Современные педагогические технологии и их роль в

Анатолий Антонец
 СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И   ИХ РОЛЬ  В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

На основании последних исследований  в области образования установлено, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования.   
Ибо некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения  - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.
Общеизвестно, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе угрозу: врач-недоучка – здоровью, плохой педагог – будущему наших детей, неграмотный конструктор -  миллионам попусту потраченных денег и природе, неважный инженер и руководитель может привести  к национальной трагедии (Бхопал, Чернобыль, Башкирия,  Московский аквапарк и др.).
Существует только один стандарт качества образования – высший мировой стандарт.
По образному выражению акад. Б.Е.Патона  « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество».

Цель высшей технической школы  ХХ1 века – это подготовка  высококвалифицированных специалистов (а настоящий специалист вырастает из студента такого вуза, где он вовлечен в творческую деятельность, в творческий научный поиск, в исследовательскую работу, изобретательство, рационализацию…).
Одни из главных недостатков  в подготовке большинства выпускников инженерных специальностей это:
а) неумение самостоятельно ставить новые задачи;
б) неумение решать задачи поиска новых конструкторско-технологических решений самого высокого уровня и т.д.
Причина такого несовершенства в том, что нынешний учебный процесс построен на решение таких теоретических и практических задач, для которых уже имеется готовая постановка задачи, дается способ решения в виде четкого алгоритма, имеются примеры решения задач по этому способу, преподавателю (да и студенту)  известен ответ. При этом  решение задачи   часто превращается  в рутинную работу, не требующую глубоких творческих размышлений.
Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у студентов навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико-экономических  проблем, умения находить эффективные решения в любой ситуации и любом месте. 
Проблемы активизации познавательной деятельности – это современная проблема повышения эффективности обучения.
При этом резко не отрицается многовековой опыт обучения, а лишь ставится ряд  новых, дополнительных задач, таких как:
• научить    студентов  учиться самостоятельно;
• сделать будущих специалистов творческими личностями, способными к решению задач различной сложности;
• прививать обучаемым надежные навыки и умения в познавательной деятельности, и,    прежде всего, работать самостоятельно;
• осуществлять постоянно комплекс  мероприятий, связанных с рациональным отбором учебной информации, соответствующей современному состоянию науки, техники, производства, культуры и перспективам их развития;
• совершенствование научной организации учебного процесса, заключающейся в глубокой продуманности и научного обоснования каждого предпринимаемого шага с точки зрения законов педагогики, социологии, психологии, теории информации, кибернетики и др. наук.
Главная  специфика обучения  (в т.ч. и в техническом вузе) – осмысление получаемой учебной информации, переработка ее в сознании, анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной) и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
Задача обучения  состоит в том, чтобы закрепить необходимую информацию в памяти человека, обеспечить ее сохранение на достаточно длительный период для оперативного пользования.
Главное в работе любого педагога помочь студенту достигнуть своего максимума. С воспитательной точки необходимо приучить каждого человека к планомерной  и систематической работе.
При проверке качества знаний следует ориентироваться не только на конечный результат решения той или иной задачи, но и также и на процесс его получения.
Проблема повышения эффективности  управления познавательной деятельностью обучаемых (учащиеся, студенты, курсанты, слушатели) в значительной мере связана с эффективностью контроля за процессом усвоения знаний  и других компонент (умения, навыки, качества, способности…). Вопрос разработки и внедрения эффективной системы контроля качества знаний обучаемых  до настоящего времени не имеет удовлетворительного решения и остается одной из актуальных проблем дидактики высшей школы. Однако как показывает анализ теоретических и экспериментальных работ, проведенных в отдельных вузах Р Уз (ТХТИ, ВТШП, ТАДИ, ГиГД ТашГТУ и др.)[1, 2], внедрение нормативного рейтинга, как современной системы контроля качества знаний студентов, может стать эффективным решением этой весьма  актуальной дидактической проблемы. Рассматриваемый нами нормативный рейтинг построен на принципе непрерывного контроля и самоконтроля качества, приобретаемых студентами знаний и умений по каждой  изучаемой дисциплине. Как психолого-педагогическая система нормативный рейтинг нацелен на решение следующих психолого-педагогических задач:
• повышение объективности, точности и надежности оценки  знаний и  умений каждого студента;
• активизация учебно-творческой деятельности студентов:
• стимулирование развития позитивных личностных качеств студентов (волевых, моральных, познавательных, интеллектуальных и др.);
• стимулирование развития  творческих способностей и профессиональных потребностей  у  студентов;
• формирование и непрерывное развитие повышенных мотивов и интересов в приобретении прочных и глубоких профессиональных и гуманитарных знаний.

  В основе разработанного нами нормативного рейтинга лежит дидактический принцип многообразия видов учебно-творческой деятельности: выполнение устных  и письменных работ, аудиторных и самостоятельных работ, учебных и творческих работ, аналитических и графических работ и т.д. В структуру нормативного рейтинга заложены психологические механизмы активизации и стимулирования учебно-творческой деятельности, выявления и развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, формирование и развития умений и навыков по самоанализу и самоконтролю своей учебно-творческой деятельности, развитие умений по организации систематической учебно-творческой работы и другие.
Объективность, точность и надежность оценки знаний и умений студентов достигается благодаря применению единой рейтинговой шкалы с высокой дифференцирующей способностью и использованию строго рассчитанных нормативов баллов за все виды организационных,  учебных и творческих работ, выполняемых студентами. Реализованная на практике рейтинг-шкала  разработана на основе положений педагогики выбора и сотрудничества, которые способствуют активному формированию таких качеств у студентов, как самостоятельность, инициативность и ответственность. Составными частями нашего рейтинга являются:
• организационный учебный и творческий блоки;
• единая рейтинговая шкала и нормативы баллов за все виды работ учебно-творческой деятельности студентов по конкретной  дисциплине;
• психологический и педагогический анализ учебно-творческой деятельности по данной дисциплине;
• инструкции, раскрывающие нормы качественного выполнения всех видов учебных и творческих работ;
• стандартизированные педагогические тесты, предназначенные для итоговой  проверки уровня усвоения материала по данной дисциплине;
• банки индивидуальных заданий по всем видам учебных и творческих работ;
• формы рейтинговых журналов и рейтинговых ведомостей.
 
Практическое применение нормативного рейтинга в течение  последних 10  лет показало его достаточную полезность и эффективность, т.к. все компоненты учебного процесса находятся во взаимодействии и взаимосвязи,  хотя и требуется некоторый   определенный   период для психологической адаптации студентов к восприятию данного рейтинга.   
Экспериментальная проверка эффективности нормативного рейтинга в  ряде вузов показала следующие результаты:
• активность, инициативность и ответственность студентов при выполнении учебно-творческих работ повысилась в среднем 1,5 – 2 раза;
• ритмичность и систематичность работы студентов значительно повысилась (по сравнению с контрольными группами, использующими поэтапный рейтинг).
• важным узловым моментом  рассматриваемой нашей  рейтинг-системы   является  совмещение  и разумное сочетание    ЖР (жесткий рейтинг), предусматривающего последовательное, «жесткое»  прохождение всех этапов обучения;  и    МР ( мягкий рейтинг ), который      ставит полноту прохождения   ( отдельных этапов ) как выбор работ на определенную оценку, т.е. позволяет студенту   ориентацию в  познавательной деятельности на «собственную образовательную траекторию», что  в конечно итоге  воспитывает и подготавливает  творческую личность, в  которых  так  нуждается  современное общество  при  своем  непрерывном развитии.
 
 
 
Рис. 1 -2   Схема  бланка самоконтроля   студентов  при освоении учебной дисциплины ( модульный вариант   обучения)

Современный специальный труд – труд очень сложный и требует для своего выполнения   чрезвычайно высокой квалификации,   поэтому  смысл обучающей технологии ХХ1 века   должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы, воспитанию  у них потребности в самообразовании,  стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки,  а также высокого уровня развития умственных сил, гибкости ума, умения быстро улавливать новое, адаптироваться к нему и пр.
Этому   в большей  степени  способствуют   наиболее  эффективные  методы обучения   и развития  личности. Среди которых   особое место занимают   методы модульного обучения.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,

 2. Худоев А.Д., Абдуллаев Э.Р.Фефелов В.С. Методические указания по разработке и внедрению современного рейтинга в учебный процесс. – Ташкент: ВТШПБ, 2002..

.