Садогурский Марк Михайлович

Геннадий Галифанов
                Это был очень своеобразный, со сложным характером, и потому запоминающийся человек. Выше среднего роста, с дородной фигурой, зычным голосом и неординарными поступками он сразу бросался в глаза. Было известно, что до перехода к гражданской жизни он служил в армии и в звании полковника уволился с военной службы по выслуге лет. До перехода к нам в институт на должность заместителя директора по производству работал руководителем республиканского отделения Спортлото. Служба в Армии на командирской должности выковала в нем привычку общаться с людьми так, как будто перед ним находятся подчиненные. Разговаривал с ними тоном, не терпящим возражений, был нагловат, не признавал за редким исключением, ничьих авторитетов и при необходимости мог совершать авантюрные поступки. Но свои служебные дела Марк вел успешно. Отличался хваткостью. Эффективно пробивал бюрократические препоны. Обеспечивал институт необходимыми материалами и оборудованием. Словом был крепким и надежным хозяйственником.
                У меня с ним сложились достаточно сложные отношения, главным образом из-за его нагловатого поведения. Не нравятся мне нагловатые личности, вот и все. Держал я Марка всегда на официальном расстоянии от себя. Работая ученым секретарем института дело поставил так, что находившееся под моим патронажем машинописное бюро печатало различные документы только с моей визой. Даже директор института не мог напрямую обращаться в машинописное бюро. Документы для отпечатки он передавал мне, иногда просил отредактировать текст. В общем была налажена система контроля, не позволяющая печатать материалы не имеющие никакого отношения к делам нашего института.
                Однако Марк не желал следовать установленному порядку. Он напрямую обратился в машинописное бюро с требованием отпечатать какие-то бумаги. Ему посоветовали получить сначала визу ученого секретаря.
                - Я зам директора, - кричал Марк. Почему я находясь на такой должности, должен получить визу ученого секретаря. Еще неизвестно, кто из нас главнее.
                Крики и аргументы Марка не помогли. Машинописное бюро было непреклонно.
                В общем Марк решил написать директору института докладную в том смысле, что он, занимая должность зам. директора, не должен получать визу ученого секретаря для отпечатки своих бумаг. Директор адресовал докладную Марка мне с визой «товарищу «К», Прошу решить». Насколько помню докладная имела весьма оригинальное, примерно такое содержание:
                «Наш ученый секретарь обложился машинистками, как турецкий султан. Когда мне надо отпечатать какой-нибудь документ я должен получить его разрешение. А я зам. директора. Почему я находясь на такой должности должен получить разрешение ученого секретаря. Пусть он управляет своим гаремом, но чтобы это меня не затрагивало.  Прошу дать указание, чтобы машинистки печатали мне документы без визы ученого секретаря». Там было еще что-то оригинальное, но за давностью времени припомнить не могу.
                В общем позвонил я Марку и предложил зайти ко мне в кабинет по поводу его докладной. Марк тут же примчался.
                - Вот что Марк. Я внимательно ознакомился с Вашим литературным произведением и должен признать, что сколько не всматривался текст Вашего шедевра, не обнаружил в нем ни одной орфографической ошибки, исключая некоторые запятые. Но самое главное, я обнаружил в Вас несомненный литературный дар. Чего стоит только это выражение «Обложился машинистками, как турецкий султан». Вы, я думаю, вполне можете стать восходящей звездой на литературном небосводе. Рекомендую отправить этот шедевр в журнал «Крокодил». Получите приличный гонорар. Вместе обмоем его. Так как, согласны.
                Марк за словом в карман не полез. Отреагировал почти мгновенно.
                - Конечно согласен. Мало кто может угнаться за мной в мастерстве четко излагать свои мысли. И хотя у меня всего три класса еврейской школы, но они равняются целому советскому университету.      
                - Кто бы сомневался в этом Марк, я ведь Вас похвалил. Рекомендую и далее развивать свои литературные дарования. Вы свободны Марк. Всего доброго и дальнейших успехов на литературном поприще.
                Марк вылетел из кабинета, как ошпаренный. Через какое-то время дошли до меня слухи, что он жаловался кое кому, что ученый секретарь обвинил его в безграмотности. Как бы там ни было, но Марк был вынужден подчиниться установленному мной порядку.
                Был также случай, когда я в письменной форме направил Марку предписание типа: «Предлагаю Вам в трехдневный срок представить отчет об обеспеченности института материалами и оборудованием». Разгневанный Марк с моим предписанием тут же ринулся к директору:
                - Как может ученый секретарь, мне полковнику, предлагать в трехдневный срок представить отчет. Это что ультиматум, откуда у него такие наполеоновские замашки. Он может просить меня, а не предлагать.
                Директор пригласил меня на беседу.
                - Ну что тут такого, -ответил я директору. Марк военный человек и должен хорошо понимать военный язык. Поэтому разговаривать с ним нужно на том языке, который он хорошо понимает, то есть на военном языке.
                - Ну здесь же не армия, нельзя так ультимативно выдвигать человеку требования, помягче обращайтесь с ним пожалуйста - посоветовал директор.
                Находясь в командировках в районных центрах, Марку ничего не стоило зайти в какой-либо универмаг и с порога громовым голосом приветствовать продавцов:
                - Здравствуйте товарищи спекулянты!
                Ошеломленные таким обращением продавцы вытаскивали их своих загашников дефицитный товар и удовлетворяли насколько могли запросы странного и возможно опасного для их торговли дефицитом покупателя.   
                Работники одной из наших опытных станций рассказывали, что после устроенного руководством станции перед его отъездом застолья, ему в дорогу презентовали несколько бутылок коньяка
                - Зачем мне нужен Ваш вонючий коньяк, - кричал полупьяный Марк. Деньги, деньги мне в карман кладите.
                Вообще он был оригинален в ряде эпизодов. Помнится к нему в кабинет летом в пиджаке зашел по какому-то делу один из работников опытной станции.
                - Ты почему в такую жару в пиджаке? – спросил у него Марк.
               -  У меня нет одной руки, поэтому я в пиджаке.
                Марк поднялся с места, подошел к посетителю и прошептал ему на ухо:
                Если одной руки нет – это полбеды, а вот если х..я  нет, вот это уже беда. 
                В другой раз к нему зашли две женщины. Поскольку они попали перед тем, как зайти к Марку под дождь, их лица были испещрены местами потеками косметической краски. Едва они перешагнули порог кабинета Марка, как тут же услыхали:
                - Мне ложиться или садиться?
               - Хотите ложитесь, хотите садитесь, ответили женщины, не понявшие причину такого странного вопроса Марка.
                Не сомневаюсь, что было еще много достаточно интересных и забавных эпизодов с участием Марка. Здесь же мной описана лишь какая-то их малая толика, о которой мне довелось услышать. 
                После развала Союза я посоветовал Марку поехать с семьей на постоянное место  жительства в Германию.
                Там, - сказал я ему, - сейчас охотно евреев принимают, всем обеспечивают:  квартирой, жильем, работой, учебой. Им немцам надо как-то загладить свою вину перед евреями во времена Гитлера. Вот они и стараются. Загладить свою вину они никогда не смогут. И хотя это так, тем не менее хотят как-то респектабельнее выглядеть в глазах мирового сообщества.
                Нет, я лучше в Одессу поеду, - ответил Марк. Вдруг в Германии новый Гитлер появится. И тогда опять могут повториться гитлеровские кошмары.
                Марк действительно уехал на постоянное место жительства в Одессу. При написании этого рассказа решил набрать в поисковой строке Google «Садогурский Марк Михайлович» и получил изображение надгробия на еврейском кладбище в Одессе с информаций на иврите и русском языках:    
                Марк Михайлович
                Садогурский
                14.08.1931-08.05.2016
                Не стало яркого, неординарного человека. Но что такое жизнь, что такое человеческая память, и что такое мы все живущие на Земле по сравнению с бездонной и необозримой громадиной его величества «Космос». Не только наша Планета, но даже наша Солнечная Система – это исчезающе малая величина в безбрежном океане Вселенной. Вполне возможно, что покинув бренное тело дух Марка, пополнил собой океан мыслящего духа, тот самый океан, в котором вызревает урожай новых жизней. И не исключено, что среди этих новых жизней появятся на Земле или на других обитаемых планетах неведомых нам миров личности, вобравшие в себя самые лучшие качества Марка. Аминь!