Доброта не забывается

Мансур Суруш

Меня не просто впечатлил, а буквально взял за душу рассказ Игоря Колса под названием «Цена чуда», перепечатанный газетой «Дайджест-Press». Это очень поучительный, назидательный рассказ, призывающий людей к милосердию, состраданию, сопереживанию и доброте. Небольшой по объему он стоит крупного произведения.
Оказывается, упомянутый рассказ очень понравился и одному моему хорошему знакомому, страстному голубятнику и завсегдатаю чайханы «Рохат» Абдукариму Расулову. И он поведал одну трогательную историю, очень схожую с тем, что описано в рассказе «Цена чуда». В свою очередь он ее слышал от своего друга, который некогда работал переводчиком в Кабуле. Эта история там и произошла, и она связана с именем «Соловья Востока», как называли незабвенного Ахмада Зохира, и которая свидетельствует, что он был не только великий, несравненный певец и композитор, но и человек с добрым сердцем. Человек с большой буквы.
Как-то в одну из городских аптек вошла некая женщина с обветшалой одеждой, что говорило, что она из бедняцкой среды. Женщина слезно обратилась к аптекарю и взмолилась:
- Мой ребенок смертельно болен. Врачи прописали одно лекарство, которое и может спасти моего единственного сынулю. Но я мать-одиночка, нигде не работаю, и у меня нет ни гроша за душой. Бога ради, помогите, дайте мне это лекарство. По гроб жизни буду помнить вашу доброту. Буду молиться, чтобы Аллах воздал вам стократно. Дайте, пожалуйста побыстрей, а то я живу в лачуге на окраине города, и боюсь, что не успею добежать. Сынуле в последние дни все хуже и хуже…
Аптекарь выслушал ее и развел руками.
- Но это очень дорогое лекарство,-пояснил он,- А я всего лишь продавец. У аптеки есть хозяин. Как я ему объясню, ума не приложу.
В это время в аптеку вошел красивый внешности молодой человек. При его виде аптекарь просветлел лицом и широко улыбнулся.
На сей раз женщина со слезами на глазах встала на колени и с протянутой рукой точь в точь повторила свою просьбу. Услышав ее горестные слова, молодой человек обратился к коленопреклоненной незнакомке и сказал:
- Вставайте, Аллах услышал вашу мольбу.
Затем повернувшись к аптекарю велел принести то самое лекарство, причем не одно, а вдвое больше.
- Я заплачу сколько надо, - сказал он.
Аптекарь поспешно принес лекарство в двух упаковках и протянул женщине. Изумленная, она быстро схватила их. А молодой человек, достав из кармана деньги, дал их женщине и сказал:
- Это вам на такси. Спешите домой, к своему ребенку. Иншааллох, он выздоровет.
Пораженная женщина, не зная, что ответить, только проговорила:
- Да, правильно говорят, мир не без добрых людей. Век буду помнить вашу доброту.
Затем добавила:
- Ни разу в жизни не ездила на такси.
После этого она поспешно вышла из аптеки, не веря, что ей так крупно повезло, что руку помощи может протянуть и незнакомый человек.
Через несколько дней она вновь появилась в аптеке, но уже не была похожа на убитую горем.
- Сынуля пошел на поправку, - не скрывая радости, сообщила она аптекарю. Лекарство помогло.
Спустя минуту женщина спросила аптекаря:
- Не знаете, кто был наш с сынулей спаситель, которого в тот день мне послал сам Аллах всемогущий?
- Как не знаю, знаю, да его весь мир знает, - ответил аптекарь. - А вы неужто не узнали? Это же всеми нами любимый Ахмад Зохир, песни которого мы готовы слушать денно и нощно.
На лице женщины застыло удивление.
- Ахмад Зохир, говорите, - переспросила она
А когда аптекарь утвердительно кивнул, продолжила:
- Но в моей хибарке нет ни радио, ни телевизора. Откуда?! Да и до песен ли было мне с той поры, когда неизлечимый недуг приковал моего сынулю к постели. Слава Аллаху, боли отпустили его.
Прошло время, и мир облетела весть о том, что Ахмад Зохир в возрасте 33 лет трагически погиб на перевале Саланг, был расстрелян. Весть эта потрясла всех. Наемного убийцу проклинают и готовы нещадно растерзать на мелкие куски и афганцы, и таджики, и иранцы, и не только они.
Вскоре после этого страшного преступления на кладбище Шахеда – е Солехон, где вечным сном спит популярнейший и поныне певец Ахмад Зохир, каждую пятницу и по всем мусульманским праздникам стала наведываться та самая женщина. Она садилась у его могилы и воздев руки к небу, читала молитвы за упокой его души.
Это продолжалось довольно долго, и это не могли не заметить родные и близкие покойного. Однажды, столкнувшись с этой женщиной на кладбище, дочь Ахмада Зохира, Шабнам, которая родилась на другой день после его убийства, спросила ее:
- Кем вы приходитесь моему отцу? Почему вы, как и вся наша семья, вся наша родня, так часто посещаете его могилу?
Женщина внимательно посмотрела на Шабнам и с грустью ответила:
- Я ему никем не прихожусь, да и видела всего один раз. Но это дорогой для меня человек и я буду благодарна ему всю свою жизнь. Потому что только благодаря его бескорыстной помощи мой единственный, тяжело больной сын получил лечение и выжил. Вашего отца я считаю спасителем не только своего сына, но и своей жизни. Если бы не его помощь и мой сын, не дай Аллах, умер бы, я бы тоже вслед за ним легла бы в могилу.
И она в двух словах рассказала, как и чем ей помог Ахмад Зохир. Услышав это, Шабнамни сколько не удивилась.
- По рассказам матери и тех, кто был близок с отцом, сказала она, - он всем помогал чем мог, никому не отказывал и давал милостыню каждому встречному нищему.
А та женщина продолжала регулярно навещать могилу Ахмада Зохира. И не удивительно, в подлунном мире все зыбко и невечно, но доброта остается навсегда и не забывается никогда.
Мансур Суруш