Лекция 18 - Социализация и творчество людей с нару

Костя Суворов
Социализация и творчество людей с ОВЗ.

План.
• Вопросы социализации детей с ОВЗ.
• Основные особенности и направления творчества детей с ОВЗ.

Сегодня мы начинаем говорить о творческих возможностях детей с ОВЗ. Ранее мы уже подробно осветили такие вопросы, как норма и патология психического развития, психологические особенности детей с ОВЗ, рассмотрели основные особенности педагогики в условиях инклюзивного образования.
Творчество детей с ОВЗ, его реализация в образовательных организациях является не только теоретической, но и практической задачей социализации таких детей в нашем обществе. Творчество – мощный инструмент развития личности человека и, особенно, таким инструментом является детское творчество, которое организуется взрослыми, с учетом их структуры дефекта, психофизических особенностей и т.д. Само детское творчество, в том числе и творчество детей с ОВЗ, относится к мощным социализирующим факторам, поэтому для начала мы рассмотрим факторы социализации детей с ОВЗ в современных условиях.

Вопросы социализации детей с ОВЗ.
Раздел педагогики, исследующий влияние социальной среды на воспитание человека, называется социальной педагогикой. Социальная педагогика рассматривает факторы влияния социальной среды на развитие личностных качеств человека. В этом положении социальная педагогика продолжает и уточняет положения Л.С. Выготского. (культурно-историческая теория развития высших психических функций). Согласно культурно-исторической теории, социально-культурная среда влияет на развитие высших психических функций, а также на поведение человека.
Отдельно подчеркнем, что Л.С. Выготский особо выделял влияние культурно-исторической среды в случае взаимодействия педагога с детьми с отклонениями в психическом развитии. Выготский отмечал, что включение таких детей в общество облегчает процесс обучения и воспитания, способствует их интеллектуальному и личностному развитию.
Социальная педагогика подробно изучает факторы социализации, которые так или иначе влияют на процессы вхождения человека в обществе.

Отметим те факторы социализации, которые важны для социализации таких детей в нашем обществе:
1. макрофакторы – космос, планета, мир, страна, общество государство;
2. мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;
3. микрофакторы – институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Для социализации детей с ОВЗ важны все группы факторов, которые должны реализовываться через систему организованной разноуровневой помощи таким детям.
На уровне макрофакторов эта задача ложится на государство, которое уже участвует в разработке мер социализации детей с ОВЗ.
На уровне мезафакторов особая роль помощи таким детям с ОВЗ ложится на средства массовой коммуникации.
А на уровне микрофакторов особая роль в социализации принадлежит институтам социализации.
Многочисленные дефектологические исследования показывают, что социализация детей с ОВЗ начинается в русле микрофакторов (семья и образовательные организации, а также культурно-просветительские организации с дошкольного возраста). Роль образовательных социальных институтов мы уже рассматривали, поэтому еще раз останавливаться на этом вопросе не будем.
На уровне мезофакторов социализации особую роль играют средства массовой коммуникации, которые в последнее время активно перемещаются в интернет-пространство. К сожалению, необходимо отметить, что средства массовой коммуникации в социализации детей с ОВЗ играют недостаточную роль.
Такие макрофакторы социализации как страна и государство в XXI веке начинают играть все большую роль. Ранее мы рассматривали законодательство инклюзивного образования, а также особенности инклюзивного образования в России. Постепенно роль государства становится весомее, но опять же хочется отметить, что такой важный фактор как СМИ – все еще недостаточен, хотя его роль – взаимодоставка идей инклюзивного образования и способов его реализации в обществе в обе стороны.

Отдельно стоит обратить внимание также на то, что в XXI веке рядом исследователей (В.В. Плешаков и др.) выделена в отдельную область исследований особая педагогика, которую автор назвал киберпедагогикой, изучающей воспитательное влияние интернет-пространства на личность человека.
В киберпедагогике, как части социальной педагогики рассматриваются факторы киберсоциализации, то есть вхождения человека в область киберпространства, которая понимается как «один из способов изменения сознания…» (Дж. Сулер), с помощью современных технических средств.
Таким образом, личность чувствует «реальность происходящего» в созданном программистами искусственном пространстве, благодаря возможности реагирования нашего мозга на «виртуальный мир» так же, как и на реальный.
Перечислим некоторые факторы киберсоциализации человека.
К мегафакторам киберсоциализации относят, например, интернет, который прочно вошел в жизнь множества людей.
К макрофакторам относят, например, социальные сети, почтовые сервисы, блогосферу, массовые онлайн-игры и т.д.
К мезофакторам можно отнести, например, интернет-телевидение, интернет-радио, IP-телефонию, форумы, чаты, мессенджеры и т.д.
К микрофакторам социализации относят, например, программное обеспечение, персональную страницу в сети интернет и т.д. 
Таким образом, очевидно, что в современном мире киберпространство играет большую роль в формировании личности современного человека. Современная киберсоциализация идет в сторону от первых онлайн трехмерных игр, имитирующих реальную жизнь, к концепции «метавселенных» – виртуальных миров, полностью заменяющих реальный мир.

Но нам необходимо помнить, что мы рассматриваем вопросы педагогики и психологии в инклюзивном образовании, а значит, мы говорим о социализации детей с ОВЗ.
Рассматривая вопросы нормы и патологии, мы говорили о том, что для детей раннего и дошкольного возраста необходима реальная качественная предметная среда, в которой главные участники – взрослые и дети.
В процессе своего развития происходит развитие мозга на трех уровнях его функциональной организации (А.Р. Лурия). По мере развития ребенка мозг обрастает все новыми нервными связями, на которые влияет восприятие реального предметного мира, в результате которого формируется сенсорная кора головного мозга. А живое слово взрослого способствует не только формированию речевого восприятия, но и когнитивных и личностных свойств, а значит, формируется фронтальная и префронтальная кора головного мозга.
При всех положительных моментах виртуальной реальности в плане коммуникации (компьютерные возможности взаимодействия детей с ОВЗ с миром и т.д.), виртуальная реальность не может предложить подлинную «вещественность» предметного мира, а значит, при использовании компьютеров, программного обеспечения дополненной или виртуальной реальности невозможно воспроизвести натуральность предметного мира.
Таким образом, для детей с ОВЗ традиционная социализация, в силу запаздывания у таких детей психофизического и психосоциального развития, является оптимальным вариантом. О том же говорят и последние исследования, показывающие особенности влияния гаджетов на детей дошкольного возраста (Батенкова Ю.В., Борцова М.В., Некрасов С.Д., Никитина А.А., Рытова К.Э. и др.).
Ранняя же киберсоциализация – наоборот осложняет психофизическое, психосоциальное и личностное развитие ребенка.

Основные особенности и направления творчества детей с ОВЗ.
Рассмотрев некоторые теоретические основы социализации человека, обратимся теперь к некоторым практическим вопросам вхождения ребенка с ОВЗ в современное общество.

Л.С. Выготский отмечал, что в процессе развития, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии педагогам важно опираться на сохранные высшие психические функции. Такой принцип работы Выготский назвал «Обходные пути развития».
Обходные пути развития позволяют убрать или сгладить расхождение социального и биологического в нарушениях психического развития. Так, в случае нарушений зрительного восприятия, активно задействуются слухоречевые, тактильные и вибрационные ощущения, в случае нарушения слуха – зрительные, тактильные, вибрационные и т.д.
Социальная среда также играет большую роль не только в социализации, но и в развитии таких детей. Поскольку социум невозможен без культуры, то любой ребенок, социализируясь, осваивает культуру страны, общества, и творческая деятельность – самый оптимальный способ ее освоить.
Под культурой мы понимаем отрасль человеческой деятельности, которая может оказать влияние, изменить образ жизни, состояние и положение человека в обществе.
Нередко для детей с ОВЗ должна проводиться реабилитация, причем творческая реабилитация существенно расширяет возможности лечебной реабилитации.
Под творческой реабилитацией можно понимать специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, а также комплекс мероприятий, которые помогут достичь высокого культурного уровня личности, необходимого для преодоления негативных психических состояний при нарушенном развитии.
Творческая реабилитация искусством предполагает «мягкое» коррекционное опосредованное воздействие на самые разные сферы психической жизни ребенка с ОВЗ.
В педагогической практике также выделяют особенности коррекционного воздействия искусства на детей с ОВЗ. Такие особенности коррекционного воздействия верны для многих видов психологической, психотерапевтической помощи.
1. Искусство позволяет в символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и творчески разрешить ее.
2. Через природу эстетической реакции можно мучительные переживания ситуации трансформировать в приносящие наслаждение.

Задачи творческой реабилитации.
Как и в случае любой помощи, основанной на фундаментальном психологическом знании, у творческой реабилитации есть свои задачи.
1. Дать социально приемлемый выход агрессии детей с ОВЗ.
2. Облегчить педагогический процесс (в случае необходимости).
3. Получить материал для диагностики личности и психических особенностей.
4. Проработать подавляемые эмоционально-волевые состояния личности.
5. Наладить отношения между ребенком и педагогом.
6. Развить чувство внутреннего контроля.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Как видим, задач творческой реабилитации достаточно много, и они охватывают все основные сферы жизнедеятельности таких детей. Тем не менее, педагог, психолог и т.д. могут формулировать свои задачи творческой реабилитации, подходящие для конкретных ситуаций.

Творческая реабилитация детей с ОВЗ учитывает следующие возможности развития таких детей:
1. Структура дефекта и его сложность, влияющая на выбор конкретных методов реабилитации.
2. Пластичность центральной нервной системы, которая определяет во многом эффективность реабилитационных мероприятий. Известно, что коррекционные мероприятия более эффективны, когда дети с ОВЗ находятся еще в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что пластичность (гибкость) изменения нервных процессов снижается по мере взросления. Также необходимо помнить, что, несмотря на пластичность центральной нервной системы, существует такая закономерность психического развития как «сензитивность», которую можно понимать как «временное окно воздействия» на соответствующую высшую психическую функцию. В результате чего пластичность ЦНС для отдельных высших психических функций имеет свои ограничения. Так для речи, например, сензитивный период отмечается в течение раннего возраста ребенка (1–3 года), формирование сенсорных эталонов восприятия (форма, цвет, размер) наиболее благоприятно в 4–5 лет (дошкольный период).
3. Специальное обучение и воспитание – это стороны специально организованного педагогического процесса для детей с ОВЗ, учитывающие структуру и сложность дефекта, индивидуальные психофизические и личностные возможности развития таких детей. Специальная педагогика, занимающаяся вопросами такого обучения и воспитания, имеет свою давнюю историю и славится разработанными методами специального обучения и воспитания.

Мы подошли к обсуждению вопроса самого творчества детей с ограниченными возможностями здоровья. Как и в общем плане, у творчества детей с ОВЗ есть свои социальные функции, которые существуют в тесном взаимодействии друг с другом. Перечислим их ниже:
1. эстетическая функция;
2. социальная функция;
3. компенсаторная функция;
4. гедонистическая функция;
5. познавательная функция;
6. прогностическая функция;
7. воспитательная функция.

В современном педагогическом знании творчество рассматривается как компенсация нарушенного развития высших психических функций и личностных особенностей.
Творчество предоставляет огромные возможности компенсации нарушенных функций, так как «дефект», будучи слабым звеном, создающим трудности, стимулирует повышенное движение вперед к вершинам творческого развития личности.
Развитие творчества детей с ОВЗ идет за счет развития задатков и сохранных функций психики.
Для творчества используют разнообразные природные материалы, стимулирующие развитие нервных рецепторов на кончиках пальцев, стимулирующих развитие тонкой и общей моторики, стимулирующих развитие ощущений, восприятия, образного мышления, речи.

Творчество в жизни людей с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ творчество — это огромный стимул для развития и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире.
Процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.
Само детское творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Необходимо помнить, что для ребенка творчеством будет даже простая предметная или игровая деятельность, так как ему приходится только осваивать способы взаимодействия (виды деятельности) с окружающим миром.

Также необходимо сказать несколько слов об особенностях детского творчества. Эти особенности также характерны и для детей с ОВЗ, но в силу характера дефекта и его сложности, эти особенности могут проявляться своеобразно и с запаздыванием, с точки зрения возраста и сроков созревания высших психических функций и личностных характеристик.
1. Базой воображения всегда являются модальности восприятия, предоставляющие материал, из которого будут строиться новые образы.
2. Образ базируется на конкретных взаимосвязанных процессах восприятия, памяти, внимания.
3. Процесс переработки образа – комбинирование и перекомбинирование (анализ и синтез) становится в основе творческого наглядно-образного мышления, окрашенного эмоциями творческого акта.
4. Образы воображения воплощаются в конкретных предметных действиях, самих предметах, в словесной и других видах деятельности.

Что необходимо для развития творческих способностей детей с ОВЗ?
Практика творческой реабилитации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования требует соответствующего подхода к таким детям. Существуют определенные требования, способствующие развитию творческого потенциала таких детей. Перечислим основные требования:
1. Изменение роли ученика с объектной модели на субъектную модель поведения и взаимодействия с педагогом. Начиная с первых занятий, педагогу следует медленно подводить ребенка с ОВЗ к самостоятельности, инициативности в совместном творческом процессе.
2. Создание внутренней мотивации учения. Это требование выражается в необходимости заинтересованности педагога в педагогической деятельности и в творческих достижениях таких детей.
3. Сочетание разных методов обучения, воспитания, форм работы обеспечивает разностороннее развитие детей с ОВЗ.
4. Разнообразие форм творческих заданий способствует освоению такими детьми разных способов творческой реализации.
5. Создание ситуаций успеха позволяет ребенку с ОВЗ поверить в свои силы и начать преодолевать недостатки развития.
6. Учет межпредметных связей в творческом педагогическом процессе.

Этапы детского творчества.
Как и всякое творчество, детское творчество, благодаря его организации взрослыми, имеет свои этапы, помогающие ребенку раскрывать свой зарождающийся творческий потенциал. Этапы выстроены в определенной логике, чтобы к окончанию творческого занятия или системы творческих занятий ребенок с ОВЗ мог не только проанализировать свою работу, но и взять наработки в будущие творческие проекты.
Перечислим сами этапы творческого процесса:
1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового.
2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи.
3. Анализ творческой работы.

Формы и виды творческих работ с детьми с ОВЗ.
Формы творческих работ или, правильнее сказать, формы творческого взаимодействия – это способы организации совместного сотрудничества детей и взрослых, которые, по своей сути, относятся к формам воспитательной работы.
Такие формы воспитательной работы (перечислены ниже) позволяют детям с ОВЗ проявить себя творчески, почувствовать себя полезными в группе детей (группа ДОУ, класс в школе), научиться гордиться своими достижениями, а также «задействовать» свои сохранные возможности в полной мере, научиться ими пользоваться.

1. Концерты;
2. Конкурсы;
3. Мастерские;
4. Кружки;
5. Индивидуальная работа;
6. Выставки творческих работ;
7. Соревнования.

Виды творческой реабилитации детей с ОВЗ.
В заключении кратко рассмотрим виды творческой реабилитации детей с ОВЗ.
В системе детских образовательных учреждений существует система дополнительного образования, система психологической и педагогической помощи детям с ОВЗ. Такая помощь позволяет решить самые разнообразные задачи творческой реабилитации и творческого развития. Рассмотрим вкратце некоторые виды творческой реабилитации детей с ОВЗ.

1. Изотерапия;
2. Глинотерапия;
3. Музыкотерапия;
4. Жестовое пение;
5. Танцевально-двигательная терапия;
6. Библиотерапия;
7. Сказкотерапия;
8. Игровая терапия;
9. Песочная терапия;
10. Гарденотерапия.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Музыкотерапия основана на процессе слушания музыки и музицирования, способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.
Игротерапия – один из наиболее эффективных средств коррекции. Это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Сказкотерапия. В основе этого метода лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки. Этот вид используется для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Эффективность использования сказкотерапии с детьми с ОВЗ обеспечивается спецификой деятельности особого ребёнка, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.
Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ОВЗ здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.
Библиотерапия – чтение под руководством взрослого специально подобранной литературы с последующим обсуждением способствует не только нормализации, но и оптимизации психического состояния ребенка. Библиотерапия помогает при разного рода проблемах: страхах, лжи, непослушании, упрямстве.
Жестовое пение. Разработано людьми с проблемами слуха и заключается в том, что при прослушивании песни такой человек должен жестами выразить песню. Оценивается музыкальная фразировка, динамика, плавность мелодии и т.д. Участники также до начала сеанса знакомятся с произведением, которое нужно спеть руками.
Танцевально-двигательная терапия позволяет выражать свой внутренний мир посредством танца. Основной принцип – взаимоотношение между движением и эмоциями.
Песочная терапия – форма работы, которая позволяет через рисование на песке как выражать свой внутренний мир, так и использовать оборудование песочной терапии для развивающих занятий.
Гарденотерапия – особая форма работы, терапии с помощью работы с растениями. Дети с ОВЗ с удовольствием выращивают растения, ухаживают за ними. Благодаря гарденотерапии, у таких детей формируются личностные качества, такие как ответственность, взаимовыручка, аккуратность и т.д. 
Глинотерапия – это вид арт-терапии, опирающейся на сенсорное, моторное и личностное развитие человека. Главная особенность работы с глиной заключается в том, что возможность самовыражения в творческом процессе лепки позволяет ребенку преодолеть свои личностные трудности.

Литература.
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
2. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб.-метод. пособие для вузов. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 311 с.
3. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учеб. пособие для вузов. - Королев: Парадигма; М.: Академ. проект, 2005. - 319 с. - (Gaudemus).
4. Донченко А. С., Филиппова Е. Н., Холматова Н. Н. Технологии творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. – Сургут, 2012. – 116 с.
5. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: полн. курс: учеб. пособие. - М.: ФАИР, 2007. - 559 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
7. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а: Монография: Прометей. Москва. - 2012. - 143 с.
8. Смирнова, Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 35–36. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43009/ (дата обращения: 09.02.2022).
9. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. А. Стребелевой; авт. Е. Р. Баенская и др. - М.: Аcademia, 2002. - 312 с. - (Высшее образование).