Лекция 07- Поврежденное психическое развитие

Костя Суворов
Поврежденное психическое развитие (деменция).
План.
• Этиология.
• Дошкольная и школьная деменция.
• Виды деменций.

Мы продолжаем рассматривать классификацию нарушений психического развития. Сегодня мы коснемся обсуждения повреждённого развития.
Под повреждённым психическим развитием понимают те нарушения развития, которые приводят также к умственной отсталости, после первых двух – трех лет жизни ребенка. Такую умственную отсталость называют в науке – деменцией. При деменции наблюдают приобретённое необратимое обеднение психической деятельности, её упрощение и упадок, которое проявляется в ослаблении познавательных способностей, обеднении чувств и изменении поведения.
Приобретённое слабоумие чаще всего вызывается различными болезнями или повреждениями головного мозга.

Этиология.
Чаще всего говорят о следующих причинах:
- различные инфекции;
- интоксикация;
- травмы нервной системы;
- наследственные дегенеративные или обменные заболевания мозга.

Теперь скажем про основные отличия деменции и олигофрении (см. таблицу 1). Эти отличия важно понимать, так как они проясняют особенности психологической и педагогической работы с такими детьми.
Олигофрения Деменция
1. Врожденные причины
2. Мозговые структуры не сформированы
3. Тотальное поражение нервной системы
4. Нарушение иерархии ВПФ
5. Непрогредиентность процессов
1. Приобретенные причины
2. Мозговые структуры сформированы
3. Меньшее повреждение нервной системы
4. Иерархия ВПФ сохранна
5. Прогредиентность процессов
(Таблица 1)

В клинике деменции обычно отмечают две большие формы.
Резидуальная органическая деменция. В её основе лежат травмы, инфекции и интоксикации. Отсюда умственная отсталость является остаточным явлением таких нарушений.
Прогрессирующая деменция. Ее причинами являются хронические менингиты, энцефалиты, опухоли головного мозга, прогрессирующий склероз мозга. В этих случаях тяжесть интеллектуальных нарушений со временем нарастает.
Отечественная специальная психология чаще рассматривает второй вариант деменции и различает их по типу этиологии. Таким образом, мы можем говорить о большом множестве различных вариантов деменции:
- Эпилептическая деменция.
- Постэнцефалитическая.
- Травматическая.
- Склеротическая.
- Шизофреническая.


Г. Е. Сухарева отмечала четыре типа органической деменции у детей.
Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.
Второй тип характеризуется грубыми нейродинамическими расстройствами. Страдают различные особенности динамики нервной деятельности, пластичности. Также отмечаются остаточные нарушения логического строя мышления, выраженная склонность к различным персеверациям.
Третий тип связан с недостаточностью побуждений к деятельности: наблюдается вялость, апатия, резко сниженная активность мышления.
Четвертый тип связан с нарушением критики и целенаправленного мышления с грубыми расстройствами внимания.

Общие особенности познавательной и личностной сферы при повреждённом развитии. Специалисты наблюдают следующие особенности:
- Ухудшение процессов памяти.
- Ухудшение функции переработки информации по видам модальности.
- Ухудшение работоспособности и высших сторон мышления.
- Снижение контроля над эмоциями и мотивами.
- Социальное поведение при деменции постепенно огрубляется, упрощается.
- Эмоционально-волевая сфера личности становится неустойчивой, наблюдается либо раздражительность, либо апатия.

Теперь нам необходимо рассмотреть дошкольный и школьный варианты появления деменции, так как от времени начала поврежденного развития зависят и особенности работы с такими детьми.

Дошкольная деменция.
В общем случае дошкольная деменция характеризуется следующими особенностями:
- Восприятия при деменции расплывчаты, неопределённы и не точны.
- Отмечается, что часто могут быть нарушены отдельные ощущения в зависимости от видов восприятия. И со временем эти же процессы распадаются.
- Суждения поверхностные и случайно построенные. Ведущая роль принадлежит несущественным побочным ассоциациям.
- Высшие стороны мышления в своем развитии невозможны.
- Грубо нарушено внимание в различных познавательных процессах.
- Грубо нарушено формирование различных видов деятельности: общения, предметно-манипулятивной, игровой.
- Также отмечается нарушение развития праксиса – деятельной стороны познавательных процессов (рабочая способность познавательной функции). К пяти годам, как правило, практическая сторона психической функции разрушена.
- Дефектологами отмечается резко выраженное психомоторное возбуждение, которое сочетается с крайне скудной эмоциональной жизнью, безразличием и апатией.
- Часто наблюдаются элементарные влечения, такие как прожорливость, ранняя сексуальность.
- Также отмечается слабый инстинкт самосохранения.
- Отдельно специалисты говорят о крайней степени нечистоплотности, неряшливости, которая достигает своего максимума к школьным годам.

Школьная деменция.
При школьном варианте развития деменции специалисты наблюдают следующие особенности:
- Не могут использовать приобретенные ранее сведения. Даже если у таких детей, на первый взгляд, сведений достаточно много, они не в состоянии их использовать.
- По мере нарушения высших психических функций начинает снижаться и продуктивность самого мышления.
- Все больше нарастают различные аффективные расстройства при снижении психической активности ребенка.
- Степени и темп деградации личности определяют интеллектуальное снижение, его скорость и своеобразие. В дефектологии и т.д., важна, конечно, своевременность и точность диагностики и определения методов работы с такими детьми.
- С течением времени сохраняется стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но и они постепенно ослабевают.
- Продолжается разрушение различных сформированных видов деятельности, учебной, игровой и т.п.

Нам осталось рассмотреть основные виды деменции с точки зрения их этиологии. Это связано с тем, что повреждённое психическое развитие весьма неоднородно. Оно может быть как легко выраженным, так и выраженным в тяжелей форме.

Травматическая деменция.
Наблюдается следующие изменения:
- Изменяется общий психический тонус.
- С другой стороны, психический тонус может нарушаться и благодаря нарушению различных корковых областей головного мозга, связанных с лобными долями.
- Отмечается сильная вялость, истощаемость, в высшей нервной деятельности преобладают процессы торможения над возбуждением.
- Нарушается познавательная деятельность: при травматической деменции сложно понимать смысл прочитанного и решать различные математические задачи.
- В некоторых случаях могут происходить нарушения восприятия по соответствующей модальности: зрительная, слуховая и т.д.

Эпилептическая деменция.
Про особенности эпилептической деменции в специальных науках известно достаточно много. Наблюдаются следующие особенности:
- Сужение круга интересов.
- Общая инертность психических процессов и застревание в деталях.
- Патологическая обстоятельность мышления.
- Своеобразные расстройства памяти с лучшим сохранением в памяти событий, касающихся личных интересов.
- Склонность к длительной фиксации на эмоционально окрашенных переживаниях, особенно отрицательных желаний.
- Злопамятность, мстительность и одновременно слащавость, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах.
- Аффективная взрывчатость и склонность к агрессии.
- Угрюмость, резкая раздражительность.
- Нарушение влечений: повышенная сексуальность, садистические тенденции и так далее.

Шизофреническая деменция.
Несмотря на то, что шизофрения давно изучается в психиатрии, тем не менее, важно понимать некоторые особенности личности такого человека.
Отмечают следующие особенности:
- Ослабление связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира из-за отсутствия потребности в контактах с окружающими. Предпочитают мир фантазии, аутентические игры и интересы.
- Неадекватность эмоциональных реакций, ослабление эмоциональных связей с близкими, снижения живости, яркости эмоций и переживаний, а постепенно эмоциональное оскудение, утрата единства личности.
- Нарушение мышления – сначала в виде вычурности, парадоксальности, символичности, склонности к резонёрству, а затем с последующей тенденцией к ослаблению суждений и интеллектуальной продуктивности.

Деменция при некоторых вирусных заболеваниях.
Имеются в виду менингиты, энцефалиты и менингоэнцефалит.
Наблюдаются выраженные нарушения сложных форм психической деятельности, которые сочетаются с различными очаговыми нарушениями в виде параличей или парезов.
Также отмечают речевые нарушения.
Недостаточность оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза.
Также отмечают нарушения высших форм познавательной деятельности с выраженными изменениями эмоционально-волевой сферы личности. Личностные нарушения идут по пути упрощения.

Деменция при гидроцефалии.
Вообще деменция при гидроцефалии нередко слабо выражена, либо же фактически наблюдается состояние между нормой и патологией.
Часты приступы сильных головных болей и колебания настроения, которые, соответственно, будь то дети, или взрослые, не в состоянии контролировать, или контролируют, но с очень большим трудом.
Такие дети очень плохо переносит тряску, не могут прыгать, плохо себя чувствуют при выполнении действий, связанных с наклонами головы назад и вперед.
Некоторые дети – угрюмые, злые, утомляемые, другие оживлены, болтливы и легкомысленны.
Наблюдаются следующие речевые особенности: богатство словарного запаса, развёрнутость предложений, при бедности содержания в высказываниях.
У детей с гидроцефалией отсутствует самостоятельность суждений. Они всегда повторяют чужое, им очень легко что-либо внушить и то, что им внушают, становится их собственными суждениями, но на самом деле это не их суждения, а суждения их окружения.

Деменция при сифилисе головного мозга.
В некоторых случаях, если у родителей сифилис остается недолеченным, то наблюдается то, что его проявления обнаруживаются у плода, и через какое-то время после рождения у ребёнка могут проявиться как совершенно особая деменция.
Основные признаки такой деменции:
- Внезапно резко снижается школьная успеваемость.
- Ухудшается, иногда резко ухудшается, поведение. Ребенок становится бездеятельным и вместе с тем самодовольным.
- Возникают слуховые обманы и беспричинные страхи.
- Ухудшается общая и мелкая моторика, речь и нарастает слабоумие.
- Мышление ребёнка становится некритичным.


Литература.
1. Выготский, Л. С.  Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 332 с.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. -- 2-е изд. -- М.: Изд-во МГУ, 1986. - 240 с.
3. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб, Питер, 2006.
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.,1995.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Изд-во «Академия», 2006.
6. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Москва. Трикста, Академический Проект, 2011. Москва Трикста.
7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.
8. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СпбГУ, 2000.
9. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка. СПб,2003 пер. с англ.
10. Психология аномального ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, под ред. В.В. Лебединского. МГУ, 2006.
11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1972.
12. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), т. 3. М., 1965.