554 Вот он, гад, Ньюпорт Ньюс. 8-9 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

554. Вот он, гад, «Ньюпорт Ньюс». 8-9 октября 1973 года.

Сводка погоды: Понедельник 8 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море.
Британская метеостанция «Леруик» на Шетландских островах (остров Мейленд, город Леруик, Шетланд–Айлендс, Великобритания, координаты: 60.158999, –1.157389), географические координаты: 60.133,–1.183, первое наблюдение: 01.10.1929 г., последнее наблюдение: 31.12.2018 г. сообщила в своём извещении, что в Северном море сейчас: максимальная температура воздуха – 11.0°C, минимальная – 7.0°C, средняя температура воздуха – 8.7°C. Без осадков, но скорость ветра увеличилась до 8 м/с. Это уже «свежий ветер» (5 баллов по шкале Бофорта) и «неспокойное море» (5 баллов ветрового волнения по шкале Бофорта). Эффективная температура воздуха на севере Северного моря - 3°C.

Мы встретили «американца» (американский крейсер «Ньюпорт Ньюс») недалеко от той точки с примерными координатами 56.6777, 5.3164 или 56°40;40;, 5°18;59;, в которой БПК «Свирепый» находился по приказу Главного штаба ВМФ СССР. Наш корабль и американский крейсер шли встречными курсами, поэтому через 2-3 часа, правда, в «потёмках» непогоды в Северном море и при существенно неспокойном ветровом волнении, мы, наконец-то, увидели «во всей красе» известный только по справочнику силуэт и контуры крейсера «Ньюпорт Ньюс». Самое странное и необычное в его внешнем виде было то, что этот крейсер шёл в предвечернем ненастном морском сумраке без ходовых огней…

В соответствии с частью «С». «Огни и знаки» МППСС-72 (правила 20-31), которые определяют порядок размещения на судне огней и знаков и правила пользования ими, ходовые огни и знаки должны соблюдаться при любой погоде. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца и в течение этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или не ухудшают их видимость и отличительные характеристики, или не служат помехой для должного наблюдения. (Прошу прощения за сложный профессиональный слог этих правил, но они официальные и такие, какие есть - автор).

Огни, предписанные настоящими Правилами (МППСС-72 – автор), должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым. Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться днём. Огни и знаки, предписанные этими Правилами, должны соответствовать требованиям Приложения 1 к настоящим Правилам.

Какие же огни должен был иметь американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» согласно международным Правилам предупреждения столкновений судов в море (англ. International Rules of Preventing Collision at Sea, en: COLREGS)?

«Топовый огонь» - белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

«Бортовые огни» - зелёный огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта.

«Кормовой огонь» - белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

«Круговой» огонь - огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360° и «Проблесковый огонь» - огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Огни (ходовые огни), предписанные этими Правилами (МППСС-72), должны иметь интенсивность, указанную в пункте 8 Приложения 1 к этим Правилам, с тем, чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:
на судах длиной 50 м или более (к этим судам относился американский крейсер «Ньюпорт Ньюс», длина которого была почти 219 метров):
- топовый огонь - 6 миль (9,66 км);
- бортовой огонь - 3 мили (4,83 км);
- кормовой огонь - 3 мили (4,83 км);
- буксировочный огонь - 3 мили (4,83 км);
- белый, красный, зелёный или жёлтый круговой огонь - 3 мили (4,83 км).

Согласно Правилу 23 МППСС-72 американский крейсер «Ньюпорт Ньюс) на ходу должен был выставлять:
- топовый огонь впереди;
- второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня;
- бортовые огни;
- кормовой огонь.

Все эти огни были выставлены в положенных местах на БПК «Свирепый» на ходу в море, а на якорной стоянке у датского мыса Скаген, у Исландии и у Шетландских островов мы выставляли согласно Правилу 30 МППСС-72 на наиболее видном месте:
- в носовой части корабля - белый круговой огонь или шар;
- на корме или вблизи от неё и ниже огня, предписанного подпунктом (I), - белый круговой огонь.
Кроме этого, согласно пункту (c) этого правила, БПК «Свирепый», как «судно длиной более 100 м, стоящее на якоре», мы использовали также «имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб».

Мы честно и ответственно выполняли Правила МППСС-72, а американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» вечером 8 октября 1973 года шёл в Северном море без ходовых огней…

Я сначала не поверил своим глазам, глядя в окуляры бинокулярного перископического визира ВБП-451 на контур американского крейсера, чётко выделяющегося на фоне вечернего пасмурного неба Северного моря. Я ждал, когда мы приблизимся друг к другу, чтобы точно удостовериться в нарушении «американцем» международных Правил предупреждения столкновения судов в море, но тут последовал доклад сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4, которые сообщили об этом факте вахтенному офицеру на ходовой мостик.

Немедленно прервал свой ужин командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. Один за другим, дробно стуча каблуками на командирском трапе, они ходко поднялись в ходовую рубку из коридора офицеров и потребовали от вахтенного офицера более точного доклада.

На корабле боевая тревога не прекращалась, поэтому все вахтенные и подвахтенные заняли свои места по боевому расписанию. Не спящие и свободные от вахты и дежурства офицеры, мичманы, старшины и матросы с любопытством начали высовываться на верхнюю палубу, чтобы увидеть этого американского «неуловимого Джо» – крейсер «Ньюпорт Ньюс». Это всеобщее любопытство экипажа БПК «Свирепый» было немедленно «погашено» старпомом по КГС (корабельной громкоговорящей связи) и всем «любопытным» было строжайше запрещено выходить и «высовываться» на верхнюю палубу. Всех дополнительных наблюдателей также отправили внутрь корабля. К тому же быстро вечерело, туман и хмарь над Северным морем сгущались, видимость была крайне неудовлетворительной.
 
Визуально американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» мы увидели в сильные морские бинокли и визир ВБП-451 на дистанции 15 миль (24,14 км). Непосредственно своими глазами этот большой корабль длиной почти 129 метров и высотой мачт, труб и надстроек над уровнем моря не менее 25 метров мы могли увидеть на горизонте на дистанции не менее 14 миль (22,53 км) в ясную погоду или 12 миль (19,31 км) в пасмурную погоду, как сейчас.

Дальность визуального обнаружения «американца» сообщил на ходовой мостик штурман БПК «Свирепый» командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, который показал командиру корабля специальное штурманское приспособление «Номограмму Н.Н. Струйского». Это была прозрачная пластмассовая планшетка с тремя вертикальными шкалами: слева шкала высоты наблюдаемого объекта в футах и метрах, почти в центре – шкала дальности видимости, а справа – шкала высоты наблюдателя над уровнем моря.

Кроме этого, Геннадий Фёдорович Печкуров, на основании своих навигационных пеленгов, радиолокационных данных РТС и данных сигнальщиков БЧ-4, по справочнику силуэтов и контуров кораблей, судов и вертолётов ВМС США и НАТО, вычислил дальность визуального обнаружения американского крейсера по специальной формуле, учитывающей состояние атмосферы на море. Для этого он использовал ТТХ (тактико-технические характеристики) американского крейсера и ТТХ нашего корабля.

По этому расчёту, совпадающему с данными Номограммы Свирского для расчёта дальности видимости на море при среднем состоянии атмосферы, получалось, что мы увидели «американца» на дистанции 13 миль (20,92 км). На таком расстоянии и при таком состоянии атмосферы мы обязательно должны были увидеть на фоне предвечернего горизонта Северного моря топовый ходовой огонь американского крейсера, но его не было. Это обстоятельство вызвало сильную тревогу командного состава БПК «Свирепый», так как было непонятно, почему американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» явно нарушал МППСС-72.

БПК «Свирепый» не менял своего курса и шёл навстречу американскому крейсеру «Ньюпорт Ньюс». С каждой минутой его облик становился всё крупнее и крупнее, ближе и ближе, но его ходовые огни не появлялись. Просто серо-чёрная контурная масса большого военного корабля с высокими мачтами, центральной башней ходовой рубки, большой РЛС кругового обзора и дымовыми трубами, не снижая скорости, тоже неслась в неспокойном море навстречу нашему кораблю. Только за 5-6 миль (за 8-10 км) до предполагаемой точки встречи с нами, на американском корабле вдруг зажглись все положенные по МППСС-72 ходовые огни: белый огонь на топе фок-мачты, белый огонь на грот-мачте или отдельной башне какой-то РЛС, бортовые огни – зелёный по правому борту и красный по левому борту, а также кормовой белый огонь.

На подходе друг к другу вдруг с американского крейсера замигал сигнальный прожектор и азбукой Морзе, но по-русски, начал нас о чём-то спрашивать. Вероятно, американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» тоже «увидел» нас в вечернем почти штормовом Северном море. Возможно, отключив свои ходовые огни, «американец» хотел сохранить свою «невидимость» и «инкогнито», но хождение в бурном море без ходовых огней было не просто нарушением международных общепризнанных правил, а настоящим «морским хамством».

БПК «Свирепый» себя не скрывал и свои ходовые огни мы не отключали. Мы искали этот грозный с виду американский линейный боевой корабль и гордо шли ему навстречу. Может быть, потому что мы кое-что знали об этом уже старом американском крейсере и потому, что он был в Северном море один. Это мы сразу же поняли, когда наши корабельные РЛС показали – вокруг крейсера сопровождающих его кораблей или судов нет. Так что мы были сейчас с этим американским крейсером «один на один» в открытом море-океане Северо-Восточной Атлантики…

Честно признаюсь, у меня, у вахтенного офицера, у сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4, даже у отрешённого от всего происходящего рулевого за штурвалом «зацикленного» только на правильном управлении рулём и точном курсе следования корабля, а также, возможно, у командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина и у старпома капитан-лейтенанта Н.В. Протопопова было только одно раздражённое желание-хотение – дать-наподдать этому наглому «американцу», который шёл в море с выключенными ходовыми огнями.

От кого он хотел спрятаться?! От БПК «Свирепый», прошедшего шквал воздушных атак американских и натовских палубных штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков? От экипажа корабля, который пережил страшный шторм урагана Эллен возле острова «рока» - Роколл? От боевого советского корабля, который смело и находчиво вошёл в состав ордера АУГ натовских кораблей во главе с американским ударным авианосцем АУ «Джон Ф. Кеннеди»? Этот наглый крейсер-американец ещё не знал, с кем встретился в уже почти штормовом Северном море вечером 8 октября 1973 года…

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров не намерен был вступать в какие-либо разговоры или переговоры с командованием американского крейсера «Ньюпорт Ньюс», тем более, что приказа на такое общение нам никто не давал. Мы только на встречных курсах разминулись с «американцем» на приличной дистанции друг от друга в 2-3 мили (3,22 - 4,83 км). Затем БПК «Свирепый» под западным свежим ветром, дующем со скоростью 8 м/с (5 баллов по шкале Бофорта), преодолев удары в левый борт хорошо развитых в длину, но ещё не очень крупных ветровых волн неспокойного моря (4 балла по шкале Бофорта), развернулся и быстро на полном ходу догнал американский крейсер, и «пристроился» к нему справа и сзади от его широкой кильватерной струи.

В понедельник 8 октября 1973 года в том морском районе, в котором состоялась наша встреча с американским крейсером «Ньюпорт Ньюс», солнце закатилось за горизонт на западе в 20:57 (16:57 по Гринвичу). Погода вокруг нас уже полностью испортилась. С неба по ветру «метелился» мелкий секущий на ветру дождь (2 мм осадков). Эффективная температура воздуха в этот вечер была всего 3.0°С. Повсюду вокруг БПК «Свирепый» на бугристой и ребристой поверхности моря были видны белые барашки, которые уже начинали брызгаться. Ветер с удовольствием нёс эти брызги вместе с каплями дождя и швырял их в броневые стёкла широких иллюминаторов ходовой рубки БПК «Свирепый».

Американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» шёл далеко впереди. Только кормовой огонь был ориентиром его визуального местонахождения. Больше никаких огней или света прожекторов на крейсере не было. Наблюдать, что-либо фотографировать, зарисовывать или записывать мне было нечего. С разрешения командира корабля и вахтенного офицера я ушёл к себе в ленкаюту, где моталась на прищепке из стороны в сторону проявленная и высохшая фотоплёнка прошедшего дня. Можно было ночью напечатать фотографии для ребят и корабельной стенгазеты, но у меня хватило сил только дописать несколько предложений в большое письмо моим родителям, а потом добраться до моей постели между стеллажами в корабельной библиотеке.

«Завтра, всё вы получите завтра!» - сказал я самому себе и вместе с очередным ухающим «кивком» форштевня БПК «Свирепый» во впадину очередной большой волны, канул в бездну сна. Даже последовавший сильный удар в основание волны и тяжкий подъём носа корабля из толщи морской воды не помешали мне быстро и привычно уснуть.

Снилось мне в эту ночь только перекрестие визира ВБП-451 и пляшущий на волнах тёмный без ходовых огней силуэт американского крейсера «Ньюпорт Ньюс». Он был чёрный и поэтому зловещий, но я его не боялся, потому что моей крайней мыслью было что-то очень знакомое, небрежное и пренебрежительное: «Ты, брат, востёр, но видали мы и не таких!». (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008).

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: 08.10.1973. Северное море. Штормовой отголосок далёкого тропического урагана «Фрэн» или Субтропического шторма «Браво». Видимость практически «нулевая». На пределе видимости и возможности, ловя в перекрестие силуэт крейсера через корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-451, я сделал этот снимок разыскиваемого нами американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» США (USS «Newport News» CA-140). Главное, что этот и другие фотоснимки (мне остался самый почти бракованный) доказательно свидетельствовали о том, что «американец» шёл в штормовом Северном море без ходовых огней, то есть нарушил Правила МППСС-72.