Вишну парва, глава 111

Екатерина Нильская
Нарада сказал:
Я один из тех, кто принимает омовение в Ганге каждый день. Однажды я бродил по берегам благой реки, когда закончилась ночь, и взошло солнце.
Я увидел черепаху, огромную и яркую, как вершину горы, с двойным панцирем, шириной с крошу* и вдвое большей длиной.
*кроша – мера длины, равная 3,5 км
У нее было четыре ноги. Ее тело было мокрым и покрытым грязью. Черепаха была по форме как моя вина*. Ее панцирь был твердым, как кожа слона.
вина* - музыкальный инструмент Нарады
Прикоснувшись к водам Ганги, я сказал черепахе, обитающей в воде: О черепаха! У тебя прекрасное тело. Я считаю, что тебе повезло.
Твой панцирь твердый и защищает тебя. Ты плаваешь в воде, лишенная каких бы то ни было беспокойств.
Тогда эта черепаха, которая движется в воде, сказала мне человеческими словами: «О мудрец! Что во мне прекрасного? О, господин! Разве мне повезло?»
Если кому-то повезло, то это небесной реке Ганге. Что может быть прекраснее, чем Она? О дваждырожденный! В Ганге живет десять тысяч морских обитателей, подобных мне.
Затем, проявив любопытство, я сказал реке Ганге: О лучшая среди рек! Ты великая! Ты вечно прекрасна!
Твои воды сверкают на солнце, в тебе обитают огромные существа. Ты глубокая. Ты впадаешь в океан и неизменно защищаешь обители святых мудрецов.
Услышав это, Ганга приняла облик женщины, и ответила мне:
Нет, нет! О тот, кого любят боги и гандхарвы! О тот, кто любит битвы и ссоры! О лучший из мудрецов! Я не великая и во мне нет ничего чудесного.
Ты произнес эту хвалу только для того, чтобы испытать меня. О дваждырожденный! Самое чудесное и великое в мире - это океан.
Сотни рек такой же ширины, как и я, впадают в него.
Услышав слова небесной реки Ганги, я сказал океану:
О великий океан! Ты самый замечательный и великий на свете. О владыка вод! Ты поддерживаешь жизнь всех животных, рожденных водой и обитающих в воде.
Ты - основание всех рек, очищающих весь мир. Все реки – твои жены, Океан, и им поклоняется весь мир.
Океан, которому было сказано так, поднялся из собственных вод, в облике мужчины удивительной красоты и сказал следующие слова:
Нет, нет! О тот, кого любят боги и гандхарвы! Я вовсе не великий, о лучший из дваждырожденных! О мудрец! Земля, на которой я живу, поистине великая.
Что прекраснее земли в этом мире? Услышав слова океана, который опирался на землю, заинтересовавшись, я обратился к Земле, которая поддерживает мир:
О земля! О, дающая начало материальному творению! О великая Богиня!
Ты прекрасная и ты опора мироздания. Ты обладаешь большим терпением. Ты поддерживаешь животных, птиц, и людей, которые неизменно обитают на тебе.
Терпение родилось из тебя. Ступая по тебе, люди совершают великие поступки, после которых уходят в высшие миры.
Тогда земля, услышав восхваления, сказанные мной, явилась в облике прекрасной женщины, и сказала:
О тот, кого любят боги и гандхарвы! Нет, нет! О тот, кто любит битвы и ссоры!
Во мне нет ничего прекрасного. Мое великолепие связано с другими существами. О лучший из дваждырожденных! Блаженны горы, несущие меня, помогающие мне поддерживать мир. Они – чудесны.
Услышав слова Богини земли, я сказал горам:
О, несущие землю! Вас считают великими. Вы являетесь источником золота, драгоценных камней и минералов.
У вас большая форма, и вы вечны живете на земле.
Услышав мои слова, лучший среди лучших гор, сверкающий красотой лесов, ответил мне:
О, сын Брахмы! Мы не великие. Мы не прекрасные. Брахма, отец всех существ, поистине великий. Он самый замечательный среди Богов!
Поэтому я отправился к отцу всех существ, который является самым великолепным среди всех живущих. К нему, никогда не впадающему в уныние, к Создателю мира, я явился, чтобы задать ему вопрос.
Я начал восхвалять Господа, источника мира, четырехликого, рожденного из Лотоса! Восхваляя его, я произнес гимны Вед!
Я сказал:
О Господь! О Отец! Ты великий!
Я не вижу никого равного тебе. Все неподвижные и движущиеся существа рождаются из тебя.
Боги, асуры, люди, все существа в мире, обладающие чувствами, и все, что можно увидеть в мире, рождены от тебя, о великий Бог!
Следовательно, ты вечен, владыка всех богов. Ты создатель богов. Ты первейший Бог в мирах.
Тогда Создатель мира, владыка Брахма, сказал мне:
О, Нарада! Почему ты восхваляешь меня?
Самое великое – это Веды! О Нарада! Веды обладают огромной силой. Слова Вед поддерживают весь мир.
Я считаю, что истина дается в четырех частях Вед – Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Я знаю, что они меня поддерживают, и я их поддерживаю.
Услышав слова Парамеши(Брахмы) и вдохновленный его словами, я подумал о величии Вед.
Тогда я обратился к Четырем Ведам, наполненным мудростью:
Вы счастливы, удачливы и вечно прекрасны. Владыка всех существ сказал, что вы - основа всех брахманов.
Рожденный из лотоса решил, что вы лучшие из всех. Нет никого выше вас!
Тогда четыре Веды явились мне в облике четырех прекрасных женщин. Они сказали:
О Нарада! Жертвоприношения, совершаемые для Высшей души, самые великие. Создатель сотворил наши гимны для совершения жертвоприношений. Следовательно, жертвоприношения(яджны) выше нас.
Я задумался: Веды оказались выше саморожденного Брахмы. Жертвоприношения выше Вед. Тогда я обратился к жертвоприношениям:
О ягьи! Я вижу, как вы великолепны, и я согласен со словами Брахмы и со словами Вед!
Я не вижу в мире ничего более прекрасного, чем вы. Вы благословлены и подобны дваждырожденным.
Жертвенный огонь удовлетворяется благодаря вам, поскольку все боги удовлетворяются порциями, предложенными им в жертвоприношениях, а великие мудрецы удовлетворяются мантрами, произносимыми во время жертвоприношений.
После того, как я произнес эти слова, жертвоприношения, такие как Агништома, и другие, явились ко мне. Они сказали:
О мудрец! Мы не великие. Если есть кто-то великий в этом мире, то это Господь Вишну, потому что жертвоприношения совершаются ради Него!
Все, что предлагается огню во время ягьи, было дано этому миру Тем, чьи глаза прекрасны, как лепестки лотоса!
Вишну – конечный пункт назначения всех жертвоприношений! Он принимает все жертвы!
Тогда я явился к Господу Вишну, и сложив ладони, произнес:
Ты великий, о Господь! Мой путь начался с черепахи, и он привел меня к твоим стопам. Нет никого более великого, чем ты!
И великий Господь, из чьего пупка вырастает лотос, возлежащий в молочных водах, произнес:
Четырехрукая Богиня, всегда сопровождающая меня, являющаяся вместилищем всех благоприятных качеств, сама Удача, Шри Лакшми - Та, благодаря кому я принимаю все жертвоприношения.
Она дарует мне удачу, с ее помощью я побеждаю асуров в битвах и восседаю на прекрасных сидениях в собрании богов. Она дарует людям коров, слонов, и колесницы, и исполняет все желания. В любое время она чиста и благоприятна!
Она самая великая в этом мире.