Дневник словесности

Валерий Протасов
    Вышел первый номер журнала «Русское поле», издание которого прервалось на некоторое время по причине ухода из жизни основателя издания. Преемственность восстановилась.
    Обложка цвета хорошего летнего утра. Белыми буквами по алому фону - название. Ниже - аллегория Пресвятой Троицы в виде голубей. Журнал вышел в Пасхальную неделю.
    Журнал - это смотр писательских сил, разных поколений и направлений, дневник живой словесности. По журналу легко следить, как меняется состояние живой литературы, её стилевое наполнение. Это хорошо.
    А чем плохо? Журнал - это собрание под одной обложкой  плодов многих писательских личностей. Каждая из них  -  плотный сгусток чувств и мыслей отдельной личности. На читателя обрушивается водопад, целый потоп  откровений. Их много, а читатель один перед этим валом картин и образов, манер и стилей. Если читать всё подряд, голова начинает гудеть, как провода высокого напряжения. Вобрать всё это - нелёгкий труд. Впитать, переварить и усвоить - труд ещё больший. Он вознаграждает, но и требует жертв. Сознание перегружается, особенно если пытаешься сразу впитать весь груз обрушивающихся писательских даров. Читатель здесь похож на того человека, о котором говорят: «Один в поле не воин». Он воин, конечно, но его труд похож на ратный подвиг.
    Журнал - это место, где сходятся под одной крышей люди «задорных нравов», что-то вроде литературного Парнаса, клуба вроде «стойла Пегаса» или «Бродячей собаки». Они могут и поссориться. Могут стать врагами, а могут - и друзьями в деле строительства общего дома. В тесноте строчек многие собственные слова, казавшиеся в молчании одиночества откровением (а может быть, и являющиеся ими на самом деле), меркнут, тускнеют. «Как сделать так, чтобы они не теряли свежесть и блеск? – думает автор. И это тоже идёт на пользу  делу.
    Чем хорош сборник и книга одного автора? И то, и другое держит читателя единством стиля, темы. Здесь писатель и читатель встречаются один на один для доверительной беседы.
    Зато журнал похож на многослойную вселенную со  множеством миров. Подобно мореплавателю, он открывает для себя  не один, а несколько новых земель, знакомится с бытом и нравами разных их обитателей.
    В одном случае внимание рассыпается, разбивается на множество объектов. В другом - сосредоточено на одном. Каждое ценно по-своему.