Не падай духом, падай брюхом!

Кайрбек Нагуманов
          Так мы в юности, в шутливой форме, особо не задумываясь в смысл этого хлесткого наставления, подбадривали своих друзей, оказавшихся в ситуации, требующей решительности в действиях, смелости, готовности к рывку. В те годы варианты -  духом падать или брюхом, - были  для нас вполне взаимозаменяемы, но затем, взрослея, приходили к расхожему мнению, что все таки  они несопоставимы - мир возвышенного духа и какой-то грубой, прозаической материи. Хотя дух отдельного человека и всего народа  формируется и поддерживается всем образом жизни людей самого разного социального положения, тем не менее роли наставников и судей в этой области присвоили себе служители религий. И обозвав себя, не страдая скромностью, как духовенство, выделились в особый социальный слой общества над остальными, то есть мирянами.
С таким их самомнением  и позиционированием своего места в структуре обществе я согласиться не могу, поскольку особой духовности у служителей церкви, мечетей и других подобных храмов я не замечал. Скорее – наоборот. Могу признать пример духовности за отдельными священнослужителями из низов церковной иерархии, но чем выше поднимается по ступеням этой  самой иерархии другой, менее  отягощенный нормами морали служитель, тем больше поражаешься его духовному перерождению в  циника и лицемера! Впрочем,  такое же перерождение наблюдается сплошь и рядом и у представителей других социальных слоев общества.

                «Вперед не суйся, взади не отставай!»
 
Душа человека есть интуитивно, в той или иной степени осознанно принятые им ценности как смысл своей жизни. Это, прежде всего, те интересы, которые  продиктованы сущностной природой человека – его стремлением к материальному достатку.  Это – первейший закон человеческой жизни! На этом фундаменте строится вся наша жизнь во всех его проявлениях: какого уровня жизни добиваться, где жить и работать, чему посвятить себя, как отдыхать и т.д. Не так-то просто самому выбрать нужные ориентиры в жизни, сформировать душевные устремления. Не мудрствуя лукаво, многие находят выход в том, чтобы «жить как все». Такое решение подкупает тем, что принятие его и реализация не требует особых волевых усилий и вполне по плечу большинству простых, прагматичных людей. 
Все же отдельным представителям этой основной части социального общества хочется хоть как-то примазаться  к «высокой духовности», использовать ее в эгоистичных целях. В 70-ых годах, когда еще у большинства  из  нас «все удобства были во дворе» и водокачка за несколько кварталов, знавал я одного великовозрастного парня, который назойливо демонстрировал кому надо и не надо свое знакомство с древнерусской литературой, восхищение работами режиссера и актеров в  советско-итальянском фильме «Ватерлоо», поглощенность  какими-то «духовными» поисками. В это время его пожилая мать копалась в огороде, таскала коромыслом воду. На мое естественное замечание этот паразит со снисходительной улыбкой окидывал меня взглядом сверху вниз и  снова вверх, отстраняясь от меня как от приземленного,  совсем пропащего человека!

                Прояви характер!

       Другое дело, когда кто-то стремится «жить лучше всех!».  Правда, таких людей не так много и к тому же в глазах окружающих они часто выглядят как карьеристы,  выскочки, как люди с непомерными амбициями. Но речь здесь о тех  амбициях, которые активизируют человека, заставляют его работать над раскрытием и развитием своих талантов, чтобы делать  что-то полезное не только себе, но и другим. Если амбиции сочетаются с такими чертами его характера, как трудолюбие, упорство, требовательность к себе, креативность и оптимизм, то он добивается известности, карьерного роста, богатства. Эти черты характера и его достижения свидетельствуют, что перед нами волевой человек с бойцовскими качествами. У него зрелая душа с четко осознанными, устоявшимися ценностями, интересами и, что важнее всего, крепкой волей, достаточной для преодоления трудностей и страхов, препятствующих удовлетворению его желаний. А это и есть тот самый реальный, порожденный материальными условиями жизни и воспитанием дух, который кому-то может   показаться, а некоторые преднамеренно стремятся представить его чем-то мистическим, бестелесным. Хотя, к примеру, чувство голода тоже нельзя пощупать, однако мы не придаем ему мистического характера. Понимаем, что оно имеет невидимую для глаз, но все же банальную физическую причину - потребность организма в энергии, -  и даже ребенок знает, что ее удовлетворяют такой же простой материей в виде пищи, но не святым духом. Чтобы не поддаваться всякого рода спекуляциям,  попробуем выявить  чисто земные корни духа.

                Комиссары и души, и духа

        Все живые существа в той или иной мере наделены  инстинктом самосохранения в виде способности к врожденной реакции на возникшую опасность. Причем в жизни нередко возникают ситуации, вынуждающие, казалось бы, действовать вопреки этому инстинкту. Яркий тому пример, когда такой же природный, но материнский инстинкт бросает мать жертвовать собой ради ребенка! Не менее впечатляющие жертвы приносятся людьми во имя своих убеждений, веры, ради семьи, социальной группы, нации. Но эти жертвы не генетически запрограммированные реакции организма, а результат целенаправленной работы как самого человека, так  и социального окружения, специально подготовленных для этой цели  людей – пропагандистов, агитаторов  по формированию в душе мотивов служить не только личным, но и каким-то высшим, зачастую искусно навязываемым интересам.
Особенно велика роль души и духа в борьбе за власть. По сути, исход любой схватки предопределяется внутренним настроем участников борьбы. Это не было секретом для организаторов революции 1917 года и в числе первых декретов новой власти было учреждение института военных комиссаров Красной армии.   «В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев, который … умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса», — так характеризовал комиссаров создатель этого института Лев  Троцкий. Причем готовности умереть этот орден учил не столько в тылу войск, сколько на передовой. Комиссары непосредственно участвовали в боях и нередко возглавляли лишившихся командования подразделения, поднимали залегшие цепи на героические атаки в полный рост. Широко известно знаменитое фото политрука Алексея Еремина, зовущего в атаку бойцов (через минуту его сразит немецкая пуля) и он стал символом подвига советских солдат и командиров.
 
       Важнейшим фактором  стойкости  войск всегда признавался боевой дух и  именно ему – комиссару (политработнику), - было доверено самое острое оружие в годы войны. Душами и сердцами воинов заведовал, закалял их он, без чего ни танки, ни пушки, ни самолеты не принесли бы нам победы. Политработника признавали не иначе как отца и душу подразделения. Газета «Правда» в передовой статье от 22 марта 1942 г. так и определяла: «Политрук — душа роты». Самой объективной и весомой характеристикой роли и значения идейной работы красных комиссаров в армии, их преданности долгу служила оценка и отношение к ним противника. В плен комиссаров немцы не брали, расстреливали на месте.
 
                «Глаголом жечь сердца людей»

В атаку своих подчиненных командир поднимал приказом. Чем же звал людей на смертный бой комиссар? Словом и делом, верой и преданностью проповедуемой им же идее!  Глаголом он будил в бойцах такие чувства и эмоции, что рожденный им боевой дух воинов становился самым острым оружием войны! Причем поднимать дух и ковать таким образом победу, оказались способны даже люди других, мирных профессий, далеких от фронта, в глубоком тылу.
Стихотворение «В лесу прифронтовом» была создано поэтом Михаилом Исаковским осенью тяжелого 1942 года, в разгар Сталинградской битвы. Его строки  и мелодия композитора Матвея Блантера сразу же стали частью победного духа советских людей тех лет и последующих поколений. Да иначе и быть не могло! Ведь в чем состоит миссия поэта? Проникнуть и  затронуть самые тонкие струны душ, заставить их откликнуться! Герой стихотворения – простые бойцы, оторванных от дома, от дорогих сердцу людей. Под "вздохи, жалобы басов" вспоминают они о прошлом, о любви, "о чем-то дорогом". Надеются вернуться домой и под мелодию старинного вальса «Осенний сон» снова танцевать с любимой подругой, но «дорога к ней вела через войну». Думаю, не лишним будет напомнить отрывок из стихотворения дословно:

Так что ж, друзья, коль наш черед,-
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз. 

После этих простых, понятных каждому слов и строк ( в этом-то и состоят, наверное,  дарования, находки поэта!) даже мне, мужику, не отличающийся, откровенно говоря, каким-то особыми бойцовскими качествами, но имеющий свою семью, родных и близких, представляется естественным, жизненно необходимым выполнить свой долг и если надо, то «в землю лечь, ведь это ж только раз»!

Но пусть и смерть — в огне, в дыму —
Бойца не устрашит,
И что положено кому —
Пусть каждый совершит.

         Матвей Блантер вспоминал, что прочитав стихи «несколько раз, я подумал: только поэт, ежеминутно и глубоко переживающий все, что переживает народ, может так ощу¬тить сердцем и разумом, увидеть сквозь сотни километров и прифрон¬товой лес, и невесомый березовый лист, и бойцов, слушающих в короткие минуты затишья гармониста». Несомненно, что  именно эти глубокие переживания  поэта, помноженные на его огромный талант могли родить слова, укреплявшие силы бойцов, придававшие им мужество и уверенность в победу, разжигавшие дух, чтобы снова во весь рост броситься на врага!

                Дух - это то, что покоряет высоты!
 
      В нашей жизни совсем не обязательно дожидаться «трудного часа». В ней и в мирное время бывают моменты, требующие от нас напряжения и души, и тела. Здесь, для определенности, хочу провести следующую аналогию: душа – эта та манящая высота, которую наметил себе и стремится покорить человек, а дух – это та энергия сжатой пружины, которая толкает и выносит  его на эту высоту, на уровень мечты. Если же он довольствуется малым, непритязателен, то нет и нужды напрягаться. Отношение к такой философии  и месту человека на лестнице жизни кратко и точно передал Владимир Высоцкий в «Песне о друге»: «вверх таких не берут и тут про таких не поют».
Всем известно житейское правило, что выше пояса не прыгнешь. И тем не менее, напрягаются и прыгают, даже выше своей головы. Такие люди – соль земли нашей! Казалось бы, что альпинисты забыли на неприступных вершинах гор? Нет же, карабкаются по отвесным скалам, скользким ледникам, наперекор снежным лавинам, нехватке кислорода и рискуя, балансируя по лезвию бритвы, добиваются своего – покоренной вершины и хмельного состояния. Какая непрактичность!
Оказывается романтика тянет к неведомым далям и высотам не только людей, но и животных! В школьные годы на летние каникулы меня старшие отправляли набраться сил и здоровья на природу в деревню. Сельские ребята уже в 13-14 лет  помогали родителям по хозяйству и им поручали даже такое серьезное дело как пасти скот. Вот и мне, чтобы не оставаться одному, приходилось отправляться вместе с ними пасти совхозных телят. Конечно, между делом удавалось и побаловаться, и в картишки перекинуться. Но вот незадача, - из стада в 150-200 спокойно пощипывающих траву телят,  обязательно находились 2-3 головы, которые, бросив кормежку, отбивались от стада и устремлялись зачем-то к дальним горизонтам или к тайнам ближайших зарослей кустарника и леса. И тогда нам приходилось, матерясь, проклиная непоседливых телят, бежать за ними, искать  их в чаще леса и загонять обратно в стадо, чтоб родителям не пришлось нести материальную ответственность за потерю голов.
 Это сейчас, много лет спустя понимаешь, что видимо когда-то и в стадах древних обезьян находились такие же непоседы, которым со своей беспокойной душой и гиперактивным характером удалось вырваться из привычного, животного образа жизни, совершить эволюционный переход к принципиально иному, человеческому обществу. И теперь весь окружающий нас мир в планетарном масштабе, со всеми ее достижениями и потерями, есть творение этих душ с высокими целями и сильной волей.

                Нищие духом

       Сколько помню себя, не было для меня ни своей, ни чужой так уж непостижимой, загадочной души, духа. И другие не жаловались, потому как удавалось даже без пуда соли оценить на что способен тот или иной  попутчик жизни – свинью подложить или выручить в беде. Но если заглянуть в научную и ненаучную литературу по вопросам души и духа, то поражаешься мутному потоку  пустопорожних разговоров на эти темы – сплошное бла-бла-бла! И это, как я понял – неспроста; есть кому, в своих интересах,  наводить тень на плетень.

      Зачатки души и духа, как и физические, музыкальные, математические и другие способности, даруются каждому от рождения и могут выявлены им, развиты в разной степени. У всех желания лучшей жизни хоть отбавляй, но не всем хватает духа штурмовать высоты, сделать себе имя и в большинстве случаев люди в своем развитии и потребностях недалеко уходят от уровня животных. Лишь небольшая часть, вооружившись необходимым для этого духом, возносится над основной массой населения. В результате у всех народов и племен, как в прошлом, так и в настоящем, складываются  свои пирамидальные структуры общества. Причем такие структуры возникают объективно как прямое следствие сложившихся материальных условий жизни и потому нет смысла наделять их оценками с позиций этики должного – хорошие они или плохие, пережитки прошлого или достижения настоящего, а может и ростки будущего.

      Так вот, с древних времен в социальных пирамидах то и дело возникали взрывоопасные ситуации, когда верхи не могут управлять по старому, то есть, господствующий класс уже не в силах сохранить своё общественное положение, а низы не хотят жить по старому - резко обострились их нужды и бедствия, возникла решимость изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы обезопасить себя,   верхи в ходе эволюции общественных устройств изобрели такое средство как государство, с органами насилия и подавления в виде полиции, прокуратуры, судов. Есть конечно еще и армия, но она для отражения внешних врагов, да и сидеть на штыках не совсем удобно. Потому-то власть и была вынуждена создать другое, такое же хитроумное средство для мирного удерживанния низов от бунта как религия!
Хитрость состояла в том, что была подхвачена давно бродившая  среди людей идея существования всемогущего небесного  Творца. Даже, «если бы бога не существовало, его надо было бы придумать, иначе как бы богатые могли защищать свои богатства от бедных?» - подметил проницательный Вольтер.Во Франции 21 марта 1804 года вступил в силу Гражданский кодекс, также известный как Кодекс Наполеона. Великий полководец считал его главным достижением своей жизни: «Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений… То, что никогда не забудется, что будет жить вечно - это мой Гражданский кодекс ...". Действительно, до наших дней этот кодекс служит образцом для многих стран. Так вот Наполеон, как непревзойденный знаток государственного устройства жизни людей, выявил и кратко сформулировал зашторенную суть веры: «Религия — это то, что удерживает бедных от убийства богатых»
      В самом деле, к  каждому недовольному не приставишь полицейского, а тут за ними круглосуточно будет надзирать всевидящий и карающий бог! Во все времена не было недостатка в конкурирующих между собой религиозных сектах, но выжили в этой борьбе и широко распространились лишь те вероучения,  что  были угодны верхушке общества, освящали её богатство и  власть. Ведь каждый, кто уверовал в Христа, должен был накрепко усвоить: “ Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” (Апостол Павел, Послание к римлянам, 13:1). И в священных преданиях ислама  сказано: “Султан – это тень Аллаха на земле” (Хадис Байхаки).
      Но что за вечную загробную жизнь в раю требует от своих адептов, последователей христианство? Смирения! В духовной жизни христианина  смирение состоит в любви к Богу, соединённая с безропотным перенесением всех жизненных невзгод и трудностей; в убеждении, что он ничего своего не имеет, а имеет только то, что ему дарует Бог. То есть, он должен признать себя рабом божьим! Вопреки здравому смыслу, убогий и сирый есть религиозный идеал человека. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» вещал в своей Нагорной проповеди Иисус Христос (Мф. 5:3). «Блажен тот, кто способен искренне исповедать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне…» вторили ему затем другие.   Смирение - это признание своих грехов и непременное покаяние, надежда не на собственные силы, волю и достижения, но лишь   на Божие милосердие. Иначе - это гордыня, самый тяжкий грех в жизни христианина!
      Что касается ислама, то его требование в мусульманам выражена в самом понятии - в переводе с арабского означающего покорность и этим все сказано! В прошлом в христианских странах так называемое духовенство не раз пыталась захватить, подчинить себе светскую власть, сейчас же оно, после неудач, как и задумывалось, находится в услужении к последней. Иная история в исламских странах, где проповедники  изначально требовали покорности не только простых людей, но и светской власти, и даже подминали ее под себя, - вспомним арабские халифаты. Сейчас же перед глазами – теократический Иран.

      Был такой немецкий прозаик, поэт Новалис (настоящее имя - Фри;дрих фон Га;рденберг), который, критикуя религиозно одурманенных людей, писал в 1798 году: «Их так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы». Отсюда родилась знаменитая формула Карла Маркса: „Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Здесь всем в глаза бросается характеристика религии как наркотика и остается в тени  определение ее как духа бездушных порядков. Между тем, уже из этого определения давно можно было бы вывести далеко идущие выводы, а именно – религия есть антипод духовности и потому ее служителей никак нельзя награждать высоким понятием и качеством  духовенства, и религиозность людей приравнивать к духовности! Вообще говоря, примеры противоречий реальности с устоявшимися представлениями обывателя встречаются сплошь и рядом. Самый простой и наглядный пример: в буквальном смысле всем очевидно, что солнце всходит и заходит, крутится вокруг земли, а на самом деле – все наоборот! И в нашем случае, духовность человека не в поклонении каким-то мистическим, потусторонним силам, а  в подкрепленной трудом и волей вере в свои собственные!