По вере вашей да будет вам

Сергей Смирнов 57
Святые отцы пишут, что «дарования Божии столь велики, что люди почти не могут верить тому. И не дивно, если не могут понять их, доколе не изведают опытом».

Чаще всего мы не замечаем чудес и равнодушно проходим мимо. А явление, не поддающееся рациональному объяснению, считаем фальсификацией, — такие инциденты бывали. В лучшем случае трактуем как совпадение или случайность. Как правило, люди привлекают на помощь житейский здравый смысл. То есть, отрицают реальность необычного и признают действительным привычное.

Бывает, человек спокойно отвечает на  поздравление: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»  И он же возмущённо реагирует на известие о другом чуде, нарушающем действие законов природы. «Если не увижу...если не вложу...» Так апостол Фома отвечал ученикам Христа. Подобным образом реагируют многие люди на сообщение о каком-либо чуде: «Верю только в то, что могу увидеть своими глазами и потрогать руками». Мне почему-то сразу вспоминались слова мудрого Лиса из сказки Антуана Сент-Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь». Встречал я и такие возражения: «Может, раньше и были чудеса, но в наше-то время откуда?»

Девятнадцать лет назад три прихожанина Рождественского храма поднялись на колокольню. Первая служба, она же престольная, прошла 7 января. В середине апреля православные впервые в новом храме отпраздновали главный праздник — Пасху Христову. В светлую седмицу звонить в колокола разрешается всем, вне зависимости, умеет кто звонить или нет. Праздник же — Христос воскресе! А в воскресенье, называемое Фоминой неделей, желающих позвонить было хоть отбавляй. Народ вскоре разошёлся по домам, а двое строителей, живущих на территории церкви, припозднились. Им спешить некуда. Павел Павлович, наш главный строитель из села под Николаевом, работал здесь четвёртый год. Он наш духовный наставник, его послужной список впечатляет. Он строил церкви в Ломоносове, Почаеве, в Старом Крыму, восстанавливал Топловский монастырь. Да и выглядит Павел Павлович внушительно: с чёрной бородой, лысоватый, его взгляд выдавал человека, привыкшего брать на себя ответственность. Его помощник Вадим, сварщик из Кривого Рога, лет тридцати пяти, кандидат в мастера спорта по шахматам. Мне как-то довелось сыграть с ним партию, она закончилась в миттельшпиле. Соперник не нападал, он так сковал мои фигуры, что любое продолжение вело к потере качества. Единственная партия в жизни, когда я сдался при равном количестве фигур. Вадим приезжал к нам на работу каждый год на два месяца, используя свой отпуск. В нашем приходе он и покрестился. К строителям присоединился рослый прихожанин лет сорока пяти, в звании профессора. Он читал лекции в университете. Что произошло на колокольне, я узнал у Вадима уже в понедельник.

— Представляешь, что вчера было? — даже не поздоровавшись, обратился ко мне Вадим. — Мы с Пал Палычем и профессором были на колокольне. Я хоть и не умею правильно звонить, но в эти дни всем можно. После звона мы в центре колокольни стали обнимать друг друга и поздравлять с праздником.
И вдруг я услышал удар. Подумал, что кто-то поднялся и ударил в колокол. Мы обернулись — на колокольне никого кроме нас не было. Я глянул на колокол и не поверил своим глазам. Верёвка, на которой привешен язык, потянула его в сторону. После будто кто-то невидимый отпустил верёвку, язык ударился о противоположную сторону. Мы обалдело смотрели на происходящее. Верёвка снова оттянула язык и отпустила. Раздался третий удар. 
Звон уже затих, а мы, переглядываясь друг с другом, не могли сдвинуться с места. Наконец Пал Палыч кивнул и мы пошли вниз.  
Вадим замолчал. Через несколько секунд обронил:
— А я не верю, как такое может быть?
Теперь настала очередь удивиться мне:
— Ты же сам слышал?
— Слышал.
— Видел?
— Видел. Но всё равно не верю. Как такое может быть?
Из вагончика вышел Павел Павлович. Мы уже втроём обсуждали детали вчерашнего чуда. В летописях и житиях святых упоминаются подобные случаи. Но в наше-то время? И главное - зачем? Известно, что большой процент аналитически мыслящих людей не верит чудесам. Наш Вадим как раз такой, кандидат в мастера спорта по шахматам. Может колокольный звон для укрепления его веры? Или для всех нас? Ведь не секрет, что часто человек просто находит в христианстве удобную для себя нишу, но не относится серьёзно ни к вере, ни к Богу, ни тем более к чудесам.

Спустя несколько лет я в разговоре упомянул о зазвонившем колоколе. Чтец прихода, молодой человек, закончивший семинарию, насмешливо оборвал меня:
— Ты хоть больше никому это не говори.
Можно, конечно, и не говорить. Но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же».