Экскурсия в Новый Иерусалим

Марина Завьялова
      Светлана сопровождала экскурсию в Новоиерусалимский монастырь. День выдался теплый, солнечный, почти майский. Экскурсанты тоже подобрались бодрые, спортивные, были среди них и очень верующие. Собрались дружно, водитель попался веселый, сразу включил радио "Шансон" и опустил стекла на окнах. Сели - поехали. В окна врывался свежий московский, а затем подмосковный ветерок, деревья были окутаны светло-зеленым туманом и радовали глаз, поездка намечалась интересная и приятная.
       Светлана раньше любила путешествовать, объездила пол-Европы, была и в Азии, и в Африке. По своей стране путешествовала мало: молодость пришлась на то время, когда открыли границы и русский народ ринулся познавать мир. На Земле обетованной она не была, сейчас хотелось посмотреть, что же придумал патриарх Никон в те времена, когда дорога до настоящего Иерусалима для паломников занимала несколько месяцев, а то и лет. Солнце слепило глаза, микроавтобус несся быстро, лавируя в потоке машин, и через полтора часа они подъезжали к величественному белокаменному монастырю, выглядевшему как мираж или сказочный дворец посреди коричнево-серо-зеленой привычной русской обыденности.
       Когда вышли из автобуса и направились к монастырю, Светлана вдруг почувствовала, что как-то заныло под ложечкой - укачало, наверное, да и весна - в это время она всегда ощущала слабость, хотелось многого, но мешало изменчивое давление, еще и мысли, мысли всякие лезли в голову. Она их, конечно, гнала, да и хандрить обычно было некогда. Сейчас они шли навстречу Храму, женщины повязывали на голову платки, вокруг было много людей: и прихожане, и экскурсанты, и монахи в черном - монастырь-то действующий.
       Главный Воскресенский Собор был прекрасен. Сложная архитектура, недавняя реставрация, колокольный звон - все создавало впечатление торжественной радости.  К ним подошла монахиня-экскурсовод, они встали на солнышке у входных дверей и начали слушать удивительный рассказ о том, как строили Новоиерусалимский монастырь. Светлана чувствовала, что ей как-то нехорошо. Было ощущение, что будто она здесь была раньше, плюс это укачивание в автобусе давало о себе знать. Она взяла себя в руки и направилась вместе со всеми в Храм.
       Монахиня рассказывала интересно, спокойно, но Светлана с каждой минутой понимала, что ей некомфортно, ладони намокли и ходить вместе со всеми она не сможет. Она сказала, что отойдет на время, и найдет всех, когда будут собираться обратно. Светлана прошла к центральному алтарю, сделала несколько фото иконостаса и потолка и совершенно четко поняла, что она здесь уже была.
       Несколько раз перекрестясь, она быстро вышла из Храма на яркое и теплое солнце, и чтобы привести нервы и самочувствие в порядок, отправилась в Трапезную. Обычного кафе на территории монастыря не было, еще где-то находились Вареничная и Блинная, но до них было далеко идти. Светлане же нужно было срочно выпить кофе, и еще теплой воды, чтобы согреться и успокоиться.
       Трапезная оказалась наполненной людьми, пришлось отстоять очередь, и наконец, она нашла свободный уголок, присела и попыталась сконцентрироваться. Что было не так? Все ведь хорошо, весна, благостное место, горячий кофе согреет, а маленькая шоколадка придаст силы. Она сидела и смотрела в маленькое окошко на золотой купол, просматривала новости в телефоне, потом подумала, что скоро день рождения у Ленки: дочь - совсем взрослая девушка, и что бы ей такое подарить...
       Постепенно вегетатика пришла в норму, Светлана потихоньку ожила, руки потеплели и захотелось на воздух. Затем она гуляла по территории монастыря, вернулась в Храм, обошла его, поставила свечи, купила сувениры. Ощущение, что она здесь уже была, так и не покинуло, но притупилось - весна, слабость, возраст... Она увидела свою группу и поспешила к ней.

       ...Они долго стояли на израильской границе. Причем ночью, а на следующий день надо было осмотреть все - и Голгофу, и Храм Гроба Господня, и Стену Плача. Ленка устала, прижималась к отцу. Он гладил ее по голове, говорил, что они все успеют.
       - Как думаешь, мама справится без нас? Ей ведь сейчас так плохо, - Ленка хлопала сонными глазами, грызла купленный в супермаркете киндер, но старалась вести себя как взрослая.
       - Конечно, справится, - отец тер виски и думал, как неожиданно все произошло, - мама у нас сильная. А к похоронам дедушки мы вернемся домой.
       Их окружала душная южная ночь, а над головой горела яркая неизвестная звезда.

23.04.2023