Князь первого ранга

Вячеслав Прытков
                КНЯЗЬ   ПЕРВОГО   РАНГА

Минный  заградитель  «Марти»  стоял  в  дальнем  конце  рейда. Постоянная  изоляция  его  от  других  кораблей  флота  была  связана  с  предосторожностью, на  борту  минзага  находилось  несколько  сотен  мин. Однако, страхи  подрыва  судна  на  них  вряд  ли  являлись  обоснованными, но  начальство  считало  иначе, размещая  корабль  даже  без  мин  подальше  от  базы.

Шёл  1939  год, и  год  назад, вступивший  в  строй, «Марти»  уже  успел  поучаствовать  в  Финской  кампании, получив  боевое  крещение. В  проливе  Бьерке – Зунд  поставил  минное  заграждение.
В  командирской  каюте  капитана  1  ранга  Николая  Иосифовича  Мещерского  собрались  старпом,   помощник  командира, командиры  боевых  частей  корабля. У  командира  обстановка  строгая, помимо  места  для  отдыха, обилие  морской  технической  и  художественной  литературы, карты  и  лоции. Причём  многие  книги  на  английском, французском  и  немецком  языках, ими  превосходно  владел  Николай  Иосифович. Оглядев  присутствующих, командир  обратился  к  ним  со  словами:

«Товарищи, офицеры!  Хочу  сообщить  вам  хорошую  новость. За  успешное  выполнение  боевой  задачи, первой  постановке  мин, экипажу  объявлена  благодарность  Военного  Совета  Балтийского  флота. Уверен, что  мы  и  впредь  будем  достойно  вести  минную  войну, создавая  оборонительные  и  активные  минные  заграждения. Обстановка  в  мире  тревожная, Родина  доверила  нам  прекрасный  корабль, и  мы  должны  сделать  всё, чтобы  на  отлично  выполнить  свою  морскую  работу, зная, что  трудимся  во  имя  Победы.
Давайте  вспомним  и  отдадим  должное  первому  командиру  «Марти» - капитану  2  ранга  Ивану  Григорьевичу  Карпову, который  занимался  переоснащением  и  модернизацией  яхты  «Штандарт – 18  марта»  в  наш  боевой  корабль.
Знакомясь  с  иностранной  технической  литературой, я  обнаружил, что  корабли, подобные  нашему, к  примеру, английские  типа  «Эбдиэль», отнесены  к  кораблям  1  ранга, именуясь  крейсерскими  минными  заградителями  или  минными  крейсерами. Поэтому, мы – грозная  сила  и  готовы  к  выполнению  любого  задания.
У  кого  какие  вопросы, прошу  не  скромничать… Если  нет, тогда  по  местам, товарищи.»

Перед  началом  Великой  Отечественной  войны  минзаг  «Марти»  базировался  в  портах  Либавы  и  Таллинна. В  ночь  с  22  на  23  июня  с  полным  комплектом  мин, вместе  с  другими  кораблями – минзагом  «Урал», лидерами  «Минск»  и  «Ленинград», эсминцами  «Суровый», «Карл  Маркс», «Володарский»  и  «Артём»  он вышел  в  боевой  поход. Вскоре  корабль  получил  переходящее  Красное  Знамя  Наркомата  ВМФ, как  лучший  в  своём  классе. Боевым  стилем  «Марти»  становится  риск, умение  выходить  из  казалось  бы  безвыходных  ситуаций.
Корабль  под  командованием  капитана  1  ранга  Н. Мещерского  отражал  атаки  немецких  самолётов, катеров, подводных  лодок, ходил  по  счислению, успешно  прорывался  через  минные  поля. В  апреле  1942  года  минному  заградителю  «Марти»  было  присвоено  звание  Гвардейского  на  КБФ, эту  новость  экипаж  корабля  узнал  в  походе, когда  отражал  атаки  немецких  бомбардировщиков.
В  составе  отряда  кораблей, которыми  командовал  вице – адмирал П. Дрозд, участвовал  в  эвакуации  гарнизона  войск  с  полуострова  Ханко, было  снято  более  2000  бойцов, 60  орудий, 11  миномётов, свыше  800  т  груза. Эту  задачу  он  выполнил  с  полу-исправным  двигателем, однако, добрался  до  Кронштадта, преодолев  более  200  миль, благодаря  смекалке  и  действиям  машиниста  Костылевского, подававшего  вручную  масло  в  машину  на  всём  пути  следования.

За  время  войны  минный  заградитель  «Марти»  совершил  11  боевых  походов, установил  на  вражеских  фарватерах  3167  боевых  мин, уклоняясь  от  атак  самолётов  и  огня  береговых  батарей.

Боевые  успехи  корабля  достигались  благодаря  его  командиру – капитану  1  ранга  Н. Мещерскому. Именно  ему  экипаж  «Марти»  обязан  своими  жизнями. Матросы  и  офицеры  относились  к  командиру  с  любовью  и  уважением, называли  его  Батей.
Н. Мещерский  был  широко  образованным  офицером, с  подчинёнными  вёл  себя  корректно, никогда  не  раздражался, отличался  особым  тактом, обладал  умением  слушать, мог  подойти  и  убедить  любого, будь  то  матрос  или  офицер.
Николай  Иосифович  происходил  из  древнего  княжеского  рода  Мещерских, известного  с  ХIII  века. Вместе  со  своим  братом – близнецом  Владимиром  окончил  Отдельные  Гардемаринские  курсы  при  Морском  корпусе. После  революции  братья  служили  в  Красном  флоте и, окончив  минные  курсы  в  1925  году  стали  офицерами  Балтийского  флота. После  командования  минзагом  «Марти»  капитан  1  ранга  Н. Мещерский  получил  назначение  на  должность  командира  Охраны  Водного  района  Ладожской  флотилии, воевал, освобождая  Карелию. Два  года, уже  к  концу  войны, занимался  организацией  буксировки  из  порта  Данциг  в  Мурманск  плавучих  доков. С  вводом  в  строй  нового  крейсера  «Чапаев»  стал  его  командиром.
В  произошедшем  в  1947  году  чрезвычайном  происшествии  на  крейсере, когда  в  штормовую  погоду  погибли  58  человек, возвращавшихся  на  корабль  из  увольнения  на  берег, проявилось  истинное  благородство  его  командира  тогда  только  что  прибывшего  к  месту  службы  и  отсутствовавшего  на  борту. Мещерский  сам  явился  на  заседание  трибунала  и  потребовал  наказания  вместе  с  виновными. Так  кавалера  орденов  Ленина, Красного  Знамени, Нахимова, Ушакова, Отечественной  войны  осудили  на  пять  лет. Только  через  три с  половиной  года  благодаря  ходатайству  Главкома  ВМФ  адмирала  флота  Н. Кузнецова  Н. Мещерский  был  освобождён  и  продолжал  службу  на  флоте  до  1968  года, но  в  1973  году  скоропостижно  скончался.

Беззаветное  служение  Родине  князя  Н. Мещерского – капитана 1  ранга  стало  связующим  звеном  славных  гвардейских  традиций  русского  флота, ведь  яхта  «Штандарт»  Гвардейского  флотского  экипажа  была  переоборудована  в  минный  заградитель  «Марти», который  прошёл  героический  боевой  путь.

Примечание:  Минный  заградитель  «Марти»  получил  своё  название  в  честь  французского  коммунистического  деятеля  А. Марти, но  в  1948  году  был  переименован  в  «Оку».

21  апреля  2023  г.                Вячеслав  Прытков