СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ
На основании последних исследований в области образования установлено, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования.
Ибо некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.
Общеизвестно, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе угрозу: врач-недоучка – здоровью, плохой педагог – будущему наших детей, неграмотный конструктор - миллионам попусту потраченных денег и природе, неважный инженер и руководитель может привести к национальной трагедии (Бхопал, Чернобыль, Башкирия, Московский аквапарк и др.).
Существует только один стандарт качества образования – высший мировой стандарт.
По образному выражению акад. Б.Е.Патона « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество».
Цель высшей технической школы ХХ1 века – это подготовка высококвалифицированных специалистов (а настоящий специалист вырастает из студента такого вуза, где он вовлечен в творческую деятельность, в творческий научный поиск, в исследовательскую работу, изобретательство, рационализацию…).
Одни из главных недостатков в подготовке большинства выпускников инженерных специальностей это:
а) неумение самостоятельно ставить новые задачи;
б) неумение решать задачи поиска новых конструкторско-технологических решений самого высокого уровня и т.д.
Причина такого несовершенства в том, что нынешний учебный процесс построен на решение таких теоретических и практических задач, для которых уже имеется готовая постановка задачи, дается способ решения в виде четкого алгоритма, имеются примеры решения задач по этому способу, преподавателю (да и студенту) известен ответ. При этом решение задачи часто превращается в рутинную работу, не требующую глубоких творческих размышлений.
Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у студентов навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико-экономических проблем, умения находить эффективные решения в любой ситуации и любом месте.
Проблемы активизации познавательной деятельности – это современная проблема повышения эффективности обучения.
При этом резко не отрицается многовековой опыт обучения, а лишь ставится ряд новых, дополнительных задач, таких как:
• научить студентов учиться самостоятельно;
• сделать будущих специалистов творческими личностями, способными к решению задач различной сложности;
• прививать обучаемым надежные навыки и умения в познавательной деятельности, и, прежде всего, работать самостоятельно;
• осуществлять постоянно комплекс мероприятий, связанных с рациональным отбором учебной информации, соответствующей современному состоянию науки, техники, производства, культуры и перспективам их развития;
• совершенствование научной организации учебного процесса, заключающейся в глубокой продуманности и научного обоснования каждого предпринимаемого шага с точки зрения законов педагогики, социологии, психологии, теории информации, кибернетики и др. наук.
Главная специфика обучения (в т.ч. и в техническом вузе) – осмысление получаемой учебной информации, переработка ее в сознании, анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной) и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
Задача обучения состоит в том, чтобы закрепить необходимую информацию в памяти человека, обеспечить ее сохранение на достаточно длительный период для оперативного пользования.
Главное в работе любого педагога помочь студенту достигнуть своего максимума. С воспитательной точки необходимо приучить каждого человека к планомерной и систематической работе.
При проверке качества знаний следует ориентироваться не только на конечный результат решения той или иной задачи, но и также и на процесс его получения.
Проблема повышения эффективности управления познавательной деятельностью обучаемых (учащиеся, студенты, курсанты, слушатели) в значительной мере связана с эффективностью контроля за процессом усвоения знаний и других компонент (умения, навыки, качества, способности…). Вопрос разработки и внедрения эффективной системы контроля качества знаний обучаемых до настоящего времени не имеет удовлетворительного решения и остается одной из актуальных проблем дидактики высшей школы. Однако как показывает анализ теоретических и экспериментальных работ, проведенных в отдельных вузах Р Уз (ТХТИ, ВТШП, ТАДИ, ГиГД ТашГТУ и др.)[1, 2], внедрение нормативного рейтинга, как современной системы контроля качества знаний студентов, может стать эффективным решением этой весьма актуальной дидактической проблемы. Рассматриваемый нами нормативный рейтинг построен на принципе непрерывного контроля и самоконтроля качества, приобретаемых студентами знаний и умений по каждой изучаемой дисциплине. Как психолого-педагогическая система нормативный рейтинг нацелен на решение следующих психолого-педагогических задач:
• повышение объективности, точности и надежности оценки знаний и умений каждого студента;
• активизация учебно-творческой деятельности студентов:
• стимулирование развития позитивных личностных качеств студентов (волевых, моральных, познавательных, интеллектуальных и др.);
• стимулирование развития творческих способностей и профессиональных потребностей у студентов;
• формирование и непрерывное развитие повышенных мотивов и интересов в приобретении прочных и глубоких профессиональных и гуманитарных знаний.
В основе разработанного нами нормативного рейтинга лежит дидактический принцип многообразия видов учебно-творческой деятельности: выполнение устных и письменных работ, аудиторных и самостоятельных работ, учебных и творческих работ, аналитических и графических работ и т.д. В структуру нормативного рейтинга заложены психологические механизмы активизации и стимулирования учебно-творческой деятельности, выявления и развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, формирование и развития умений и навыков по самоанализу и самоконтролю своей учебно-творческой деятельности, развитие умений по организации систематической учебно-творческой работы и другие.
Объективность, точность и надежность оценки знаний и умений студентов достигается благодаря применению единой рейтинговой шкалы с высокой дифференцирующей способностью и использованию строго рассчитанных нормативов баллов за все виды организационных, учебных и творческих работ, выполняемых студентами. Реализованная на практике рейтинг-шкала разработана на основе положений педагогики выбора и сотрудничества, которые способствуют активному формированию таких качеств у студентов, как самостоятельность, инициативность и ответственность. Составными частями нашего рейтинга являются:
• организационный учебный и творческий блоки;
• единая рейтинговая шкала и нормативы баллов за все виды работ учебно-творческой деятельности студентов по конкретной дисциплине;
• психологический и педагогический анализ учебно-творческой деятельности по данной дисциплине;
• инструкции, раскрывающие нормы качественного выполнения всех видов учебных и творческих работ;
• стандартизированные педагогические тесты, предназначенные для итоговой проверки уровня усвоения материала по данной дисциплине;
• банки индивидуальных заданий по всем видам учебных и творческих работ;
• формы рейтинговых журналов и рейтинговых ведомостей.
Практическое применение нормативного рейтинга в течение последних 10 лет показало его достаточную полезность и эффективность, т.к. все компоненты учебного процесса находятся во взаимодействии и взаимосвязи, хотя и требуется некоторый определенный период для психологической адаптации студентов к восприятию данного рейтинга.
Экспериментальная проверка эффективности нормативного рейтинга в ряде вузов показала следующие результаты:
• активность, инициативность и ответственность студентов при выполнении учебно-творческих работ повысилась в среднем 1,5 – 2 раза;
• ритмичность и систематичность работы студентов значительно повысилась (по сравнению с контрольными группами, использующими поэтапный рейтинг).
• важным узловым моментом рассматриваемой нашей рейтинг-системы является совмещение и разумное сочетание ЖР (жесткий рейтинг), предусматривающего последовательное, «жесткое» прохождение всех этапов обучения; и МР ( мягкий рейтинг ), который ставит полноту прохождения ( отдельных этапов ) как выбор работ на определенную оценку, т.е. позволяет студенту ориентацию в познавательной деятельности на «собственную образовательную траекторию», что в конечно итоге воспитывает и подготавливает творческую личность, в которых так нуждается современное общество при своем непрерывном развитии.
Рис. 1 -2 Схема бланка самоконтроля студентов при освоении учебной дисциплины ( модульный вариант обучения)
Современный специальный труд – труд очень сложный и требует для своего выполнения чрезвычайно высокой квалификации, поэтому смысл обучающей технологии ХХ1 века должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы, воспитанию у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также высокого уровня развития умственных сил, гибкости ума, умения быстро улавливать новое, адаптироваться к нему и пр.
Этому в большей степени способствуют наиболее эффективные методы обучения и развития личности. Среди которых особое место занимают методы модульного обучения.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Худоев А.Д., Абдуллаев Э.Р.Фефелов В.С. Методические указания по разработке и внедрению современного рейтинга в учебный процесс. – Ташкент: ВТШПБ, 2002..
.