителей и идеологов Пролеткульта был Александр Александрович Богданов-Малиновский. Выдающийся учёный и революционер, некогда второй человек в партии после Ленина. Именно он стал автором тектологии — нового научного направления единства законов управления в природе и обществе, на несколько десятилетий опередившего кибернетику Норберта Винера. Немаловажный факт: женой Луначарского в те годы была Анна Малиновская, родная сестра Богданова-Малиновского. О Богданове и его деятельности можно рассказывать часами, но нас всё же интересует патриотическая песня в СССР и её главная ракета-носитель — советское кино.

Ключевая роль кино была особенно выделена Луначарским. Сразу же. В конце 1919 г. выходит его статья «Задачи государственного кинодела в РСФСР». Он там подчёркивает, что речь идёт не просто о национализации производственной базы кинематографа, а уже о создании совершенно нового духа в этой отрасли искусства и просвещения.

В феврале 1923 г. на средства профсоюзов создаётся Пролеткино (Пролетарское кино), организация по производству и прокату кинолент. Среди членов правления был и Всеволод Мейерхольд.

В 1925 г. в своей статье «Место кино среди других искусств» Луначарский поднимает вопрос о единстве кино и музыки: «Кино действует с исключительной силой на публику только в соединении с музыкой… Я нисколько не удивлюсь, если в самом ближайшем будущем крупнейшие композиторы будут писать музыку для великих киноактёров, искуснейших кинорежиссёров, знаменитых киносценаристов, ибо кино растёт и властно утверждается».

В 1926 г. Луначарский развивает свою мысль о приоритете кино в культурной революции. Он публикует статью «Кино — величайшее из искусств». Оно превосходит скульптуру, живопись, поэзию и музыку. Оно богаче самой жизни. Оно даёт такие возможности, которые граничат с волшебством. Главная задача кино заключается в просвещении, агитации и пропаганде. Но пропаганде не голой, а художественной, захватывающей: романтика, красота, сон, воспоминания, фантазия…

Луначарский: «Мы должны делать то, чего никто другой сделать не сможет и не захочет».

В годы исключительно немых фильмов (в СССР — до 1931 г., «Путёвка в жизнь») он предсказал великую силу и роль кино: оно будет искусством стержневым, наиболее характерным для наступающего века.

— Ирина Куликова: Вы упомянули культурную революцию в СССР. Что под этим подразумевалось?

— Руслан Богатырев: Если кратко — борьба с неграмотностью и культурное воспитание нового человека, строителя коммунизма. В основе — просвещение, агитация, пропаганда. Потому это направление деятельности возглавляли Агитпром при ЦК РКП (б), Наркомпрос Анатолия Луначарского и его подразделения: Главполипросвет под руководством Надежды Крупской, Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), Госкино, Литературный отдел во главе с Валерием Брюсовым и Александром Серафимовичем, Театральный отдел ТЕО под руководством Всеволода Мейерхольда.

Комиссаром театров и зрелищ Петрограда в те годы ленинского периода была Мария Андреева, актриса МХТ в труппе Станиславского и гражданская жена Максима Горького. Совместно с Горьким она была инициатором создания в 1909 г. на острове Капри (Италия) Высшей школы пролетарских пропагандистов и агитаторов (Каприйская школа). Среди лекторов был весь цвет будущей советской партийной элиты: Александр Богданов, Леонид Красин, Анатолий Луначарский, Михаил Покровский.

Ленин называл Марию Андрееву комиссаром по делам искусства. Именно она была инициатором создания БДТ в Ленинграде и привлекла Александра Блока к руководству Большим драматическим театром. Одно время с подачи Мейерхольда Александр Блок был председателем репертуарной секции при Театральном отделе Наркомата просвещения.

Культурная революция воспринимается сейчас, скорее, как исторический конструкт. Считается, что как таковой конкретной развёрнутой программы её в Советской России и Советском Союзе не было.

— Ирина Куликова: Приходит на память китайская культурная революция.

— Руслан Богатырев: Великая пролетарская культурная революция Мао Дзэдуна — это уже середина 1960-1970-х годов. И там совсем иной был посыл — переформатирование политической элиты Китая и борьба за власть.

У нас культурная революция шла в тесной связке с коллективизацией и индустриализацией. Именно эта ключевая тройка и помогла в итоге новой стране выжить в жёстком, смертельном противостоянии с западным империалистическим миром. Идея нашей культурной революции впервые была заявлена в одной из последних работ Ленина — «О кооперации». Она посвящена роли кооперации населения — пропорций частного и государственного при строительстве социализма. В контексте анализа ошибок НЭПа. Работа появилась в 1923 г. в двух майских номерах газеты «Правда». А написана — в январе 1923 г. Скорее даже, была надиктована. У Ленина к тому моменту было уже минимум два инсульта (май и декабрь 1922 г.). Третий инсульт, когда отнялась уже и речь, произошёл в марте 1923 г. В частности, он в той работе отметил: «У нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной…»

Цель культурной революции в СССР — не просто ликвидация в стране массовой неграмотности, а уничтожение культурной монополии буржуазии и построение новой социалистической культуры, где будет сведена к нулю безграничная власть денег и заложены предпосылки будущего расцвета науки и искусства.

Помимо Луначарского и Богданова из видных революционеров к культурной революции отношение так или иначе имели также Троцкий и Бухарин. Но Троцкий «утратил доверие» и попал в опалу уже 1925 г. А Бухарин — в 1928 г.

— Ирина Куликова: Возвращаясь к кино… А насколько мы в этой области отставали тогда от Европы и Америки? И отставали ли?

— Руслан Богатырев: На уровне отдельных мировых шедевров — не отставали. Достаточно вспомнить немой фильм «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна с музыкой Дмитрия Шостаковича. Он вышел на кинофабрике «Госкино» в 1925 г. к 20-летию революции 1905 г. и признавался в разных рейтингах лучшим фильмом всех времён и народов. В том числе и на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.

Чарли Чаплин назвал «Броненосец «Потёмкин» самой лучшей картиной в мире, а Дуглас Фербенкс, основатель и первый президент Американской академии киноискусства, после просмотра фильма Эйзенштейна заявил: «Это сильнейшая кинодрама, когда-либо виденная мною». Да, это нетленная классика мирового кинематографа.

Триумфальное шествие «Потёмкина» началось с кинотеатра «Художественный» на Арбате. Тогда он носил название «Государственный Электротеатр». За первые три недели проката только в Москве фильм посмотрели 300 тысяч человек.

Другая наша звёздная картина того времени — фильм «Мать» Всеволода Пудовкина (1926) по одноимённому роману Максима Горького. Его также в 1950-х годах водружали на пьедестал лучших фильмов мира.

Мировое киноискусство только-только набирало свою силу и вплотную подступало к полноценному звуку и цвету. Неудивительно, что это был мощный технологический и культурный прорыв. А благодаря жёсткому идеологическому противостоянию Запада и Советского Союза — кино являлось ещё и главной ареной идеологической борьбы. Борьбы за умы.

В этом плане интересна и реакция специалистов с той стороны. Приведу один пример. В 1927 г. Анатолий Луначарский в статье «Альфред Керр о русском кино» с восторгом делится мнением о советском кино, высказанным ведущим немецким экспертом Альфредом Керром в предисловии к только что вышедшей книге «Русское искусство фильма». В понимании Керра, именно Станиславский положил основание высокой художественности русского кино. Русские люди изумительны: они идут до конца. Они не делают полработы. Их ничем не запугаешь. Керр выделяет ключевое отличие от западного подхода: «Основной чертой их киноработы является медленный темп… Американский фильм весь построен на брио. Русский — на глубоко взвешенном, замедленном, бесшумном, словно выжидающем гениальном начале… Фильм, построенный русскими, вовсе не фильм. Это — истина. Никакой косметики. Никакого приукрашения, очень мало всякой аппаратуры».

Кино не было тогда само по себе. Даже под чутким руководством партии и правительства. Не было просто художественным полигоном технологий агитпропа. Задача стояла куда более грандиозная. В 1932 г. Максим Горький пишет программную статью «О старом и новом человеке», где обосновывает и подводит первые итоги культурной революции в СССР: в стране растёт новый человек — творец нового мира.

— Ирина Куликова: Неожиданно. Как я понимаю, песни стали появляться в советских картинах уже в 1930-е годы. Когда оно стало звуковым. Помню, что наиболее яркими были тогда музыкальные фильмы Григория Александрова.

— Руслан Богатырев: Талантливый ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна. Первая его музыкальная комедия совершила буквально переворот в массовом сознании. «Весёлые ребята» и бессмертная музыка Исаака Дунаевского стали неразрывным целым. Нашим ответом на киноиндустрию Голливуда. Александров даром время не терял и за три года зарубежного творческого турне вместе с Эйзенштейном (1929-1932) поднабрался знаний и опыта.

Его «Весёлые ребята» — это декабрь 1934 г. Премьера в двух шагах от Кремля — в первом советском звуковом кинотеатре «Ударник» с залом на 1500 мест. Открывал его в 1931 г. сам Луначарский.

В мае 1936 г. выходит следующая яркая картина — «Цирк». И вновь в главной роли незабываемая Любовь Орлова, жена Григория Александрова. В апреле 1938 г. — «Волга-Волга». Ещё один шедевр триумвирата Александрова, Дунаевского и Орловой.

— Ирина Куликова: Предвоенные фильмы были оптимистичны, музыкальны. Это были комедии для миллионов.

— Руслан Богатырев: Не только комедии советский кинематограф брал на вооружение. Вспомните, какой фильм произвёл самое яркое впечатление на юного Микаэла Таривердиева. Мы это уже обсуждали.

— Ирина Куликова: Помню. «Чапаев».

— Руслан Богатырев: Да. Снимали его Братья Васильевы. Таков был творческий псевдоним двух однофамильцев: Георгия и Сергея Васильевых. Георгий Васильев в Гражданскую войну служил на Дальнем Востоке под командованием Блюхера. Сергей Васильев был командиром эскадрона и воевал на Юго-Восточном фронте против армий Деникина.

В главной роли — будущий народный артист СССР Борис Бабочкин. Премьера состоялась в ноябре 1934 г. в Ленинграде, на Невском проспекте, недалеко от Аничкова моста, в кинотеатре «Титан». Это был любимый фильм Сталина.

По нашей классификации всё это фильмы сталинского периода. Точнее говоря, его второго этапа — первых двух пятилеток (1928-1937). Самый расцвет советской патриотической песни пришёлся на остальные три этапа: довоенный, военный и послевоенный. Но о них мы поговорим уже в нашей следующей беседе.