Мой кактус и его кактусята

Евгения Светлова
   Некоторое время назад со мной произошёл удивительный случай. В одном из старых номеров журнала «Наука и жизнь» я прочитала небольшую статью об эксперименте студентов-биологов с кактусом. Журнал «Наука и жизнь» раньше был одним из моих любимых журналов, никакой назойливой рекламы в то время там не печатали.   
   
   Так вот в той статье говорилось, что кактусы могут что-то понимать, чувствовать, улавливать настрой человека и соответственно отвечать доступным для них (кактусов) образом. Читателям предлагалось поэкспериментировать со своими кактусами дома, а конкретно – попросить их (кактусов) зацвести. По мнению экспериментаторов растения должны были ответить на эти просьбы. При этом нужно было не только просить, но и хвалить их.
   
   Я рассказала об этом дома. Мой муж, разумеется, с большим удовольствием обсмеял и авторов статьи, и меня, объясняя, что эти статейки пишутся именно для таких наивняков как я. Наша дочь сдержанно сказала, что это очень сомнительный опыт. И только баба Люба меня поддержала, а свой кактус она принесла и подарила его мне уже год назад. Все свои комнатные растения она, не заморачиваясь на какие-либо научные методы посадки, сажала в жестяные банки из-под повидла, продырявив в них на дне дырки, а землю брала простенько под балконом. Но все её комнатные цветы были потрясающе красивы, просто буйствовали на удивление соседям и знакомым. Кактус рос у неё уже несколько лет, но ни разу не цвёл. Мы пересадили его в красивый керамический горшок, и поставили на застеклённой кухонной лоджии, где ему всегда было тепло и светло. Не цвёл он и у меня.

   Итак, несмотря на скепсис моих домашних, исключая бабу Любу, я решила провести этот опыт. В июне начала я каждое утро и вечер, и вообще в любое время суток, когда было время, его приветствовать, желать спокойной ночи и заявлять, что он очень красивый, хороший. И, конечно, просила зацвести. Дочь и папик не рискнули отказаться от участия в опыте, чтобы не обидеть нас с бабой Любой. Таким образом, мы разговаривали и развлекали кактус каждый день:

   – С добрым утром, приветик, какой ты красивый. Ты мне очень нравишься, зацвети, пожалуйста! Я тебя очень люблю!

   Оппозиция «папик – дочь» ждала своей триумфальной победы, и в соответствии со своим скепсисом, с юмором закатывая глаза, приветствовала и даже поздравляла кактус с разными профессиональными праздниками, случившимися в то время. Так это продолжалось целый месяц. И вдруг в июле на одной из лапок у кактуса появился какой-то бугорок.

   – Смотрите, смотрите! Он услышал, это точно будет цветок!

   – Да нет – это просто будет новое ответвление, веточка. Ну, если вам с бабой Любой нравится называть ветку лапкой, пусть будет – лапкой. Это – новая лапка! – сказал папик.

   Я про себя засомневалась, может и в самом деле растёт новое ответвление-веточка. Но виду не подала. Время шло, бугорочек увеличивался и становился похожим на бутон цветка всё больше и больше, а в августе стало понятно, что лепестки цветка будут розовыми. Стебелёк увеличился примерно до 10 см. Мы продолжали всё также нахваливать нашего питомца.

   «Оппозиция» слегка подвяла и не выступала больше. Было видно, что цветок должен был вот-вот раскрыться. Но нет – не раскрывался. А во второй половине августа мы пригласили друзей на мой день рождения, был, кстати, выходной. После пяти часов вечера друзья начали потихоньку собираться. Кактус, разумеется, был в центре внимания и гости ожидали, когда же он раскроется. У всех было ощущение, что он должен сейчас, точно сейчас раскрыться.

   Мы окружили его, стояли и смотрели в ожидании. Всем хотелось увидеть этот момент. Но нет – ничего не происходило. Все устали и, справедливо рассудив, что ожидать придётся неизвестно как долго, ушли из кухни. Я осталась на кухне одна, чтобы приготовить кофе.

   Вдруг я почему-то я оглянулась на кактус: цветок раскрылся! Он был потрясающе красив – нежно-розовый с изумительным запахом. Пришелец чуда фантастичный, я запаха цветов не знала лучше!

   – Смотрите, смотрите – он раскрылся!

   – Эх, зря мы ушли, ещё бы чуть-чуть подождали и увидели бы, как это было!

   А я думаю, нет. Я верю, что кактус подарил свой цветок именно мне. Поэтому и ждал, когда я останусь одна с ним в комнате. В это трудно поверить, что кактус зацвёл не раньше и не позже, а точно в мой день рождения, когда мы остались с ним одни в комнате. Но это так и было. Он цвёл ровно одни сутки, как написано в научных книжках. Я потом читала об этом.

***

   Оппозиция была триумфально побеждена. И потому несколько позже, вдохновившись победой, я приступила ко второй части опыта : в статье говорилось, что кактус улавливает вредные для человека магнитные волны от компьютера. И теперь уже с полного согласия папика мы с бабой Любой отсадили маленькую лапку от нашего кактуса в горшочек, который он поставил в своём кабинете на столе рядом с компьютером. Этим заинтересовались его друг и коллега и ещё один коллега. Они попросили посадить и принести им тоже. Итого – три кактусёнка.

   На следующий год мы переехали в другой город, а кактусы вынуждены были оставить друзьям. Через пару-тройку лет я приехала туда в гости, и, конечно, поинтересовалась кактусами.

   – Не поверишь, но большой уже несколько раз цвёл. А маленькие тоже. Причём два из них цветут каждый год (один раз в году), те которые принадлежали твоему мужу и его другу. А третий, который был у коллеги, не цветёт вообще. Коллега даже обижается на кактус. Думаю, ему тоже нужно поговорить с ним (кактусёнком).

Теперь, когда мне кто-то говорит,
Не веря в чудеса и шутит, и острит –
Такого не бывает, это совпаденье.
Во мне он вызывает только сожаленье.
А  кактус  мой  я  помню  и  люблю,
И за подарок нежный его благодарю.

Видно, чудеса приходят не ко всем.
Прийти  они  сумеют  только к тем,
Кто верит, кто надеется, кто ждёт.
Вот  к  ним  то  чудо  и  придёт!

   Реальные события, хотя атеистам-материалистам в это не хочется верить. Но есть свидетели – точно так всё и было.