Игорёк

Борис Середов
Из книги "Хроники мутного времени".

         Кто в армии служил, тот в
                цирке не смеётся!
               
                Народная мудрость.
 

 Я назвал этот эпиграф народной мудростью, а не армейской шуткой, потому, что в этих нескольких словах - всё. После Советской армии, уже трудно чем- то удивить. Я не понимаю, почему молодёжь смотрит фильм ДМБ Охлобыстина. Он про советскую армию. Сейчас всё по-другому. Да может она его и не смотрит. Зачем? Трудно представить современного мальчика - менеджера в той армии. Вывих мозга бы наступил сразу. На обе ноги. Да, сейчас всё по-  другому и надеюсь, к лучшему. Хотя...
 Игорёк служил уже год в пятой роте, когда я попал во вторую. На первом этаже казармы дислоцировалась его рота, на втором наша. Наш батальон особого назначения, обслуживал один из серетных объектов подмосковья.
  фууу... Серьёзно, как, я начал...
Попроще... Я был "дух", но у нас не было "дедовщины". В, классическом её понимании. Вся рота была одного призыва, только сержанты- годом призыва старше. Ну и на пол армии умнее и изощрённее. Кто- то в верхах выдумал эту схему и на нас это испытывалось. КГБ - же. Сначала, всё выглядело логично. Откуда "дедовщина", если все одного призыва? На практике оказалось хуже. Не сумел себя поставить и ты, "дух", только не полгода, а все два. Это я, как наблюдатель говорю. Я был воспитанник "общаги" и поставить себя мог всегда. Причём не за счёт унижения, братьев меньших, хоть по году призыва, хоть по другим критериям. А система эта дала сбой уже скоро. Через полгода батальон перетасовали и у нас появились и старослужащие и молодые. Уставная у нас была часть, если коротко. Это, как "красная" зона.
 Но после карантина... Было интересно. " Уставщина". Это хуже, чем " дух - дембель". А уж в "" Комитете..."
 Игорька больше нет. Не живёт... А тогда, в " курилке", осенью, тёмной, холодной осенью 1986-го года, стояли, курили целой толпой и кто- то из "курилки" спросил: " Калужские есть?"- " Есть", отозвались несколько человек. "А из Мосальска?» Я удивился, но ответил: "Я из Мосальска". Ко мне подошёл невысокий, чернявый сержант, смутно мне знакомый. " Как фамилия?", спросил он. "Середов". "Борька, ты что - ли?" "Я". "Ты меня не помнишь?" "Где- то видел." "Да дома ты у себя, меня видел. Наши отцы дружили. Горбачёв, я. Игорь." И, я вспомнил…
  Наши родители действительно дружили,  как сейчас говорят, семьями. Встречались, выпивали... С приходом Игорьковых родителей в нашу с братом компанию, добавлялся  невысокий, горбоносый, черноволосый мальчик, годом старше меня. Играли вместе, в разные детские игры. Было интересно. Но очень быстро они переехали из Мосальска в Кондрово, уж не знаю, по какой причине. И всё забылось, чтобы вспомниться на втором месяце моей службы в СА.
 " Никто из сержантов не обижает?"- спросил Игорёк. " Нет. Всё в рамках устава"- пошутил, я. " Если, что, говори мне, я разберусь." "Да, что, ты, Игорь? Я же Мосальский. Мы сами, кого хочешь..." "Это, да, Борька, но всё равно..." " Ладно", сказал, я, но подумал, что если, что и будет, конечно не побегу жаловаться ни к кому. А ко мне и правда, отношения были нормальные. Да и круг ребят у нас образовался, впоследствии и после армии и по сей день, все мои друзья, некоторые, правда, покойные, к сожалению. Ну а после этой встречи, сержанты моей роты, меня вообще зауважали и кроме обязательных для молодого бойца уставных процедур, никаких гадостей мне не перепадало. Не ко всем было такое отношение. Плохо приходилось физически неподготовленным или не умевшим себя поставить тепличным деткам.

     Ещё два года впереди
     И каждый день в поту встречаем
     И словно гири сапоги,
     А мы о "Дембеле" мечтаем.

     Всё тяжелее, с каждым днём,
     Что дальше будет, мы не знаем,
     Куда уйдём, когда придём,
     Но мы о "Дембеле" мечтаем...

 Дальше не помню. Это из моего, никакого ещё стишка, 1986- го года. На почве любви, к музыке и поэзии, мы тогда с Игорем очень сблизились. Он оказался бас - гитаристом, просто от Бога, а я до армии, тоже неплохо освоил этот инструмент. И всё моё тогда очень небольшое личное время, я проводил с Игорьком. Оказалось, что в нашей части, есть группа, с очень хорошими музыкантами, но очень плохой аппаратурой, играют концерты по праздникам и Игорь там на бас - гитаре. Потом, когда Игорёк "дембельнулся", я с его подачи, тоже поиграл там некоторое время. Но это было только через год. А год в армии это очень много. Время там спрессовано и сконцентрировано. Но всё проходит…

     Как долго тянулись два года
     Секунды, минуты, недели...
     Рвачи, стукачи и "пролёты"
     Мы много понять здесь сумели.

     И, вот, за два шага от дома
     Так надо, назад оглянуться!
     Не выбрал пути бы другого,
     Коль можно назад бы вернуться.

     Как быстро промчались два года!
     Два года тоски и надежды.
     Сказал бы, я раньше: " Свобода!"
     Но видно не тот, я, что прежде.

 Это я перед "дембелем" уже написал. Всё проходит...
 После армии, для восстановления сил и нервов (Это шутка), поступил, я в ПТУ 21 города Калуги. Учиться не хотелось, хотелось отдыхать, заниматься музыкой, стихами... Что и делалось. " Меня ждут девочки, гитара и цветы"…- написал я перед демобилизацией. Так и случилось, кроме цветов. Цветы появились много позже. Ещё кроме девочек и гитары, дождался меня алкоголь. Не путать с алкоголизмом! Он тоже много позже появился. А тогда... Своя дурь, да помноженная на алкоголь... Ну да это всем известно. Юность же!
 Вот и стояли мы, вшестером в очереди за водкой. Кто помнит 1989, тот знает, что в одиночку тогда за водкой ходили только самоубийцы. А мы тогда ходили по несколько человек за этим напитком, поэтому лезли напролом и всегда удачно. Смотрю, а в конце очереди стоит Игорёк Горбачёв, весь такой грустный... Но с очень большой сумкой... Такая вот очередная, случайная встреча... Как будто, кто- то нас постоянно сводил. Естественно, мы взяли его под нашу опеку и свой ящик водки он купил. Вернее мы купили. Оказалось учится он в Баумановском институте и его друзья по общаге послали за водкой. Жребий они там, что - ли тянули... Естественно, после такой встречи, мы всей толпой попёрлись к ним. Не думаю, что мы много пообщались в тот раз, но после этой встречи, я в "Баумановке" стал больше времени проводить, чем в родном училище. И на лекциях и в общаге. А главное, на репетициях их группы. Там очень сильный состав был, а аппаратура- мечта!!! Ну и Игорек, конечно, был там басистом. Уже в конце моей Калужской эпопеи, они взяли в репертуар одну мою песню. Чем, я очень гордился. Игорь мне очень много дал, как музыкант. впоследствии в Липецке, где я только не играл. Но тогда, время шло... Шло... И закончилось.  Закончилось время, отведённое мне для жизни в Калуге. Заканчивалась юность. Я женился, уехал в Липецк, начинались девяностые...
 Я случайно узнал, что Игорь умер. Даже не знаю в каком году. В начале двухтысячных, вроде... Сказали, что- то с сердцем.
  Мне часто вспоминается одна минута из моей жизни. Залитая солнцем, набережная Оки. Я с гитарой за спиной, в красных штанах, с лампасами, рядом друг мой, Игорёк. В руках у нас по открытой бутылке сухого вина, ещё штук шесть остывают в Оке. Мы разговариваем о западном роке, о Ричи Блэкморе, отпивая вино из бутылок. Все такие молодые, одухотворённые, с непоколебимой ещё верой в будущий успех... Ничего не случилось, Игорёк. Ни у тебя, ни у меня. Но я то хоть живу и не могу о тебе не написать. Спасибо, тебе, что ты был в моей жизни. Светлый и добрый человек, талантливейший музыкант. Светлая, тебе память! Плакать хочется, но не буду. Ты бы не одобрил. Мы же из Мосальска! В Мосальске не любят слёз.

                Весна 2019г.