Королевская охота

Ritase
  В биографии австрийской императрицы Марии Терезии я наткнулся на описание развлечений их величеств.  Сотни загонщиков гнали дичь к берегу Дуная, где прямо в воде поставили схроны, «замаскировав их листвой и папоротником». Оленей не трогали, но   доблестные охотники истребили  1000 зайцев, 164 лисы и 60 кабанов. Почему-то эта бессмысленная бойня произвела на меня  впечатление особенно тяжкого  абсурда  –  даже на фоне достаточно  абсурдных  самих по себе аллегорических шествий,  оперы на свежем воздухе,  украшенных лодок и засаженного экзотической ботаникой плавучего острова с хором…

«И предков нам смешны роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат...»

         Правила Австрией главным образом Мария Терезия. Ее супруг Франц, также император по званию, к делам управления был совершенно непригоден; его держали в основном  для того, чтобы он делал императрице ее   15 детей.  Исполнив  долг пополнения  династического генофонда бедолага  надорвался и помер, после чего императрица оделась в черное и завязала с дальнейшим пополнением династий  Европы. Самым известным   результатом  деятельности   Франца Стефана Лотарингского стала    «Австриячка» Мария Антуанетта, приложившая руку к развалу французской монархии в революцию 1789 года.    Во французском ее кличка  «Autrichienne» явственно несет обертон «chienne» – «сука», но по-видимому, какой-то особенной самкой собаки Мария Антуанетта не была. Ее резюме включало в себя обычный женский  набор из  безудержной любви к тряпкам, балам и азартным играм;  небольшой серии  любовников – насколько платонических,  у французских  историков, любящих разбираться в таких деталях,  нет согласия… Кроме прочего, Австрисучка  встревала в государственные дела, в которых ничего не понимала – с неизменно плачевными результатами. Финальной  глупостью, приведшей ее и супруга на эшафот, стала   организация через любовника попытки сбежать от якобинцев  всей семьей в громоздкой колымаге вместо того, чтобы увеличить шансы, отправившись  по отдельности  на чем-нибудь более скоростном.         

     Для контраста историк упоминает биографию современника Марии Терезии композитора Йозефа Гайдна, происходившего   из рядовой семьи. За недолгое время дом его предков трижды сжигали вояки; сам композитор изучал азы ремесла на неотапливаемом чердаке…

     Размышления о королевской охоте  оборачиваются для меня мыслями о тысячах родственников Гайдна, которые строили схроны, загоняли дичь, таскали туда-сюда сундуки придворных, пели в хоре и изображали мифологических героев на плавучем острове. То есть   занимались всякой ерундой  для того, чтобы привилегированные паразиты могли и дальше убивать  зайцев и  излишки населения…   

     Насколько ситуация изменилась с 18 века? Мне кажется,  по существу она осталась той же самой – выросли лишь масштабы. По-прежнему, верхушка общества  ворует, воюет и тупо растрачивает общественные ресурсы,  пока остальные, ютясь по неотапливаемым чердакам, обслуживают этот праздник жизни и истребляют  друг друга.