Первый читательский отклик

Олег Яненагорский
Первый читательский отклик на интеллектуальный детектив «Остров неясных смертей»
Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 23 апреля 2023 г.


После редактуры повести обновленный текст я отправил нескольким читателям – чтобы они сравнили первый вариант, прочитанный два года назад и новую версию.  Вчера, после возвращения из командировки, получил первый отклик «квалифицированного читателя». С благодарностью
О.Я.

Добрый день! Книгу прочитал, как говорится "на одном дыхании". Книга положительна, как по сюжету, так и по художественному оформлению!
В предисловии к повести автор предупредил читателя, что много из того, чем характеризуется «стандартный» детектив там не будет. В то же время в самом названии повести анонсирована смерть. Читатель поневоле начинает размышлять: туристы ещё далеко от острова, на котором произойдут события; когда и кого первым из них коснётся «коса» костлявой старухи. Что ж придётся набраться терпения и подождать. А пока надо поближе познакомиться и с составом группы, и с описанием южной азиатской экзотики. В результате он (читатель) постепенно становится как бы одним из членов группы. Таким образом, автор предисловием и первыми главами решил одну из задач для обеспечения успеха книги.
Главный атрибут любого детектива - держать читателя в постоянном интересе - в повести соблюдён «более чем». По времени развития событий напряжение, естественно, нарастало. Первые две смерти (туриста и бармена) на фоне постоянного принятия разнообразных алкогольных напитков стали неожиданными. Был шок. У некоторых в группе возникли ассоциации с ситуацией в детективе про «Десять негритят». Тоже остров, тоже неделя без связи с землёй. Но, после некоторого успокоения было принято, что здесь у них ситуация несколько другая. Да, остров! Но, на тот остров люди прибыли по приглашению. А у нас, каждый приехал сам по себе.
Напряжению тоже надо давать передышку, людям надо дать возможность: прийти в себя, осмыслить произошедшее, при необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность. И, двум смертям нашлось объяснение: туриста отравила собственная жена, а бармен, споткнувшись, неудачно сам упал с лестницы. Жизнь группы, до следующего события, потекла вполне в том направлении, для которого они и приехали на остров. Автор в плане напряжения использовал принцип «вожжей», то натягивая их, то ослабляя. При ослаблении «вожжей» люди старались приятно проводить время, купались, общались между собой при наличии разнообразных опьяняющих напитков. И вполне естественно мужчины и женщины присматривались друг к другу для совместного приятного времяпровождения. В этом плане преуспел главный герой, «пенсионер за 60» Олег Петрович.
Стоп! Сваливаюсь к пересказу сюжета. Кстати о сюжете. Существует, как бы негласное мнение, что в детективе главное закрученный сюжет, а его художественное воплощение играет вспомогательную роль. В нашем же детективе сюжету и его художественному воплощению даны равные права. Читатель при таком раскладе ролей не стремится забегать вперёд, не читая, перелистывая страницы, выискивая «лакомые» куски сюжета. Читатель одинаково «наслаждается» как течением событий, так и их художественным воплощением.
Повесть не оставляет читателя и после её прочтения. Всё положительно, но продолжительный разговор главных героев Сан Саныча и Олега Петровича на тему о «геополитике», который напрямую не связан с событиями на острове, кажется излишним.  Возможно, это просто дань современным событиям в мире.
Повесть интересна для широкого круга читателей. Прочитав её, многие захотят побывать на экзотических южных островах в Тихом и Индийском океанах.
Евгений Сикерин