Пылающее сердце 6

Андрей Грачев 2
Глава шестая. Спецгруппа JG26 на Восточном фронте.

Прежде чем начать рассказ о потерях JG54 на Курской Дуге, есть смысл рассказать о командировке группы асов из JG26 на Восток. Эскадра эта, любимое детище Галланда, многими исследователями считается лучшей истребительной эскадрой Третьего Рейха вообще. С этим можно поспорить, но, безусловно, эскадра была сильная. Весной 43 года в качестве эксперимента спецгруппа из состава этой эскадры была отравлена на Восточный фронт и временно вошла в состав JG54. Поэтому есть смысл рассмотреть её деятельность в данном разделе.

Поначалу пилоты эскадры относились к этой командировке как к несложной прогулке, однако советские лётчики быстро внушили эскадре уважение к себе. Уже 17 февраля недавно прибывшая I группа потеряла в боях в районе озера Ильмень шесть самолетов и двух пилотов. Правда, асов среди них не было. Однако вскоре в бою был сбит и ас.

Это произошло 5 марта. В воздушном бою в районе Старой Руссы был сбит командир 2 отряда хауптман Фюлльберт Цинк. Он одержал  33 победы на западном фронте, а в боях в небе СССР успел уже одержать три победы. В тот день он после боя с трудом посадил самолёт на брюхо, но восстановлению он не подлежал.

По советским источникам, бой протекал так. В район Семкина Горушка совершал вылет 32-й гиап. Сопровождали штурмовиков и шли двумя группами. Непосредственное прикрытие осуществляла группа Холодова, а страховала её группа самого Василия Иосифовича Сталина. Любопытно, что сын вождя реального боевого опыта имел немного, тем не менее шёл на весьма ответственное задание ведущим группы. Его ведомым был Лепин, а ведущим второй пары был Шульженко.

В районе цели группа фв-190, ведущим которой был Цинк, атаковала звено Холодова. И тут сын вождя проявил должную реакцию. Он стремительно атаковал вражескую группу, завязался жестокий бой, причём группа Сталина захватила инициативу с самого начала этого боя и весь бой атаковала сверху немцев, не давая им подняться выше. Немцы явно растерялись от такой агрессии. В итоге боя победы на свой счёт записали сам Сталин и лётчик Вишняков Сергей Фёдорович, ведомый Шульженко. Довольно любопытно, что эта победа стала единственной в карьере Сталина, абсолютно точно подтвержденной официально. Кто из пилотов сбил Цинка, точно не понятно, вероятно победа была групповой. Так вот сын вождя поучаствовал в победе над сильным немецким асом. Даже если не он дал решающую очередь, именно его смелые и расторопные действия предопределили успех боя. Впрочем, даже враги Василия Сталина не обвиняли его ни в трусости, ни в плохих способностях как лётчика. Василий Сталин был блестящий организатор и хороший практик. Отметим и Вишнякова: он одержал первую личную победу в том бою, а на следующий день принял основное участие в уничтожении Байссвенгера.

14 числа Цинк снова был сбит в бою, но на сей раз ему повезло меньше: он попал в плен, из которого уже не вернулся. Эскадра лишилась весьма сильного аса. По немецким данным, это произошло в районе озера Вершинское, но в указанном месте в тот день не было заявлено никаких истребителей. А по времени подходит бой против того же 32-го гиап.

Обстоятельства были похожи: снова двумя большими группами 32-й гиап сопровождал крупную группу Илов в район Семкина Горушка. Непосредственное прикрытие осуществляла группа Холодова, страховала группа Долгушина. Цинк, наученный горьким опытом, атаковал теперь верхнюю группу. Но без особого успеха: советские пилоты втянули аса и его группу в бой на виражах, который вели грамотно и слаженно. В итоге Цинк был подбит, попытался дотянуть до своих, но вынужден был прибегнуть к помощи парашюта над советскими позициями, и попал в плен. Сбил его один из лучших асов полка - Шишкин Александр Павлович. Любопытно, что сам он не претендовал на победу, лишь видел, что атакованный им фв-190 подбит, но позже победа была ему подтверждена на основании показаний наземных наблюдателей. Вероятно, наши читатели помнят, что 17 января 43 года именно действия Шишкина привели к столкновению Буша и Нордманна, двух командиров и асов JG51. Так что Шишкин был специалистом по победам над немецкими асами.

20 марта пострадал уже командир 7 отряда, хауптман Клаус Митуш, успешный ас, имевший на тот момент 26 побед на счету. 7 отряд работал в районе Ленинграда. Вечером Митуш отправился на охоту ведущим пары. Он обнаружил группу советских истребителей и атаковал их, но неудачно. Это был бой против 27-го гиап. Митуш попробовал повторить атаку. Опытный пилот Небрат Николай Николаевич, совершив сложный маневр, смог его поймать в прицел и обстрелял. Митуш получил повреждения и попытался оторваться от преследования, уйдя в пике, но Небрата этим он не обманул. Тот спикировал следом. Высота была мала, и поэтому Митуш толком оторваться не успел, а на выходе из пике Небрат его обстрелял повторно. Спасла немца только живучесть немецкой техники: он всё же смог в итоге уйти, но при вынужденной посадке его самолёт разбился. Сам ас, правда, не пострадал.

Ну, а последнюю потерю в асах и вообще в личном составе эскадра понесла 18 июня в Синявинском небе. Сбит был фельдфебель Эрих Яуэр из 7 отряда в бою с "Кобрами" утром и попал в плен. Он имел 12 побед на счету, причём якобы в последнем бою сбил две "Кобры" и один "Кертисс". Впрочем, на официальный счёт они не пошли, и это совершенно правильно.

Это был бой против четверки "Кобр" 124-го иап группы Малышева. В начале вылета состоялся первый бой, сбили два фв-190, однако Яуэр был сбит не в этой фазе. Основной бой состоялся позже, когда пилоты полка атаковали большую группу ю-88, однако фв-190 сопровождения связали их боем. Был подбит самолёт Тимченко, вышел из боя и совершил вынужденную посадку рядом с аэродромом на колеса. Очевидно, это - результат атаки Яуэра. Был поврежден и ещё один самолёт. Оставшись вдвоём, Кузьменко и Малышев вели тяжелейший бой. Во время этого боя Кузьменко Никифор Никифорович наконец смог атакой снизу поджечь один из фв-190. Это и был самолёт Яуэра. Лётчики в итоге полностью израсходовали горючее и боезапас, но смогли невредимыми дотянуть до ближайших аэродромов.

На этом приключения JG26 на Востоке закончились. Спецгруппа эскадры была отозвана обратно на западный фронт. О том, что бои эти были непростые, свидетельствует один факт: на востоке воевали четыре отряда эскадры, и командиры двух из этих четырёх отрядов были сбиты в ходе боев, причём один из них - дважды. Поскольку в ряде случаев мы знаем только о потере самолёта в бою, но не знаем, кто его пилотировал, то можно предположить, что ещё большему количеству асов эскадры пришлось пострадать в этих боях.