Сэлинджер Брэдбери Буковски

Валерий Кувшинчиков
Несколько строчек о так называемых подростковых книгах: Д.Сэлинджер – Над пропастью во ржи; Рэй Брэдбери – Вино из одуванчиков; Чарльз Буковски – Хлеб с ветчиной.

Роман «Над пропастью во ржи» известен в мире. Я его читал долго, наскоком взять не получалось по разным причинам. Книга написана так называемым подростковым сленгом, то есть лексика, построение фраз - автор пытается передать в такой форме, как в представлении Сэлинджера говорили подростки. Это приближает к замыслу писателя, но это и мешает. Читателю, избалованному отточенной лексикой Льва Николаевича, Набокова, ФМД и других, трудно в данном случае опускаться до жаргона и слов подростка, тебя автор как бы заставляет приспособиться до этого уровня и принять образ мышления подростка. Это в принципе нелегко, где-то это даже раздражает. Хотя понимаю, что книга рассчитана на взрослого читателя, но это понятное и возможно обоснованное насилие над читателем заставляет задуматься, а может ты уже вырос из этих 16-17-летних сомнений, переживаний и мучений главного героя Колфилда, и тогда может это уже «не твоя книга»?
Колфилд не принимает общества, пошлого общества ( по классификации Чехова), он в постоянной конфронтации с одноклассниками, видит примитивность, глупость, лживость, неестественность и прочие качества встречающихся в его жизни людей.
Он комплексующий, подозревающий во всех смертных грехах, понимающий истинные мотивы, и в то же время не находящий в себе сил и способности противостоять этому миру. Колфилд даже не способен, сняв проститутку, переспать с ней, боится любого действия и в результате отдает 10-15 долларов швейцару-сутенеру. Он в принципе ни на что не способен. Ему хочется быть другим, но это только желания. Он обьясняет, что те мальчишки, которые вступают в эту жизнь, кажутся ему бегущими по ржаному полю, за которым пропасть, и он хочет всех спасти, ему страшно.
Он любит умершего младшего брата, сестру, старшего брата, ему встречаются достойные люди, учитель Антолини говорит ему, что он не первый, в ком люди и их поведение вызывали растерянность, страх и даже отвращение. Антолини говорит правильные и умные вещи, и главное, что ему кажется, что это Колфилд сам бежит к пропасти.
Итак – Колфилд сам бежит к пропасти, но кто его спасет? Роман ничем не кончается, остается знак вопроса, и хотя книгу относят к настольной книге бунтарей 20-го века, но мне лично так не показалось. Колфилд похож на Чеховского героя из «Вишневого сада», который всю жизнь только «хотел». И все, так жизнь и прошла. Сочувствие к герою на этой ноте заканчивается.

Рэй Брэдбери  « Вино из одуванчиков» - это сказочная история о 10-летнем мальчике Дугласе и его брате. Поэтичная и требующая внимательного чтения. Там родители собирают одуванчики и делают вино – лето- которое разливают в бутылки и их можно откупорить и всегда насладиться этим ощущением. Там есть чокнутые бабушки, мисс Ферн и Роберта, которые катаются на Зеленой машине, есть старый полковник Фрилей, который рассказывает мальчикам истории 50-70-летней давности, и мальчишки понимают, что полковник – это Машина Времени, и когда он умирает, то умирает и Машина Времени.
Там есть Лео Ауфман, который пытается изобрести Машину счастья, но когда в эту Машину садится жена Лео, то понимает, что никогда она не увидит Парижа, никогда она не будет молоденькой девушкой, что все это в прошлом, и только тогда Лео Ауфман осознает, что счастье – это видеть своих близких и семью и радоваться той жизни, что есть.
Там есть мистер Джонас, старьевщик, который на свою телегу собирает вещи, ненужные кому-либо, и потом бесплатно раздает тем, кому эти вещи могут доставить радость.
Это Брэдбери, его стиль и манера психологического письма известны, чтение доставит вам удовольствие и оставит те легкие, волнующие ощущения от чтения мировой литературы.

Чарльз Буковски «Хлеб с ветчиной» - это честная, настоящая книга, написанная так, как умел писать только Буковски. В этом романе есть все: семья, в которой нет любви и есть насилие, окружающий мир, в котором ты должен научиться выживать и отстаивать себя, и опять же 16-17-летний герой Чинаски, видящий пошлость, жестокость окружающего мира, подросток с четкими моральными и нравственными критериями в душе, который учится защищать себя и мир в этом мире. Чинаски – это не проигрывающий Колфилд, в нем есть внутренняя сила.

Если представить рейтинг литературы о становлении подростка, то Чарльз Буковски «Хлеб с ветчиной» я бы дал первое место из этих книг.