Самый большой в мире Музей компьтеров

Валентина Томашевская
­­­В компьютерном музее имени Хейнца Никсдорфа в Падерборне интересно как взрослым, так и детям.
В своей постоянной экспозиции музей представляет 5000-летнюю историю информационных и коммуникационных технологий.

О создателе Музея

В 1952 году Хайнс Никсдорф  основал в Западной Германии компанию Nixdorf Computer AG со  Штаб-квартирой в городе Падерборне. Никсдорф создал вычислительные модули на лампах для производителей офисной техники. Впоследствии компания стала стала четвертой крупнейшей компьютерной компанией в Европе, а также известной компанией по созданию кассовых аппаратов.  Никсдорф развивает сеть продаж и точек сервисного обслуживания, продавая товар под собственным именем. В 1974 году объем продаж достигает миллиарда немецких марок, количество персонала (сначала было 40 человек) превышает теперь 10 000 человек по всему миру. Технология производства менялась, вместо ручного труда целесообразным стала автоматизация производств.
В 1977 году на праздновании 25-летия Nixdorf Computer AG Хайнц Никсдорф получил множество подарков в виде исторических офисных машин.  Это натолкнуло его на мысль расширить коллекцию до компьютерного музея. В 1985 году предприниматель поручил профессору Людвигу Тюрмеру и его партнерам создать первую выставочную концепцию.
В 1986 году Хайнц Никсдорф неожиданно скончался. Сотрудник Никсдорфа Вилли Ленц, также член рабочей группы «Компьютерный музей», обсудил эту идею с городскими властями Падерборна и в 1990 году смог добиться от городского совета одобрения строительства.

В период с 1992 по 1996 год музей был спроектирован и построен на территории бывшей штаб-квартиры Nixdorf Computer AG берлинскими архитекторами Людвигом Тюрмером и Герхардом Дилем и научной группой под руководством математика Норберта Рыска. Музей был открыт 24 октября 1996 года в присутствии тогдашнего федерального канцлера Гельмута Коля.  Ежегодно музей посещает в среднем более 110 000 человек.

Mузей в три этажа

На первом этаже музея  исследуются предпосылки возникновения информатики как теории автоматической обработки информации, которая привела к изобретению компьютера.  Время и выдающиеся личности.

Уникальная коллекция пишущих машинок. Первая пишущая машинка 1878 года.
Этой моделью, например, пользовался Фридрих Ницше.

Существует также коллекция кассовых аппаратов, используемых для счетных машин.
Арифметические и счетные машины: от счетов до скользящих палочек и автоматических калькуляторов Паскаля и Лейбница до их более современных версий калькуляторов.

В нише - детальный снимок Apple I. Запись сделана с ранними компьютерами и развитием от ламп к реле и к системам на основе транзисторов. Будто паришь в воздухе, созерцая Землю и другие планеты!
Телеграф Морзе. Можно потренироваться, передать сообщение!

Ада- первая в мире программистка

 С сентября 2015 по  июль 2016 года в музее  была представлена  выставка «Вначале была Ада – женщины в компьютерной истории». Поводом стало 200 -летие со дня рождения леди Августы Ады Кинг, графини Лавлейс - первой программистки в истории человечества! Леди Ада родилась 10 декабря 1815 года и была единственным законнорожденным ребенком знаменитого романтического поэта Джорджа Гордона Байрона. Ее отец и мать быстро разошлись, у отца-поэта был свой путь и заниматься дочерью ему был недосуг. Дочь его не знала, а мать не желала, чтобы ее дочь увлекалась поэзией, как ее отец, нашла дочери хороших преподавателей математики.  Ада вышла замуж за лорда Лавлейс,  одного  из знатнейших людей Англии и стала  графиней Лавлейс. Ее жизнь, как и жизнь ее отца не была долгой, она умерла от болезни в 37 лет, в 1852 году.  (1815–1852) и была была погребена, согласно ее завещанию,    в церкви Святой Марии Магдалины в Хакнелле, Ноттингемшир, в семейном склепе Байронов рядом с отцом.
 Главная  работа Ады - описание аналитической машины, проект которой  разработал Чарльз Бэббидж (1791-1871) в 30-х годах 19 века. Машина Бэббиджа состояла из  мельницы (арифметико-логическое устройство, часть современного процессора), из устройства ввода-вывода информации и т.д.   Это был  прообраз современной ЭВМ.  Бэббидж часто посещал промышленные выставки, где были представлены различные новинки науки и техники. Именно там и состоялось его знакомство с Адой Лавлейс. Она стала его очень близким другом, помощником и единственным единомышленником.
В 1840 году Бэббидж ездил по приглашению итальянских математиков в Турин, где читал лекции о своей машине. Луиджи Менабреа, преподаватель туринской артиллерийской академии, создал и опубликовал конспект лекций Бэббидж на французском языке. Позже Ада Лавлейс перевела эти лекции на английский язык, дополнив их своими комментариями, по объёму превосходящими исходный текст. В комментариях Ада сделала описание и инструкции по программированию к ней, описала алгоритм   чисел Бернулли на аналитической машине. Это были первые в мире программы. Этот алгоритм, по мнению ученых, можно с некоторой натяжкой называть «первой программой в истории человечества".Именно поэтому Аду Лавлейс справедливо называют первым программистом. Именно в честь Ады Лавлейс назван универсальный язык программирования Ada. Более того, в своих записях она предрекала, что «аналитическая машина способна создавать алгебраические формулы, а в перспективе — писать музыку, писать картины.

В музей с детьми и внуками

Детям, как я заметила, интересны игры, механические игральные автоматы, удивительные роботы. Одни из них способны заниматься уборкой, другие – принимать гостей (есть робот «говорящая секретарша»), третьи могут сами передвигаться по залам. Роботы имеют даже собственные имена!
Так, робот по имени Винцент, ассоциируется с именем великого художника Винцента ван Гога, может за несколько минут написать твой портрет! Вероятно, делается фото, а потом робот чертит штрихи...Винцент собирает вокруг себя немало почитателей, вокруг него живые очереди! Чудо, конечно. Художник с электронным карандашом схватывает суть твоего образа и штрихами, пунктирами создает твой портрет!
В музее есть роботы, которые могут сами  двигаться по залу, в какой-то мере реагировать на посетителей!
Первый раз стараешься увидеть суть, надо еще разок-другой побывать в музее.
Ведь это возможность увидеть  себя со стороны, сквозь призму компьютерной графики и ее цветовых оттенков. Это именно то, что предрекала Ада Лавлейс. Также это возможность увидеть новые горизонты, космос, возможность задуматься и поразмышлять о будущем...

В музей с детьми и внуками

Детям, как я заметила, интересны игры, механические игральные автоматы, удивительные роботы. Одни из них способны заниматься уборкой, другие – принимать гостей (есть робот «говорящая секретарша»), третьи могут сами передвигаться по залам. Роботы имеют даже собственные имена!
Так, робот по имени Винцент, ассоциируется с именем великого художника Винцента ван Гога, может за несколько минут написать твой портрет! Вероятно, делается фото, а потом робот чертит штрихи...Винцент собирает вокруг себя немало почитателей, вокруг него живые очереди! Чудо, конечно. Художник с электронным карандашом схватывает суть твоего образа и штрихами, пунктирами создает твой портрет!
В музее есть роботы, которые могут сами  двигаться по залу, в какой-то мере реагировать на посетителей!
Первый раз стараешься увидеть суть, надо еще разок-другой побывать в музее.
Ведь это возможность увидеть  себя со стороны, сквозь призму компьютерной графики и ее цветовых оттенков. Это именно то, что предрекала Ада Лавлейс. Также это возможность увидеть новые горизонты, космос, возможность задуматься и поразмышлять о будущем...

Подробнее  "Ада- первая в мире  программистка":
http://proza.ru/2023/05/07/953