Обычаи и приметы Страстной недели...

Пушкина Галина
Публицистическая статья (14+).
Каждый день Страстной седмицы, недели перед Пасхой, называется Страстным (СтрашнЫм) или Великим.


Великий ПОНЕДЕЛЬНИК.
В этот день принято убирать в доме, прежде всего – мыть окна, и выбрасывать хлам, что, по народной примете, способствует привлечению всех благ.
Солнечная погода в Великий понедельник — к хорошему и раннему урожаю.
* * * * *

Великий ВТОРНИК Страстной недели.
По обычаю хозяйки посвящали его покупкам и заготовке продуктов к пасхальному столу.
В этот день стирали и сушили на ветру полотенца, постельное бельё и скатерти. Последние следовало идеально выгладить, чтобы мир да гладь были за столом, но остро загладить складки при сгибании, т.к. верили, что дурные вести, споткнувшись об них, не смогут добраться до сакрального места – центра стола и, следовательно, навредить семейному достатку.

Кстати, непокрытый скатертью обеденный стол всегда считался признаком бедности. Более того – для привлечения богатства было принято под скатерть класть купюру, причём, её номинал говорил о претензиях на прибыль.

Существовала примета, согласно которой, приняв скатерть в подарок от недоброжелателя, принимаешь в дом его дурные пожелания. А вот молодым хозяйкам рекомендовали втихаря взять неновую скатерть из родительского дома, что сулило достаток молодой семье. Считалось недопустимым обеденная скатерть с кружевом, сулящем «прорехи» в хозяйстве.

Практичные хозяйки во избежание случайных пятен на скатерти под обеденный прибор стелют тканевые салфетки в тон скатерти (как объединение обедающих) или на контраст (как знак разъединения), а опытные гости заглядывают под них, определяя чистоплотность хозяйки…

Дождь в Великий вторник сулил в середине лета полные корзины грибов.

* * * * *

Великая СРЕДА Страстной недели.
Верующие в этот день непременно посещают храм, исповедуются и причащаются, очищая душу перед Чистым четвергом, который традиционно посвящают очищению тела и жилища.

Хозяева среду посвящали переборке и выносу «мёртвых» вещей, т.е. давно не используемых одежды, утвари, инструментов... Их сжигали, относили к церкви и раздавали нищим, отдавали за символическую плату малоимущим соседям. В любом случае приговаривая: «Старьё отдаю, добро сохраняю!». Существовала примета, что бессмысленное хранение хлама ведёт к разорению и бедности – «Не будет нового, пока не уйдёт за ворота старое».

Хозяйки в среду ставили опару для выпекания куличей, готовили отвары для крашения яиц:
* для жёлтого цвета – луковая шелуха, морковь, облепиха, куркума;
* для зелёного – листья и стебли свежего шпината;
* для красного – свёкла, ягоды вишни, граната, малины;
* для синего – синяя капуста, сушёные цветы василька, кожура баклажанов, ягоды ежевики, голубики, черники.

А ещё готовилось всё необходимое для таинства следующего утра – для приготовления «четвергового» мыла и «четверговой» соли.

По народным приметам – дождь в Страстную среду сулил плохой урожай зерновых, но щедрый урожай малины.

* * *

В среду на Страстной недели некогда готовили всё необходимое для изготовления «четвергового» мыла – для «смывания» им сглаза и порчи в течение всего последующего года.
В Чистый четверг всё в доме, особенно углы и закоулки, промывали раствором прошлогоднего «четвергового» мыла, им же мылась хозяйка (в последнюю очередь) и домочадцы (первыми – дети).

Если в течение года были болезни и урон в хозяйстве, остаток мыла сжигали в печи. Если год был благополучен, то остаток мыла растворяли в тёплой ключевой воде вместе с новым (хозяйственным), добавляя в раствор
* соль (крупную каменную или морскую),
* сухую глину
* уголь от сожжённых накануне (в среду) полыни и можжевельника,
* зажиточные горожанки добавляли в застывающий раствор ароматные масла.

При необходимости раствор подсушивали на солнце или возле печи, формовали небольшие кусочки, заворачивали в тряпицы, перетягивая красной шерстяной нитью, и хранили для особых нужд (от хвори, сглаза и порчи) в течение года.

При изготовлении сакрального «четвергового» мыла хозяйка творила наговор:
«На этот кусок наложила зарок
От брани и чёрного слова,
От крика и хрюка свиного,
От суеты, колготы и навета,
От хвори ветровой и наносной,
От высоко стоящего и от ледащего,
От колдовства и ведовства,
От попа и дьяка, и злокозней всяка.
Мыло измылит, пеной уйдёт, водой уплывёт.
Четвергом вершу, Чертогом утверждаю,
Макшую и ладовым словом укрепляю.
Во имя Отцы и Сына, и Святаго Духа, аминь!».

Этот наговор интересен тем, что в нём мирно уживаются, наряду с недоверием к священникам («От попа и дьяка, и злокозней всяка»), обращение не только к Святой Троице («Во имя Отцы и Сына, и Святаго Духа, аминь!»), но и к славянским богиням Макоши («макшую») и Ладе («ладовым словом укрепляю»), упоминается и языческий дух Лядащий  («от ледащего»). Всё это говорит о древности наговора, трансформировавшегося согласно навязанной позднее православной религии.

Для справки: 
Макошь – славянская богиня-Мать «Баба-Рожаница», прядущая судьбу как путь Души в земном человеческом воплощении, хранительница рода, домашнего очага и семейного достатка. Так же, она почиталась как покровительница водной стихии, богиня земного плодородия и попечительница деторождения.

Лада – у древних славян богиня весны (пахоты и сева), плодородия и процветания, покровительница любви и семейных союзов, поддерживающая лад и мир в доме (отсюда множество русских слов с корнем «лад»).

Ледащийм– тщедушный, слабый (о человеке, животном) и плохой, негодный (о предмете, строении). Лядащий – в славянской мифологии дух старой гнилой соломы, как олицетворение прошедшей зимы.

«Четвергом вершу, Чертогом утверждаю» – одновременно упоминаются православный Страстной четверг (в который творится заговор) и Чертог – небесные хоромы, в которых обитают славянские боги-покровители, которыми любой заговор должен быть утверждён.

* * *

В среду Страстной недели в былое время хозяйки готовили всё необходимое для четверговой или «четвержной» соли, которая готовилась исключительно в Чистый четверг до восхода солнца, но после первых петухов.

На чугунной сковороде в печи прокаливали до черноты заранее (в среду) приготовленную смесь:
* крупная соль (каменная или морская),
* ржаные сухари (натёртые на крупной тёрке),
* сухие целебные травы (мята, зверобой, полынь, душица, базилик, стебли укропа, шелуха от головок чеснока).

За неимением сухарей, соль и травы размешивали с квасной гущей или размоченным ржаным мякишем, смесью наполняли старый берестяной лапоть, который часа на 3-4 зарывали в раскалённый печной пепел.
Полученные от прокалённой смеси «угли» толкли в ступе и рассыпали по небольшим полотняным мешочкам, перетягивая красной, обычно шерстяной, нитью.

Четверговую соль считали оберегом и целебным средством от физических недугов, ссор и порчи. Воду с четверговой солью держали посреди обеденного стола (от сглаза), ею умывались и добавляли в воду для мытья посуды и дома (в Чистый четверг – непременно), поили заболевших домочадцев и захворавшую скотину, обрызгивали закапризничавших детей и истеричных девиц.

* * * * *

Чистый ЧЕТВЕРГ Страстной недели, это день не только духовного очищения через Таинства Покаяния (исповеди) и Причащения, но и день очищения бытового, прежде всего – в собственном доме. Прежде верили, что чем чище будет убран дом в Великий четверг, тем счастливее в нем будет жизнь.

День, ещё до рассвета, следовало начать с приготовления «четверговой» соли (об этом был пост вчера в 16:10), затем вся семья должна была хорошенько помыться старым «четверговым» мылом, чтобы в конце дня хозяйка смогла изготовить новое (об этом пост вчера в 14:58), а уж затем вся семья принималась за мытьё всего дома, особенно уголков и закоулков, где могла бы угнездиться нечистая сила. Новой четверговой солью посыпали порог от зла вообще и перед или после визита дурного человека – чтобы он не засиделся и/или не явился вновь.

В Чистый четверг не только уже ничего не выносили из дому, но ничего никому и не давали в долг, включая соль, сахар, спички или луковицу… Если же отказать было невозможно, то просящий должен был взять необходимое сам, как бы украсть, но оставить в «уплату» монетку, чтобы заодно не прихватить и чужого убытка. Кстати, по народным приметам, в любой день ничего из «одолженных» продуктов (прежде всего – соль) нельзя принимать обратно, можно взять как подарок что-то иное или монетку.

В Чистый четверг начинали печь куличи, и если первый из них был красивый и румяный – это сулило удачу всем домочадцам на год, а подгоревший да кособокий предвещал неприятности.
В Чистый четверг красят и яйца, затем убирают их в холодильник до субботы, времени их освящения в церкви. Считается, что можно покраской яиц и в пятницу, но лишь к вечеру до захода солнца, после 15:00 часов.

По народным приметам – если в Чистый четверг день солнечный и ясный, то лето будет жарким и сухим; а если будет дождливо, то и лето будет прохладным и дождливым.

* * * * *

Великая (Страстная) ПЯТНИЦА.
В Евангелии от Иоанна зафиксировано время суда над Йешуа из Назарета у прокуратора Понтия Пилата (римский префект Иудеи): «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой». Иисус – греческая транслитерация еврейского имени Йешуа; Христос – греческий перевод еврейского титула M;;;a; (Мессия, помазанник).

В библейской историографии пятница – это день, когда Христа бичевали, судили, приговорили к смертной казни, привели на лобное место, распяли, а затем сняли с креста и погребли. Потому Страстная пятница для христиан – день безмолвия, раздумий, молитв и покаяний наедине с самим собою. Это день отказа от веселья, гуляний, венчаний и свадеб.

В Страстную пятницу было не принято готовить (в том числе печь куличи и красить яйца), это день полного отказа от пищи (исключение – тяжело больные и находящиеся в пути), лишь после захода солнца можно было употребить немного хлеба с сырой водой.
В стародавние времена в Страстную пятницу истово верующие (и не способные на бытовую хитрость) матери не кормили младенцев грудным молоком, голодный крик заглушали кляпом или выносили ребёнка из дома (в хлев или сарай), отчего не каждый из орущих доживал до субботы. А вот хитрые мамаши «перекрёстно» (чужого, отдав своего кормящей родственнице или подруге) кормили младенцев, т.к. в пятницу приветствуются «богоугодные» дела, а что может быть более богоугодно, чем «сохранение жизни безвинного дитяти»!..

В пятницу на Страстной неделе было принято не выполнять никаких работ по дому или в огороде. Коров особо рачительные хозяйки доили, но молока от пятничной дойки в семье не пили. Кстати, отсюда пошло понятие халявы! Ведро с «пятничным» молоком евреи выставлялось за ворота и оно забиралось соседями-арабами без уплаты; «халя;ль» (араб. ;;;;; — разрешённое;) – всё то, что разрешено и допустимо в исламе.

На Руси по погоде в Великую пятницу судили об урожае на будущий год:
* погода теплая и ясная — к такой же весне,
* день выдался солнечным — хлеба уродятся,
* дождь — весна тоже будет сырой и дождливой,
* пасмурно — на огородах весь год будет много сорняков.

* * * * *

Великая СУББОТА Страстной пятницы, последний день Великого поста. В этот день церковью возбраняется делать что-либо, не связанное с подготовкой к Пасхе. Верующие должны совершать богоугодные бескорыстные поступки (помощь страждущим и нуждающимся, раздача вещей беднякам и милостыни нищим), готовить пасхальный стол и молитвенно ждать известия о воскрешении (телом пока ещё лежащего во гробе, а душою сошедшего в ад) Иисуса Христа – его искупления общечеловеческого греха первородства и его победы над Смертью, как таковой.

Страстную субботу называли ещё и Красильной, т.к. за неимением холодильников многие хозяйки предпочитали в субботнее утро красить свежие «из-под курочки» яйца, чтобы затем отнести их в церковь для освящения.

В течение Великой субботы в храмах и церквях после пасхальной литургии осуществляется освящение пасхальной пищи – яиц, куличей, творожных пасх, а богослужение проходит в течение всего дня. Пост ещё продолжается, но пришедшие в храм на слушание чтения апостольских деяний, могут подкрепиться благословенными хлебом и вином. До окончания крестного хода (часов до 3-х фактически воскресенья) не принято разговляться, то есть позволять себе то, в чем в пост отказывали.

Служба, которая завершится крестным ходом, традиционно начинается в 20:00, а сам крестный ход – с пасхальной полунощницы незадолго до полуночи. О приметах и суевериях пасхальной ночи рассказано мною в повести «Апрель. Цветень» -- http://proza.ru/2017/03/27/1575

В Великую субботу ежегодно происходит одно из главных чудес православной церкви –  по молитве православного патриарха схождение Благодатного огня в Кугуклии, внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня.
Схождение Благодатного Огня года является необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Самые ранние упоминания о нём датируются IV веком, вероятно, ещё с тех пор бытует предсказание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а находящиеся в ожидании огня в самом храме – погибнут. Потому ожидают они терпеливо и со смирением, не стремясь подглядеть рождение чуда...

Приметы на Страстную субботу: сухая ясная погода – к благодатному лету, похолодание сулит лето холодное, а дождь – лето дождливое.

* * * * *

ВОСКРЕСЕНЬЕ Христово или Светлый праздник Пасха – в христианском календаре самый важный и самый древний праздник обновления и возрождения жизни, в христианской мифологии посвящённый чудесному воскресению после распятия на кресте и погребения Иисуса Христа, центра Нового Завета и всего христианского учения.

Но евреями праздновалась Пасха ещё за полторы тысячи лет до рождения Иисуса Христа – как освобождение еврейского народа из египетского рабства, которое длилось 430 лет, пока их не вызволил ветхозаветный пророк и основоположник иудаизма Моисей. В память о событиях, десяти египетских казнях, послуживших предысторией для освобождения из рабства, евреи праздновали и празднуют Пе;сах (ивр. ;;;;;;;;;), что  означает «миновал», «прошёл мимо».

По новозаветному преданию смертный «новомодный» проповедник Иешуа (Йашуа) из Назарета, оклеветанный первосвященниками-конкурентами, оплёванный жадной до развлечений толпой и трусливо преданный всеми своими учениками, чудесным воскрешением из мёртвых подтвердил своё божественное происхождение и искупительную жертву на кресте – за весь человечий род. Оттого в православии Пасха, как день воскрешения бога-сына, одного из Святой Троицы (Отца, Сына и Святаго Духа), есть «Праздников праздник и Торжество из торжеств».

В день Пасхи обычно просыпаются поздно, ведь большую часть ночи проводили, как правило, в церкви на ногах. Поздний завтрак начинался непременно с варёного крашеного яйца, чая с творожной пасхой и рюмочки кагора с кусочком кулича. Родные приветствовали друг друга троекратными поцелуями и возгласами «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!», которыми приветствовали друг друга апостолы, узнав о чудесном воскрешении своего Учителя. Остаток дня и вечер посвящались визитам и приёму гостей. Угощением, прежде всего, служили освящённые в церкви яйца, пасха и кулич. Было принято всех встречных-поперечных, независимо от возраста и статуса, приветствовать тем же возгласом и ответом. Допускались и поцелуи, прежде всего – молодых парней и девиц.

Обмен варёными яйцами (символ новой жизни, окрашенные назывались «писанками») и кусочками круглого (как солнце) каравая было принят ещё в дохристианской Руси, как чествование в дни после равноденствия, с увеличением света и тепла, возрождения Природы и начала нового сельскохозяйственного года. Но церковь настойчиво старалась вымарать из народной памяти языческие «солнцепоклонников» обряды встречи весны, с развесёлым гулянием и ритуальными хороводами, заменив символику жизни на символику смерти.
В христианской традиции яйцо стало символом гроба Господня, потому его и разбивают, угощая друг друга, со словами «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»; тем же символом стал и каравай, оттого его классическая форма – коническая, как у гроба, и сверху белая патока, в этом случае символизирующая саван. Поверх патоки писались, как на надгробии, крест и буквы «I» и «Х», то же символизирует и творожная пасха. Все предпасхальные запреты на труд и веселье (включая свадьбы) остаются и на день Пасхи.

Допустимые в языческие праздники малоалкогольные медовуха, пиво и брага христианством заменены «кровью Господней» – кагором (сладким красным креплёным вином), который можно выпить не более рюмки… за раз! Но не возбраняется – с каждым гостем и в каждом посещённом с поздравлением доме. Потому на улицах пьяных, включая беременных, кормящих матерей и священнослужителей, в Пасху бывало немало. И не только в Пасху, а все последующие сорок дней, что «Господь в человеческом обличии ходит по земле», до праздника Вознесения Христова.

Считается, что выбрасывать окропленные святой водой продукты выбрасывать или скармливать животным и птицам не допустимо. Остатки кулича сушили на сухари, замораживали, чтобы сохранить (после разморозки) их свежесть, или перерабатывали в пряники. Скорлупу яиц толкли и посыпали грядки для увеличения урожая. Для избавления от несвежих яиц была придумана игра «Катание с горки» – дети, как самые безгрешные, компанией скатывали с наклонных дощечек яйца, чьё укатилось дальше всех – считался «победителем» и забирал все яйца себе. Считалось, что для праведника все яйца – свежи, для будущего грешника – тухлые.

По народным приметам на Пасху:
* Если на реках и озёрах еще стоит лёт, то до самого лета не будет улова.
* Обилие почек на берёзе и её сока – к дружной весне.
* Дождь на Пасху сулит холодную сырую весну.

Еврейская Пасха приходится на  египетский праздник Воскресения Осириса (бога плодородия и царственного судьи в загробном мире), символизирующего возрождение природы после зимней спячки, отмечался торжественно и очень весело – с концертами и фейерверками.