Поль Гоген

Людмила Петрова 3
В славном городе Париже.
Был я брокером на бирже,
Содержал семью, детей,
Был скучнейшим из мужей.
Только в тридцать с лишним лет
Понял я, что смысла нет
В жизни правильной такой,
Мой удел совсем другой.
И призвание другое.
Если я чего-то стою,
Разорву постылый круг,
Ото всех сбегу на юг.

Не ругайте, не корите,
Я уеду на Таити.
Там так ласкова волна,
Там красива и вольна
Жизнь среди простых людей,
Без забот и без страстей.

Буду жить, как сердцу надо,
Рвать с деревьев авокадо,
Есть на ужин спелый манго,
Засыпать под звуки танго,
Или (как его) тромбона,
И естественным законам
Подчиняя организм,
Гнать хандру и пессимизм.

Постепенно я забуду
Про свою жену-зануду,
Надоевшую работу,
Даже пусть осудит кто-то.
Буду жить в тепле и неге,
Мне не нужно привилегий,
И не нужно денег даже,
Я хочу писать пейзажи!
Знаю точно: я художник,
Не банкир и не сапожник.
Примитивен я и прост:
Мне бы кисти, краски, холст.

Пусть не проданы картины,
Мой талант неочевиден,
И с удачей я не дружен,
Слава голову не кружит-
Знайте, счастлив я вполне,
И забудьте обо мне.

Как цвета сочны и ярки,
Как спокойны таитянки
С кожей цвета абрикосов!
Зря поставлены вопросы,
Не найти на них ответов.
Бесконечно длится лето
Там, на острове Таити.
Вы уже туда хотите?

Поль Гоген (1848-1903) французский художник, представитель постимпрессионизма. Невозможно забыть эти яркие сочные краски. Полотна, кажется, дышат зноем и покоем. Ты смотришь на картину и уже не видишь окружающий мир, ты уже там, слушаешь шелест волн и пробуешь на вкус экзотический фрукт.

Настоящую известность и ценность картины Поля Гогена приобрели (как это часто бывает) после его смерти. Странный был человек, о нем много спорили, его не понимали, не признавали. Да и в наш прагматичный век трудно представить себе успешного, обеспеченного семейного человека, который бы все бросил ради страсти к творчеству, где успех сомнителен и непредсказуем. Но у него хватило воли (или совести?) бросить семью (жену и пятерых детей), успешную карьеру брокера, благополучную и безбедную жизнь ради возможности заниматься любимым делом. Одержимость? Зависимость? Какая-то фанатичная преданность искусству. Но ведь без неё нет мастера, нет шедевра.

Его мать была родом из Перу, там он провёл свои детские годы, лучшие годы жизни. Поэтому его все время тянуло в те далекие страны вечного счастья и вечного лета. Долог и труден был путь до мечты. Это он считал себя художником, а те, кто мог бы купить его картины, так не считали. Гогену приходилось жить впроголодь.

В это время он сближается с таким же художником-фанатом искусства Винсентом Ван Гогом. Странная дружба двух странных людей. Ван Гог считал Гогена своим учителем и восхищался его талантом. Он мечтал о совместном творчестве, о содружестве художников, в котором ведущую роль отводил Гогену. Гоген был более прагматичен. Он хотел заработать денег и уехать в какую-нибудь экзотическую страну. Дружба внезапно кончилась опять же ужасным и странным происшествием с отрезанным ухом. Об этом много написано. Бедный Ван Гог! Гений, но больной и нищий. Гоген покидает его.

Ему все же удалось заработать на поездку на заветный остров,
он уехал на Таити. Там художник стал жить жизнью аборигенов. Он пишет картины и даже женится на 13-летней таитянке, родившей ему сына. Но «отравленный цивилизацией» всё-таки не может жить первобытной жизнью, как бы он ни старался, как бы ни уверял себя и других в том, что не нуждается в признании своего творчества, это самообман.

На Таити написано художником около 80 картин. Некоторые из них носят странные названия-вопросы:
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» , «А, ты ревнуешь?». Мечта сбылась. И вдруг попытка суицида, неудавшаяся, но подорвавшая здоровье.
В 1901 году он переезжает один, оставив юную жену и сына, на Маркизские острова, там пишет пейзажи, рассказы, репортажи, отстаивает права аборигенов. Но уже очень болен, болезней много тяжёлых и самых разных. Умер Поль Гоген от сердечного приступа.

Многие пытаются рассматривать произведения художника через призму его личности, его жизни, пытаясь узнать все позитивные и негативные стороны и увидеть их отражение в произведениях. Иногда это помогает понять произведение, а иногда очень мешает.

Сам Поль Гоген считал, что «Произведение искусства для того, кто умеет видеть, - это зеркало, в котором отражается душа художника».

Считается, что именно Поль Гоген послужил прообразом главного героя романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» Стриклэнда. Автор пытался проникнуть в духовную творческую мастерскую художника, увидеть за личностью творчество и понять его.
Но Стриклэнд слишком эгоистичен и увлечён своим творчеством, он весь в себе и для себя. Поль Гоген тоже одержим творчеством, готов всем пожертвовать ради возможности заниматься любимым делом, но он не  противопоставляет себя другим людям, стремится даже защищать права аборигенов. Он за близость и единение человека с природой. Именно это он искал и нашёл на чудесном острове Таити.

Русский путешественник немецкого происхождения Отто Коцебу во время кругосветного плавания на судне «Предприятие» в 1824 году заходил на этот остров. Он назвал его островом счастливых людей. «Таитяне, по-видимому, не привыкли ни к физическому, ни к умственному напряжению. Гораздо охотнее предавались они всякого рода наслаждениям и блаженному ничегонеделанию», - пишет Коцебу в своей книге «Новое путешествие вокруг света». Им точно не грозил голод благодаря обилию фруктов и плодов хлебного дерева. Гоген появился на этом острове через 100 лет после Коцебу. Но по-видимому, ничего там не изменилось.  На картинах Гогена покой и умиротворение в природе и людях.
Эх жаль, что мне не придётся все это увидеть наяву!