(Из цикла «Азбука Рима»)
«Сладостным страхом объят,
В древний вхожу Пантеон».
(Д.Мережковский)
Весна воцарилась в Риме. Солнце полновластно утвердилось на небосводе Вечного города.
- Завтра, 21 апреля - день рождения Рима, - сказала позвонившая мне накануне Лаура. – Давай к полудню отправимся в Пантеон. Представляешь, древние строители так рассчитали, что в этот день, ровно в 12 часов лучи солнца, проникая через девятиметровое «Око Пантеона», падают точно на вход в храм. В древности простые обитатели Рима усматривали в этом знак богов. Словно сам бог солнца Аполлон приглашал к себе в этот день земного правителя.
- Как у Тютчева. « Его призвали всеблагие
Как собеседника пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!»
- Именно так это и выглядело. Двери раскрывали, и император в сияющем столпе солнечного света вступал в храм. Знаешь, ведь и теперь, спустя тысячелетия, этот столп света, ниспадающий с небес и встречающий тебя у входа, производит удивительное и неотразимое впечатление. Напоминает нисхождение благодатного огня в Иерусалиме.
На другой день по дороге к Пантеону мы мысленно обратились к минувшим событиям и канувшим в вечности людям.
- Пантеон построили в эпоху Августа Октавиана?
- Да. После победы над Антонием и Клеопатрой в 31г. до н.э. и присоединения Египта к Римской империи, император Август Октавиан сразу по возвращении занялся обустройством Вечного города. Он расширил его территорию, осушив болотистую зону Марсова поля, и повелел выстроить здесь, на берегу Тибра, великолепный мавзолей для себя и своей семьи.
- Невообразимо, но эту усыпальницу можно посетить и сегодня. В этом магия Вечного города.
- Тогда Августу Октавиану, как на поле брани, так и в мирное время, во всем помогал и содействовал его верный соратник и друг, прославленный полководец Марк Випсаний Агриппа. Он у меня вызывает симпатию своей чрезвычайной скромностью. Представляешь, несмотря на многочисленные победы на суше и на море, он неизменно отказывался от триумфов. Предоставляя эту честь императору Августу Октавиану.
- Агриппа, кажется, был женат на дочери Августа?
- В запутанную историю браков императора и его окружения неизбежно вплетаются многообразные домыслы и слухи. Некоторые исследователи полагают, что Агриппа поначалу действительно был влюблен в единственную дочь императора - Юлию, но не смел просить ее руки. Впрочем, Август распоряжался судьбами своих родных и близких по своему усмотрению, тасуя их как карты. Юлию он выдал замуж за своего племянника Марцелла. Причем распорядителем на свадьбе был Агриппа, которого император тогда женил на своей племяннице.
- Но сам-то Октавиан женился по любви, правда, уже в третьем браке.
- Мог себе позволить. Действительно, в 39 году до н. э. когда 23-летний Октавиан познакомился с Ливией, он с первого взгляда влюбился в неё. Хотя Ливия в ту пору была замужем и к тому же беременна вторым сыном. Будущим императором Тиберием. Но Август Октавиан заставил её развестись и сам развёлся со своей второй женой. Повременив, правда, немного, пока она родила ему единственную дочь Юлию. На другой же день, презрев все традиции и условности, он незамедлительно женился на Ливии.
- Но общих детей у них так и не появилось.
- Зато был Тиберий, сын Ливии от первого брака, которому она исподволь, дозволенными и недозволенными средствами подготавливала дорогу к императорскому трону. Своими интригами Ливия даже внесла разлад между Августом и Агриппой. В результате Агриппа на время удалился на остров Лесбос, а Октавиан назвал своим преемником Марцелла, мужа дочери Юлии. Однако Марцелл в 21 году до н.э. умер, и Август снова призвал Агриппу, заставил его развестись и жениться на овдовевшей Юлии. Такой брак делал Агриппу вторым человеком в государстве и наследником власти Августа. Только вот Юлия к тому времени славилась не столько красотой и живостью характера, сколько неуёмным распутством.
- Кажется, Тацит вспоминал горькое замечание Октавиана: «У меня есть две своенравные дочери — Римский народ и Юлия».
- Но все же, несмотря на супружескую неверность, Юлия успела родить Агриппе пять детей. Когда же в 12 году до н. э. Агриппа неожиданно умер, Август выдал её замуж за Тиберия, заставив его развестись с горячо любимой первой женой.
- Историки видят в этом руку Ливии. Хотя этот брак не принёс счастья никому. Тиберий, отчаявшись, покинул Рим и уехал на Капри. А Юлию, в конце концов, обвинили в разврате и предательстве, да ещё и в покушении на отцеубийство. По римским законам отцеубийцу зашивали в мешок с собакой, змеёй, петухом и живьём сбрасывали в Тибр. Впрочем, Август сжалился над беспутной дочерью и ограничил наказание ссылкой на острова, где Юлия со временем умерла. Говорят, просто от истощения.
Однако, вот мы и у Пантеона. Благоустраивая этот район вслед за императором, Марк Агриппа на личные средства построил здесь первые бесплатные термы и провел два водопровода. Один из них по сей день подает воду к фонтану Треви. А в 27 - 25 годах до н.э. Марк Агриппа занялся возведением Пантеона, что по-гречески означает храм всех богов. Однако, столетие спустя император Адриан реконструировал Пантеон. И хотя новый монумент почти ничего не унаследовал от старой постройки, на фризе портика Адриан благородно увековечил имя его первосоздателя – Марка Агриппы, а свое имя поставил ниже и маленькими буквами.
- Но строительством занимался не сам Адриан, а замечательный архитектор того времени - Аполлодор Дамасский. В отличие от Египта, Иерусалима и древней Греции, где для сооружения храмов использовали каменные блоки, римляне строили свои сооружения из кирпичей и бетона, изобретенного ими в III веке до н.э.
Однако, часы пробили 12. Минуя грандиозный крытый портик, мы подходим к огромным, массивным дверям, сохранившимся ещё со II века. Сквозь них льётся поток света, падающий через отверстие в крыше огромного круглого зала, который иногда называют Ротондой. Купол Пантеона представляет собой сферу, идеально накрывающую цилиндрическую постройку. Причем, высота и диаметр Ротонды равны по величине и составляют 43,4 м. То есть купол Пантеона на метр с лишним больше купола собора Святого Петра. Купол Пантеона составлен из пяти рядов постепенно уменьшающихся бетонных кессонов. Он кажется лёгким и даже воздушным из-за углублений в кессонах. К тому же римляне облегчали бетонную смесь, наполняя её обломками кирпича и пемзы.
Рассказывают, что для возведения купола Аполлодор Дамасский соорудил грандиозную деревянную конструкцию. Она опиралась на огромный холм земли и скопившегося вокруг строительного мусора. Когда же купол был готов, холм надо было убрать. По одной из римских легенд, чтобы ускорить расчистку храма, Адриан повелел рассыпать в огромной груде мусора монеты и даже упрятать туда несколько золотых слитков.
В центре полусферы купола, опрокинутого над пространством храма, вместо традиционного, «запирающего» конструкцию элемента, мастера древнего Рима оставили почти девятиметровое отверстие (8,7 м.) – oculus, или «око Пантеона». Оно служит для освещения и проветривания огромного зала.
Купол Пантеона опирается на двойные стены из обожженного кирпича. На древних, изготовленных вручную кирпичах, и сегодня можно различить клеймо с именем Адриана.
Внутри храм искусно украшен полихромным мрамором. Прежде в семи нишах стояли золоченые статуи семи языческих богов, именами которых названы планеты солнечной системы.
После утверждения христианства Пантеон, как и другие языческие храмы, был закрыт и заброшен. Чаще всего при строительстве христианских церквей древние языческие сооружения разрушали. Но когда очередь дошла до Пантеона, у папы Бонифация IV рука не поднялась уничтожить столь великолепное и уникальное сооружение. Он решил преобразовать Пантеон в христианский храм. В 609 году Бонифаций приступил к освящению сооружения, и, по преданию, семь черных духов, по числу стоявших там семи языческих изваяний, поднялись и вылетели в отверстие купола.
Вскоре сюда из катакомб на 28 повозках перевезли останки христианских мучеников, и Пантеон стал храмом Санта Мария ад Мартирес (Св. Марии всех мучеников). Так сонм языческих богов был заменен единым Богом, но окруженным многочисленными мучениками.
После раздела Римской империи бронзовое, позолоченное покрытие с купола император Констанций II в 663 году увез в Константинополь. Позднее купол покрыли свинцовыми плитами, сохранившимися до наших дней. А вот бронзу, оставшуюся на крыше портика, папа Урбан VIII отдал Бернини для изготовления центрального алтаря в соборе Святого Петра. Впрочем, следы бронзы еще и теперь можно разглядеть на бордюре купольного отверстия.
Чтобы как-то восполнить кощунственное хищение бронзы с портика Пантеона, Урбан VIII попросил Бернини украсить храм двумя колокольнями. Однако римлянам эта "компенсация" не понравилась, и колокольни, прозванные в народе "ослиными ушами", через некоторое время снесли.
В результате, Пантеон - единственное римское сооружение, дошедшее до наших дней практически в своем первоначальном виде. Со временем к нему добавлялись лишь монументы и элементы декора. В центральной капелле напротив входа сохранилась византийская икона начала VII века. С XV века в нише первого алтаря справа нежными красками сияет "Благовещение", приписываемое кисти Мелоццо да Форли.
До переноса в собор Св. Петра здесь в специальном киоте, который запирался на четырнадцать ключей, принадлежавших всем 14 районам Рима, хранился плат Вероники с нерукотворным ликом Христа. (См. «Святая Вероника и Спас нерукотворный»).
В 1520 году, в соответствии с завещанием Рафаэля, на средства мастера была отреставрирована капелла Пресвятой Девы Марии (у третьего выступа слева). Великий художник высказал желание быть похороненным в Пантеоне. На древнем саркофаге, украшенном двумя целующимися голубками, его друг и покровитель кардинал Бембо написал: "Здесь тот покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - Природа боялась быть побежденной, а после его смерти - умереть". Слева помещен бюст великого мастера, а справа - памятная доска с именем Марии, племянницы кардинала Бибьена, которая в течение шести лет оставалась единственной официальной невестой Рафаэля. Она умерла, как говорят, от горя, так и не дождавшись свадьбы, ибо Рафаэль бесконечно откладывал бракосочетание из-за небезызвестной дочки булочника Форнарины, которую он любил до последнего вздоха. И все же, чувствуя свою вину перед безвременно скончавшейся невестой, Рафаэль распорядился похоронить ее рядом с собой. Но одновременно художник заказал своему другу скульптору Лоренцетто сделать изображение Мадонны с Форнарины и поместить его подле своей могилы.
Совершенно необъяснимо в Вечном Городе родились слухи, будто останки великого мастера покоятся в капелле уроженцев города Урбино в церкви Санта Мария сопра Минерва. В 1833 году специальная художественно-религиозная комиссия добилась разрешения обследовать захоронение Рафаэля Санти в Пантеоне. После пяти дней раскопок в капелле Пресвятой Богородицы – Мадонна дель Сассо обнаружили деревянный гроб, несколько подпорченный влагой, попадавшей в храм во время наводнений. Собравшиеся ученые с волнением наблюдали, как рабочие осторожно отрывали присохшую крышку гроба. Под ней потрясенные собравшиеся с ликованием увидели останки божественного Рафаэля. Для большей убедительности известный анатом того времени Антонио Трасмондо и президент Археологической академии Луиджи Бьонди провели дополнительное научное обследование погребенного и пришли к неопровержимому заключению, что это действительно Рафаэль Санти. Тело мастера бережно уложили в новый гроб из римских пиний, который для надежности поместили в древнеримский мраморный саркофаг I в. н.э., специально предоставленный для этой цели Папой Григорием XVI. И прах Рафаэля снова вернули в капеллу Пресвятой Богородицы, перед которой неизменно замирают поклонники таланта великого мастера. Это событие получило широчайшую огласку в Риме. Слагались стихи и песни, культ Рафаэля разросся до невероятных масштабов. Не обошлось и без легкой сатиры Белли, который по этому поводу сложил сонет “Er corpo aritrovatto ” – “Вновь обретенные мощи”.
После Рафаэля в Пантеоне стали хоронить и других выдающихся людей Рима (художники Перуцци, Караччи, Дзуккари, Перин дель Вага, композитор Корелли и др.). Позднее здесь обрели вечный покой члены королевской фамилии Италии. Так с XVI века слово «пантеон» стало использоваться для обозначения усыпальниц увенчанных славой личностей.
Во время двух святых праздников в Пантеоне устраиваются трогательные представления. В праздник Успения Богородицы через отверстие купола возносится и исчезает в сияющих небесах изображение Девы Марии. А в Духов день, когда по евангельскому преданию огненные языки пламени коснулись каждого из 12 апостолов, и они, исполнившись Святого Духа, стали говорить на разных языках, через это отверстие на присутствующих ниспадают лепестки алых роз. Храм, который может вместить до 2 тыс. человек, отличается великолепной акустикой, и потому нередко используется для проведения концертов.