Маяковский - герой или жертва революции?

Нинон Пручкина
      «Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря»

        Мы запомнили образ главного поэта революции -  монумента, мощной глыбы ростом под два метра с угловатыми чертами лица.  "Театральная газета» описывает поэта так: «У него четырехугольный рот, из которого вылетают не слова, а гремящие камни альпийского потока…»  Бунин говорит, что у Маяковского «зычный рев» и «корытообразный рот». Есенин высмеял  его в частушке: «Рожа краской питана, обокрал Уитмена!» Но современники, которые видели поэта, читающего стихи перед огромной аудиторией, вспоминают его одухотворенное лицо, живые черные глаза и необыкновенное благородство во всем облике. Это была пассионарная личность, Человек, который сотворил себя сам. Поражает многогранность таланта поэта, художника, публициста, актера, режиссера и сценариста. Он снялся в трех фильмах и даже мечтал сыграть Базарова, но  воплотить мечту не довелось.
Мейерхольд  придумал метафорический образ: на экране появляется изображение открытой грудной клетки. Потом в неи начинает биться обнаженное энергичное сердце. Эта метафора удивительно идентична  сути поэзии  Маяковского.
 

  "Дети, будьте, как маяк! "

          Сохранились записки Маяковского о детстве : «Детские воспоминания — самые неизгладимые. Можно сказать, дня не пройдет и часу, чтобы не померещилось какое-нибудь впечатление детства. Пусть отрывочны, туманны, стерты временем эти впечатления, они глубоко врезаны в сердце, всплывают над пучиной прошлого снова и снова и переживаются всего чаще."
        Поэт родился  в 1893 году  в  селе Багдади Кутаисской губернии в семье  лесничего (родом из дворян) и  кубанской казачки, где впервые заговорил на грузинском  языке.   Дома в Багдади окружены садами, виноградниками, огородами. А дальше - горы и леса,  где водилось  много зверей и  птиц.
      Когда - то высоко в горах, таинственных и гордых,  был прикован знаменитый Прометей, принесший людям огонь. Мощная энергетика и красота величавой природы питали творчество  яркого поэта, с детства впитавшего богатство русской, грузинской и украинской культур. У Владимира Маяковского  благодаря билингвистическому воспитанию была гипертрофированная память.
На всю жизнь он запомнил  раннюю весну, когда ослепительно цвели  фиалки и розы, вишни и яблони. Среди буйства нежных красок алели гранатовые деревья.  Чистый весенний воздух, ясное голубое небо. Дом освещен солнцем. На его ступеньках  родители и дети  любили  петь русские песни: "Румяной зарею покрылся восток", "Как ныне сбирается вещий Олег", "По синим волнам океана", "Есть на Волге утес", украинскую песню "Баламутэ, выйды з хаты" и  грузинскую "Сулико".
      
        Мама поэта написала воспоминания о его детстве.
 « Маяк произвел на Володю такое сильное впечатление, что впоследствии, став поэтом, он написал для детей книжку "Эта книжечка моя про моря и про маяк". В конце книжки он обращается к детям со словами:
- Дети,
будьте, как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
       Сам он с детства мечтал жить так, чтобы своими делами освещать людям путь к светлому будущему.
        Ему было приятно, когда школьные товарищи, сокращая фамилию, называли его "Володя Маяк". Эта мечта его стать  Маяком не только для современников, но и потомков осуществилась. Таким мы запомнили со школьной скамьи  свет поэзии Владимира Маяковского.

                «Из себя и то готов достать печенку»
 
      У Владимира Маяковского было две сестры и два брата. Сестры прожили до старости, а братья скончались в детстве. Мать и сестер поэт нежно любил и завещал заботу о них в предсмертной записке. Отец умер   от заражения крови, уколов палец иглой при сшивании бумаг, когда Володе было 13 лет. Это был возраст, когда отроку необыкновенно важна отцовская забота.  Привычный благополучный и размеренный уклад жизни сменился бесприютностью и бедностью. Мать увезла детей в Москву.   В столице  Маяковский продолжил обучение  в 4-ом класс  гимназии. В 5 классе Владимир был исключен из нее , потому что платить за обучение было нечем. Пенсии отца  семье не хватало, поэтому старшая сестра и  Володя изготавливали и продавали   художественные поделки.  Маяковские  снимали квартиру, а одну из трёх комнат сдавали студентам, среди которых  были революционно настроенные молодые люди,  приобщившие его к пропагандистской  работе.
С детства юношу преследовал  страх нищеты. Он целеустремленно рвался к Олимпу из самых низов.
      
         Он боялся  также умереть от инфекции. Современники вспоминали, как поэт тщательно осматривал тарелки в ресторанах, постоянно мыл руки и носовым платком или рукавом пиджака охватывал ручку двери, не прикасаясь к неи руками.  Существовал миф, что Маяковский застрелился, потому что заболел сифилисом. Лили Брик рассказывала, что грязную сплетню распустил  Максим Горький: «Мы были тогда дружны с Горьким, бывали у него, и он приходил к нам в карты играть. И вдруг я узнаю, что из его дома пополз слух, будто бы Володя заразил сифилисом девушку. Нам рассказал об этом Шкловский. Я взяла Шкловского и тут же поехала к Горькому... Я рассказала эту историю Луначарскому и просила передать Горькому, что он не бит Маяковским только благодаря своей старости и болезни».  Поэт тщательно оберегал себя от заражения какими — либо инфекционными и венерическими болезнями. Использовал много защитных  препаратов и не мог заболеть чем — либо.

      При этой боязни инфекции поражает необыкновенная привязанность к бродячим животным. Он подбирал бездомных и беспризорных кошек и собак и  и пристраивал их у друзей и знакомых. Однажды нашел под забором грязный  лохматый комок. Принес его домой и тщательно вымыл. Комок оказался симпатичным щенком. В одно время в его съемной квартире скопилось  шесть собак и три кошки, одна из которых к тому же  родила котят. Хозяйка квартиры потребовала разогнать  зверинец и поэт каждому нашел приют. Потрясают его стихи: «Я люблю зверье. Увидишь собачонку — тут у булочной одна — сплошная плешь, — из себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!»    


    «Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный»

       Дух бунтарства и  сострадания к обиженным   был в нем с юного возраста. Он креп в эпоху революции.  Владимир Маяковский рано познакомился со студентами — революционерами.  Владимир принял решение стать  членом РСДРП.  В 1908-1909-м годах он был арестован три раза, но выходил на свободу  раз выпущен на свободу, ибо  был несовершеннолетним. Однажды 11 месяцев он просидел в тюремной одиночке. С тех пор  в нем кроме вышеозначенных фобии поселился страх одиночества. Здесь  впервые  проявился его буйный нрав, он не мог сидеть взаперти, как зверь в клетке. Он скандалил с тюремщиками и … писал стихи.  Буйный нрав позднее стал причиной отчаянной игромании. Он играл в карты и рулетку. Нередко заряжал пистолет и испытывал судьбу. Оружие часто давало осечку. Но однажды... А пока поэт читает  «Анну Каренину» Толстого. Читал много запоем, в основном поэзию Любимыми романами стали «Что делать? « Чернышевского и «Отцы и дети» Тургенева. Идеалом стали образы несгибаемых революционеров.
         Недаром позднее в поэме "Хорошо" он писал: «Юноше, обдумывающему житье, решающему - сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь - "Делай ее с товарища Дзержинского".

      В 1911 году  юноша   занялся живописью,  поступил в училище ваяния, зодчества и живописи и примкнул к революционному в искусстве движению  футуристов. Он опубликовал свое первое стихотворение «Ночь» в 1912 году .
      Все в нем клокотало, кипучая энергия искала выхода. Со всей страстностью своей натуры Маяковский отдался карточнои игре и сражению за бильярдным столом за деньги. Он играл азартно и не отпускал партнеров, пока не выигрывал или не проигрывал все до последнего рубля. Может быть, он бы опустился на самое дно, но тут в его жизнь ворвался Бурлюк, с которым будущии поэт познакомился и прочел ему свои первые стихи. Они шли по Сретенскому бульвару и крричали друг другу: "Ты гении". Молодые бунтари написали манифест " Пощечина общественному вкусу", где революционеры искусства сбросили с пьедестала признанных корифеев искусства, объявив Бунина дачником, не пощадив Толстого и Достоевского. Они напечатали 600 экземпляров опуса на оберточнои бумаге, которые разлетелись мгновенно, как горячие пирожки.Пресса в бешенстве клеимила новое течение, назвав ее поэзиеи свихнувшихся мозгов, а бунтареи - шаикои буинопомешанных.После "Пощечины" авторы проснулись знаменитыми, а Маяковский  твердо решил:"Буду поэтом, а не художником".

     В 1913 году выходит его сборник из четырех стихотворений, озаглавленный «Я». В этом же году Маяковский написал стихотворение «Нате!», насквозь пропитанное бунтарским духом,   полное дерзости и обличения тех, кто наживался на ужасах Первой мировой войны, разлагал общество, уничтожал культуру. Оно стало вызовом буржуазному устройству общества. В 1914 году Маяковский написал стихотворение совсем иного характера. Оно называлось “Послушайте”, и поражало своей красотой.

     В 1914 году поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский». Премьера ее состоялась на сцене петербургского «Луна-парка». Владимир сам срежиссировал спектакль и исполнил в нем главную роль. Представленный в пьесе бунт вещей тесно переплетался с креативностью футуристов.

     1914 год ознаменовался еще одним серьезным шагом в биографии поэта. Он захотел стать добровольцем, но власти решили не рисковать, помня о его политической неблагонадежности. В итоге на фронт он так и не попал, и вскоре выпустил произведение под названием «Вам», в котором оценивает царскую армию.

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!

      Помимо этого он стал автором гениальной поэмы  «Облако в штанах».
      Владимир Маяковский испытывал сильные чувства к  Марии Денисовой, первоначально произведение  должно было называться “Тринадцатый апостол”. Цензура запретила это название.  Отказ красавицы вступать с поэтом в близкие отношения  ранил Маяковского и  дал ему  толчок к творческой реализации.  Поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го.  Под названием “Облако в штанах” она  была опубликована Осипом Бриком.

Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.
Помните?

      Поэма отражает интеллектуальное начало поэзии Маяковский, призванного стать точкой становления для тех, кто обдумывает жизнь. Это проявляется в жестком конструкции ее композиции, которая состоит из четырёх частей. Это позволило очень четко и ясно отразить  все грани его чувства и высказать сложившиеся взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” . Долой любовь,  современное общество и самого Бога. Это основной смысл  всего произведения.
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
вы не смеете просить подачки!
Нам, здоровенным,
с шаго саженьим,
надо не слушать, а рвать их —
их...
Мы сами творцы в горящем гимне —
шуме фабрики и лаборатории.».       

     Уже в раннем творчестве проявился гениальный талант поэта — умение выскользнуть из скорлупы личного и разговаривать с широкими массами, в спрессованной форме чеканить мысли,  в кристальных фразах выплеснуть то, что копится в народной гуще. Голосом Маяковского заговорила революционная стихия.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.

        Выразительности этому языку придают новаторские поэтические средства, которых нет в классической поэзии:
эпитеты – “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягчённый мозг”;
- метафоры – “окровавленный сердца лоскут“, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
- гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
- сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрёпанные, как пословица“;
- оксюморон – “пульс покойника“.

Ритмика стихотворения тоже  новаторская: использован модернистский подход -  маршевый ритм и биение пульса.

У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.

Чтение поэмы производило неизгладимое впечатление на слушателей.

      С 1915 по 1917 годы Маяковский проходил военную службу в автомобильной школе. Октябрьская революция застала поэта в Смольном и Маяковский принял ее всем сердцем, он сошелся с новыми властями, стал участником первых заседаний деятелей науки и культуры.
С 1917 по 1918 годы Маяковский выпускает несколько произведений, освещающих революцию – «Наш марш», «Ода революции». К первой годовщине Октябрьской революции поставили пьесу «Мистерия-буфф».
     Поэт рано заявил, что миссией поэта  является борьба за обновление мира, стремление очистить Человека будущего от всего наносного. Мешающего семимильными шагами идти и вершить будущее.  Вот почему он упрекал и издевался  над своими эстетствующими коллегами по цеху с их приверженностью к индивидуализму.
«Я ассенизатор и водовоз, обеспечиваю водой и утилизирую органическое золото, а вы, слюнтяи все про цветочки да про лютики.»
       
      «Возьми и небо заново вышей!»

      Новое время потребовало не только нового содержания, но и новой формы, нового языка. В Европе рождалось искусство, устремленное в будущее.   Футуризм (от лат. futurum — будущее). — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Это направление  в искусстве появилось в Италии, когда   20 февраля 1909 года поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма».  Футуристы  предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса.
      В России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу «Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники. Направление футуризма объединяло предчувствие переворота, появления на свет нового человека, в руках которого – способность разрушить старый мир и построить новый.
         Разные группы  футуристов стремились и к созиданию, конструированию нового языка. Словотворческие эксперименты – одна из основных черт направления футуриста. Об этом говорится уже в первом манифесте объединения кубофутуристов – «Пощечина общественному вкусу» (1912). В группу гилейцев  входили В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро.
       
        Чего только стоит «заумный» язык, созданный В. Хлебниковым и А. Е. Крученых. Хлебников, который   называл себя «словотворцем», был сторонником  радикальной лингвистической перестройки, программу которой предложил в статье «Художники мира» . «Председатель земного шара» был противником заимствований и при создании новых слов ориентировался на древнеславянский язык, даже увлекался язычеством. «Ладомир» – это будущее, футуристы – «будетляне», «умнечество» – интеллигенты.  Наиболее цитируемое стихотворение автора – «Бобэоби пелись губы». Это – человеческий портрет, написанный на языке музыки.  Еще из экспериментальных стихотворений можно назвать «Кузнечик» , «Заклятие смехом», «Там, где жили свиристели…»  и др.
      
       Эгофутуристов представляли И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и др. Их девизом было самоутверждение личности. Утонченный эстетствующий эпатажный  футурист, похожий  на О. Уальда, Игорь Северянин старался обновить поэтический язык, вводя в него слова из бульварного арго, из обихода современной городской жизни, а не из мира природы, как у Есенина.

Программное стихотворение «Увертюра» лучше всего говорит об авторском стиле:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

    Новые поэты стремились выделиться. Многие были прекрасно образованы и знали цену Пушкину и могли бы писать в классическом стиле, но "пушкинистов" было много и о них быстро забывали. По нынешним временам это бы назвали эпохой пиара. Эпатаж и скандалы обращали внимание. Можно ли было пройти мимо вывески "Ослиный хвост"? А как пройти мимо на улице раскрашенных краской лиц. Ларионов рисовал алые или золотые завитки на лбу или переносице и к нему выстраивалась очередь экзальтированных девиц, которые просили разрисовать им грудь. Билеты на выставки, поэтические вечера в виде батлов отлично продавались.

    Представители футуризма боготворили цивилизацию. Они были представителями культурной элиты, которым не чуждо любование своей интеллектуальностью. Авиация, космос, электричество, волновая энергия и другие открытия века вдохновляли поэтов. Они ругали символистов за страсть к мистике, хотя сами придумывали образ будущего человека. Их задача – пересоздать мир, превратить хаос в космос и даже – побороться с Богом.
        Футуристы делали ставку на устный текст, вещание на огромную аудиторию. Важна была и визуальная составляющая как внешнего оформления сборников, так и самих стихотворений. Всем знакома «лесенка» Маяковского (хотя, на самом деле, ее придумал Андрей Белый). Существовало мнение, что лесенку  Маяковский использовал для увеличения гонораров, т. к. поэтам платили построчно. Но лесенка помогала визуализировать текст. Маяковский сразу выделился среди окружения не только лесенкой. В городских зарисовках стихотворений «Адище города», «Из улицы в улицу» Маяковский  лирический герои  ориентируется на внешний мир, на толпу, что рождалось из привычки  сочинять стихи на ходу, в общественных местах.  Стихи по-маяковски динамичны и броски, образны и пластичны. Русское слово в его поэзии обрело какую - то животную силу, что можно отметить в глаголах: «отброшен и скомкан», «бросали», «раздали», окказионализмах «пестрошерстая», «влекома». В стихотворении «Я и Наполеон» лирический герой угрожает убить Солнце, а в стихотворении «Эй! » утверждает, что человеку под силу и «небо заново вышить», и «новые звезды придумать». Люди будущего – гиганты, они «большими глазами землю обводят». Им по силам двигать горы, об этом – стихотворение «Нате! »:

«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана».

        Мы знаем, что   Владимир Маяковский был непримиримым оппонентом Сергея Есенина, который поддерживал имажистов, противников футуризма. В своих стихах Маяковский воспевал город и революцию, тогда как Есенин писал о прелестях деревенской жизни. Однако Маяковский не мог не признать, что Есенин очень талантлив, хотя не упускал возможности пройтись по его консерватизму и пристрастию к спиртному. И хоть они казались непримиримыми противниками, у них было много общего – такая же вспыльчивая и ранимая натура, пребывавшая в постоянном поиске смысла жизни. Именно Маяковский  написал лучшее стихотворение «На смерть Есенина».
         Маяковский безмерно ценил творчество символиста Александра Блока. Он говорил, что у него самого 5 лучших стихотворении. А у Блока 2. Но так, как написал Блок, он никогда написать не сможет. Символист Блок и  футурист  Маяковский вышли за рамки «измов». Они нашли свои голос, воспевавший Родину, обогатив палитру мыслей и чувств своих читателей. Мы восхищаемся лирикой Блока, но не можем цитировать его строки. Стихи  Маяковского уже при жизни разлетелись на цитаты, они прочно вошли в нашу жизнь, как  его громогласный голос, которым он говорил  от лица масс, улицы, голос.
    Поэт громовым голосом потрясает ошарашенную публику. Еще вчера он питался на пятьдесят копеек в день, а теперь может заработать тысячу рублей. Толпа на его выступлениях ревела, а он в ответ: "А если мне грубому гунну кривляться перед вами не захочется и вот я радостно  захохочу и плюну в лицо вам". Публика свистит и начинает неиствовать. Но Маяковский не разменивается на поиск скандального успеха, хотя им не пренебрегает, ведь он приносит поэту хороший доход. Горлопан ищет общественный нерв и говорит от лица масс о том, что волнует его поколение.
    Это стремление  породило особый «плакатный стиль». Казалось, что в его творчестве  рифмовались передовицы газет. Он шел по улицам,  читал вывески, радовался позитивным переменам и сочинял гениальные строчки, расширяющие пространство места и времени. Такие слова как «громадьё», «паспортина» врезались в нашу память. Так  Маяковский шагнул в бессмертие.

    «Я хочу быть понят моей страной»

    Активно пропагандируя новую власть, поэт начинает работу в «Окнах РОСТА», главной целью которой была агитация. 1918–1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, С.Третьяков, и др.Однако, спустя год покинул его, окончательно разочаровавшись в этой организации.
     С самого начала своей творческой биографии Владимир Маяковский непрерывно, жадно и настойчиво пытался достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Его первые шаги в поэзии были связаны с борьбой за этого читателя, и нередко сопровождались улюлюканьем, выкриками и вопросами о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Однако, несмотря на откровенно враждебные выпады, он все-таки сумел найти своего читателя, мечты о котором носил в сердце с юности.

       Темы революции и социалистического строительства воплощались Маяковским в новом аспекте – он мастерски соединял в своих стихах сатиру и лирику. Поэт создал новую систему стихосложения, основанную на интонации и ритме. Широкое использование пауз, ораторских обращений к читателю способствовало появлению так называемого интонационно-тонического стиха Маяковского.

        Помимо этого, Маяковский оставил после себя много пьес, сатирических произведений, сценариев и даже преуспел в режиссуре. Под его руководством издавалось несколько журналов. Творчество его было необыкновенно разнообразным, а личность – не до конца разгаданной.
       Маяковский представлял свое творчество и за границей. Германия, Франция, США – эти страны Маяковский посетил еще до наступления 1925 года. Результатом этих гастролей стало написание циклов «Париж» и «Стихов об Америке». С 1925 по 1928 годы поэт с выступлениями много ездит по городам СССР.

       По свежим следам революции в 1927 году написана поэма “Хорошо!” -  по жанру поэтическая хроника. Произведение разделено на 19 глав, где события идут друг за другом, последовательно, заключая в себе лозунги поэта, его переживания, а также диалоги, восклицания, риторические вопросы. Это творение, пропитанное духом революции и  радостью обновления. С самых первых строчек мы можем отметить его лозунговость. «Телеграммой лети, строфа!», — восклицает поэт. В каждой строчке-лесенке заключена своя идея.
      Исторические личности в поэме выходят на первый план, голос автора становится менее важен. Ленин, Каменский, Каледин, Подвойский, Дзержинский, Красин, Войков и некоторые другие — вот реальные исторические лица, вершащие революцию, которых воспел поэт.   
       В образе Ленина подчеркнуто  его единство с народом.  Это и упоминание старого рабочего о «пальтишке рваном», в котором ходит «сам» ,  это и описание стремительной ленинской походки, его  возбужденного состояния, в каком находится Ленин в минуты, предшествующие началу восстания; это, наконец, «никем не опознан» и «гримированный» – важные уточняющие детали.
      А вот лаконичная характеристика Феликса Дзержинского:
…предо мной,
на мгновенье короткое,
такой,
с каким портретами сжились, –
в шинели измятой,
с острой бородкой,
прошел
человек,
железен и жилист.

     Еще более лаконична выразительнейшая характеристика боевой когорты коммунаров, покоящихся на Красной площади и принявших смерть

От трудов,
от каторг
и от пуль,
и никто
почти –
от долгих лет.

       Враги  изображаются несколько иронично – например, Милюков и Керенский, которые представили  Временное  правительство.   Революция была призвана положить  конец нищете тружеников и раздолью богачей, вернуть народу то, что принадлежит ему по праву — его землю, а также объединить усилия, чтобы заключить перемирие со странами, с которыми шла война, сделать всё возможное для того, чтобы Россия вновь стала процветающим и сильным государством.
      Образ Александра Блока не случаен. Тонет «Россия Блока», с ее таинственностью, незнакомками, дымками севера. Это время перемен, время, когда некогда ждать чуда — нужно действовать самим и поднимать страну с колен, прочно держа ее в сплоченных руках:  «Землю, где воздух, как сладкий морс,/ бросишь и мчишь, колеся,- /но землю с которой вместе мерз,/ вовек разлюбить нельзя»
      
       Главное — это думать о народе.  И именно поэтому большевики, придя к власти, приняли декрет «О мире», «Об армейских революционных комитетах» и «О земле». Только коллективное решение задач в интересах народа может способствовать улучшению ситуации в стране в целом, привести к ее процветанию.
    
Тише, товарищи, спите…» – обращается он к коммунарам, погребенным на Красной площади, —
ваша
подросток-страна
с каждой
весной
ослепительней,
крепнет,
сильна и стройна.

       В поэме мастерски использованы  развернутые метафоры, смелые ключевые образы, яркие детали,  позволяющие достичь масштабных обобщении– «сумрак на мир океан катнул», бушующая вокруг «непрерывная буря», идущий ко дну «взорванный Петербург» и др. Стихотворный размер поэмы определить достаточно трудно, поскольку многие фразы представляют собой звуки, междометия, обрывочные реплики, лозунги, рубленные фразы («Трах! тах!»; «у-у-у! Сила!»; «Ах!»; «готовы умереть мы за Эс Эс Эс Эр!»; «Вверх-флаг!/Рвань-встань!/Враг-ляг!/День-дрянь» и др.). У Маяковского в целом преобладает акцентный стих.
    
     Маяковский умеет заставить неожиданно и свежо зазвучать тот или иной знакомый, примелькавшийся эпитет «отраженным» звучанием самого определяемого слова, в соединении с которым этот эпитет приобретает новый оттенок: «Мы – голодные, мы – нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке».

     Драматизм революционных событии не мог укрыться от глаз  поэта. Не мог поэт не отреагировать на смерть царя Николая 11 и даже ездил на его могилу в Свердловск. Но в 1918 году осудить расправу над царской семьей было смерти подобно. Чувства свои он спрятал поглубже,но эхо нравственного чувства запечатлел в черновиках:
                Коммунист и человек
                Не может быть кровожаден.
     Когда в 1950 -х эти строки опубликовали, их осудили как слабость советского классика: " В строчках явно не срабатывает  то политическое чутье, которым Маяковский очень дорожил. Да, мы гуманисты, но гуманисты пролетарские, а не евагельские всепрощенцы". Почувствовала драму времени и поэта Марина Цветаева, написавшая после его смерти: "Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе поэта, на тринадцатый -поэт встал и человека убил..."

           «Кто более матери истории ценен?»

      Маяковский никогда лично не встречался с Лениным. Лишь однажды разговаривали по телефону, когда в час волка и собаки Ленин позвонил в Российское телеграфное агентство, где Маяковский тогда работал («Окна РОСТа»). Состоялся следующий диалог:

— Кто у вас есть?
— Никого.
— Заведующий здесь?
— Нет.
— А кто его замещает?
— Никто.
— Значит, нет никого? Совсем?
— Совсем никого.
— Здорово!
— А кто говорит?
— Ленин.

Вот и весь разговор.

      Вспоминая ленинские оценки Горький писал:  «К Маяковскому относился недоверчиво и даже раздраженно.
-Кричит, выдумывает какие-то кривые слова, и всё у него не то, по-моему, — не то и мало понятно. Рассыпано всё, трудно читать»
      Ленин, революционно поднимающий Россию на дыбы, по литературным пристрастиям был глубокий консерватор. Он  предпочитал традиции Пушкина и Некрасова.

     Ленин читал Маяковского, иногда критиковал, иногда восхищался. «Вчера я случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они всё заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно»
        В центре «Владимира Ильича Ленина» находится представление об идеальной личности человека современной эпохи. Личность эта оказывается по своему масштабу грандиозной и по своему внутреннему содержанию исключительной. При этом В.Маяковский постоянно подчеркивает особую, небожественную, природу избранничества Ленина, ставшего всенародным вождем. Неужели / про Ленина тоже: «вождь / милостью божьей»? Если б был он / царственен и божественен, Я б / от ярости / себя не поберег...

      Одним из основных достоинств героя в поэме является  религиозная в контексте русской культуры черта его сознания, как соборность. «Единица - вздор, единица - ноль», - провозглашает В.Маяковский для того, чтобы несколькими строчками спустя произнести гимн партии.

Мы говорим - Ленин, / подразумеваем - / партия, мы говорим - / партия, / подразумеваем - / Ленин.
   
      В поэме В.Маяковского Ленин — мудрый учитель своего народа.

Я знал рабочего. / Он был безграмотный.
Не разжевал / даже азбуки соль.
Но он слышал, / как говорил Ленин,
И он / знал все.

       Ленин вплетен в образы «актов мучеников», погибших за Советскую власть.

Пятиконечные звезды / выжигали на наших спинах / панские воеводы.
Живьем, / по голову в землю, / закапывали нас банды / Мамонтова. В паровозных топках/ сжигали нас японцы, рот заливали свинцом и оловом. Отрекитесь! - ревели, / но из горящих глоток / лишь три слова: - Да здравствует коммунизм!

    Сюжет жизни Ильича заканчивается знаковым моментом - смертью коммунистического святого и описанием последующих чудес. «Нету чудес, и мечтать о них нечего», - пишет В.Маяковский, имея в виду материальную непреложность смерти вождя. Но в финале текста происходит главное чудо, ради которого, по большому счету, и написана поэма: В.И.Ленину даруется бессмертие: «С этого знамени, / с каждой складки / снова / живой / взывает Ленин».

И потому авторский лирический двойник в поэме признается, что добровольно отдает «всю свою звонкую силу поэта» «атакующему классу», ленинской партии, являет себя последователем ленинского учения: «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше».
Рифма «Ленин/ценен» ясно выражает как всеобщее, так и авторское пиететное отношение к вождю.

Я счастлив, / что я / этой силы частица, что общие / даже слезы из глаз. Сильнее / и чище / нельзя причаститься великому чувству / по имени - / класс!

МЫ УЧИЛИ В ШКОЛЕ ЭТИ ЧЕКАННЫЕ СТРОКИ, КОТОРЫЕ ВРЕЗАЛИСЬ В СЕРДЦЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ:

Если бы
выставить в музее
плачущего большевика,
весь день бы
в музее
торчали ротозеи.
Еще бы —
такое
не увидишь и в века!
Пятиконечные звезды
выжигали на наших спинах
панские воеводы.
Живьем,
по голову в землю,
закапывали нас банды
Мамонтова.
В паровозных топках
сжигали нас японцы,
рот заливали свинцом и оловом,
отрекитесь! — ревели,
но из
горящих глоток
лишь три слова:
— Да здравствует коммунизм! —
Кресло за креслом,
ряд в ряд
эта сталь,
железо это
вваливалось
двадцать второго января
в пятиэтажное здание
Съезда советов.
Усаживались,
кидались усмешкою,
решали
по;ходя
мелочь дел.
Пора открывать!
Чего они мешкают?
Чего
президиум,
как вырубленный, поредел?
Отчего
глаза
краснее ложи?
Что с Калининым?
Держится еле.
Несчастье?
Какое?
Быть не может!
А если с ним?
Нет!
Неужели?
Потолок
на нас
пошел снижаться вороном.
Опустили головы —
еще нагни!
Задрожали вдруг
и стали черными
люстр расплывшихся огни.
Захлебнулся
колокольчика ненужный щелк.
Превозмог себя
и встал Калинин.
Слёзы не сжуешь
с усов и щек.
Выдали.
Блестят у бороды на клине.
Мысли смешались,
голову мнут.
Кровь в виски,
клокочет в вене:
— Вчера
в шесть часов пятьдесят минут
скончался товарищ Ленин! —
Этот год
видал,
чего не взвидят сто.
День
векам
войдет
в тоскливое преданье.
Ужас
из железа
выжал стон.
По большевикам
прошло рыданье.
Тяжесть страшная!
Самих себя же
выволакивали
волоком.
Разузнать —
когда и как?
Чего таят!
В улицы
и в переулки
катафалком
плыл
Большой театр.


     После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине зал аплодировал 20 минут, на этой постановке присутствовал Сталин.   


           «А сердце рвётся к выстрелу от  горла и  бредит бритвою»

      Однажды в 1915 году  начинающий  поэт Маяковский пришел со своей знакомой  Эльзой в знаменитый салон   в доме Бриков, где   собирались художники, литераторы и  политики. Эльза влюбилась в Маяковского.и хотела выйти за него замуж.  Однако хозяйка дома — ее сестра Лиля Брик была так особенно  мила и приветлива с новым гостем, что он, восхищенный ее обликом,  прочёл ей лучшие свои стихи с просьбой  посвятить их ей. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами Брик не была красавицей, но,  как магнит, притягивала мужчин.  Один из завсегдатаев салона вспоминал: «У неё торжественные глаза: есть наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и тёмными волосами… эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной». Эльза кусала губы от злости, а сестра торжествовала,  знаменуя победу.
     В то время она была замужем за  Осипом Бриком, добившись союза, завоевав его как неприступную в свое время крепость. Лиля рано забеременела от учителя, который давал еи уроки музыки, и сделала аборт. После этого она не могла иметь детей и отрывалась во все тяжкие, меняя любовников,  как перчатки. Родители пытались ее остепенить и выдали замуж за процветающего юриста, позднее  литературного критика. Родители жениха и невесты  подарили молодым на свадьбу роскошную четырехкомнатную квартиру в центре Москвы, которая набирала популярность как светский салон. Чтение поэмы "Облако в штанах" произвело на хозяев салона неизгладимое впечатление. Вначале поэт рассматривал семью Бриков как меценатов, полезных для его продвижения, но через несколько дней он упрашивал Бриков принять его «насовсем», объясняя своё желание тем, что «влюбился безвозвратно в Лилю Юрьевну». Они стали жить втроем, как Мережковские, прожив так в течение десяти лет.  Лиля Брик милостива приняла новую любовь после того, как  поэт прочел поэму „Облако в штанах“. Позднее она не раз говорила: «Надо внушить мужчине, что он гениальный… И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шёлковое бельё».

Лиличка!
Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

26 мая 1916,
Петроград

    Это был мучительный союз. Позднее Брик признавалась: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал». Переживания Маяковского ее мало трогали, потому что она считала, что  «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».  Оба заводили романы на стороне. Один из ревности, другой льстила внимание угаданного в  Маяковском гения, который их содержал.  Лиля была неплохим стилистом. Она  заставила поэта вылечить зубы, изменить прическу,  купить хороший костюм и его облик заметно изменился. При этом она не забывала о себе. Из заграничных турне  Маяковский привозил еи шубы,  духи, чулки и панталоны. Когда соотечественники ели гнилую картошку, они обедали в ресторанах и Брик разъезжала а шикарной машине «рено», как у Французского посла, привезенной еи из Парижа. Лиля писала в разлуке поэту нежные письма: «Милый щенёнок, я не забыла тебя… ужасно люблю тебя. Кольца твоего не снимаю…» Поэт сходил с ума от   ревности из-за бесчисленных ее романов,  пытался забыть Лилю, встречаясь с другими женщинами. Однажды, когда он отдыхал в Ялте с очередной подружкой Натальей Брюханенко, Лиля послала направила телеграмму возлюбленному, где  просила не жениться и вернуться «в семью». В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждёт от него ребёнка.  Лиля не смирилась с потерей и разработала коварный план.
        Осенью 1928 года поэт  он поехал  во Францию,   чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. (Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор). Лили Брик  провернула расчетливо   авантюру. Она просила сестру познакомить его с красивейшей моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Маяковский забыл об Элли. Он хотел  жениться на ней и привезти её в Россию. Он пишет Письмо Татьяне Яковлевой.

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.

         Чувство было взаимным. Женщина вспоминала, что никого не встречала умнее и талантливее Маяковского,  но  тот  мог  жить за границей, а Яковлева не хотела  возвращаться в Советскую Россию. Тут опять в эту трещину  налила яда Лили Брик, не любившая поражении. В октябре 1929 года она пригласила гостей на пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно зачитала  вслух письмо от Эльзы из Парижа, что  Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и богатого виконта. Владимир Маяковский  побледнел, встал и выскочил из квартиры. Он так и не понял всю меру подлости и чудовищный обман. 
    Спустя полгода Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней 14 апреля 1930 года в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Гибель Маяковского была принята Лилей Юрьевной с  удивлением, огорчением, но без трагизма. После похорон у Бриков пили чай, шутили, говорили о разных разностях.
     В июле того же года вышло правительственное постановление, в котором Лиле Брик начислялась пенсия в размере 300 рублей и отходила половина авторских прав на произведения Владимира Маяковского. Другая половина была разделена между родственниками поэта. Лиля, хотя и переживала смерть любимого друга, однако объясняла её с завидным спокойствием: «Володя был неврастеник, — говорила Брик, — едва я его узнала, он уже думал о самоубийстве». Восьмидесятилетней старухой она покончит с собой  в   европейском  отеле из -за  перелома шейки бедра  и несчастной любви…
      Последняя любовь Маяковского актриса  Вероника Полонская в то роковое утро отказалась, как и все предыдущие, стать его женой.  Она опаздывала на репетицию и  в подъезде услышала звук выстрела. «Простите, — скажет она в оправдание за опоздание режиссеру. — Только что застрелился Маяковский. Я прямо оттуда». И… останется репетировать. Через месяц она выйдет замуж за  провинциального актера.
… Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек… Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью  выстелить твой уходящий шаг.

        Маяковского настигает глубочайший кризис. Революция, которую он встретил с таким вдохновением, не оправдала его ожиданий. В 1925 году он завершит одно из стихотворений такими строками: «Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят— что ж?! По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.» Позднее он вычеркнет эти строки. Этого ли он ожидал? Он, так много отдавший сил и сердца своей стране? Конечно, он мечтал о другом. В это время зарождался НЭП. Другие ценности в замен революционного угара вольются в жизнь Однажды Троцкий поспорил с Лениным и провидчески сказал, что страна погибнет не из-за того, что мировая революция не будет осуществлена, не по причине внешней экспансии, а из  - за внутренних причин. После победы диктатуры пролетариата люди стремились к безбедной, стабильной жизни. Лезло ото всюду мурло мещанина, которое ненавидел Маяковский, призывавший свернуть шею канарейкам в мещанской квартире с абажуром. Может быть, поэт понял суть Лили Брик и расстался с неи окончательно.
         Ходили слухи, что Брики были связаны с ЧК. Осипа устроили в ЧК консультантом по буржуям. Начинались политические репрессии. Был расстрелян Николаи Гумилев, смерть которого тяжело переживал Маяковский, хотя дружеских отношении между ними не было. Поэт хлопочет за вдову поэта анну Ахматову. Талантливые ученые покидали Россию. Бежит в Америку и давний соратник и друг Давид Бурлюк, что не могло не отразиться на имидже поэта.  Напомним, что Ленин, любивший классическую литературу недолюбливал футуристов. Когда опубликовали поэму Маяковского "150  миллионов", Ленин обрушился с яростью на покровителя поэта наркома Анатолия Луначарского. Ряды поклонников поэта постепенно становятся все  меньше. Поэт  вдруг ощутил себя «косым дождем», а не  грозовым ливнем, благодатным, омывающим и плодоносным.
      Маяковский  организовал левое течение "ЛЕф" с участием таких кинорежиссеров, как Эйзенштейн. Поэт пишет сценарии и начинает сниматься в кино. Он много работает и хорошо зарабатывает, ездит за границу, где покупает Брикам дорогие вещи, что вызывает неудовольствие общественности, ибо он в творчестве критиковал мурло мещанина, а в жизни не брезговал мещанским бытом. Покровитель Луначарский отходит от власти. По популярности в это время с ним конкурируют Есенин, Пастернак и Мандельштам.
      В начале 1930 года поэт много болел. Его ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха. Выставка должна была продемонстрировать творческие достижения поэта, но ее не посетили не только правительство и Сталин, но и близкие люди, практически никто.  Премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. А ведь в комедийных пьесах сатирическое мастерство достигло своего апогея. В них  высмеивались  мещанство и бюрократия. Поэт сумел показать уродливую сущность своих персонажей, вложив в это всю силу своего таланта. По его мнению, это были люди, предавшие ценности революции. По мнению Мейерхольда, Маяковский был таким же гениальным, как Мольер, однако мнение критиков было абсолютно противоположным. «Клопа» они раскритиковали за художественные просчеты, а «Баню» разгромили в идейном плане. Газеты пестрели оскорбительными статьями и заголовками, призывавшими смести долой маяковщину.
        В 1930 году Маяковский стал членом Ассоциации пролетарских поэтов, чем вызвал непонимание и отчуждение своих единомышленников. В тоже время пролетарские поэты назвали его  «попутчиком» и осыпали многочисленными обвинениями. Удар был очень болезненным, образовавшим в душе Маяковского незаживающую рану.
      Депрессия поэта усугублялась переживаниями личного характера. Брики уехали за границу и наслаждались размеренным шикарным бытом. Полонская, которую Маяковский умолял составить его счастье и не ходить на репетицию, пока не даст ему ответ,  не поняла его состояния и убежала, весело стуча каблучками по лестнице.  14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
    
      Тело великого поэта везли в крематорий на грузовике, обитом жестяными листами. Сверху лежал огромный металлический венок, сделанный из каких-то шестеренок, болтов, прутьев, молотков и гаек. На траурной ленте сделали надпись: «Железному поэту - железный венок!». Грузовик, громыхая, медленно двигался по дороге, а следом шла огромная толпа людей. Движение в центре столицы было почти полностью парализовано. По каким-то причинам следственная комиссия и близкие родственники решили кремировать тело поэта в крематории Донского монастыря, а не предать земле по классическим канонам.  Больше двадцати лет прах Маяковского хранился в Донском колумбарии, а позже был перенесён на Новодевичье кладбище. Позже рядом с поэтом были похоронены его мать и сёстры, а рядом с могилой возведён большой гранитный памятник.
 
         После смерти длительное время поэта не печатали, пока Лили Брик не обратилась к Сталину. В современной школе, где много времени было отдано творчеству Солженицына, стыдливо умолчали стихи о Советском паспорте и поэму «Владимир Ильич Ленин», акцент сделан на  поэтике футуризма.

      Стоит ли удивляться нигилизму и бездуховности нынешнего поколения. Как Маяковский чистил горло, читая пушкинскую «Полтаву», так с питомцами,обдумывая житье, прочтите подлинного Маяковского.