Братья Наган и их револьвер

Петрович 8
    У немце совершенно не плохо получается совместное семейное творчество. Я уже писал про пистолет, который был разработан братьями Фиделем, Фридрихом и Йозефом Федерле, работниками оружейной компании «Маузер». Это они придумали и практически воплотили в жизнь замечательный пистолет К-96 «Маузер». А глава фирмы Пауль Маузер без ложной скромности запатентовал изобретение братьев на своё имя.

У нас на Руси за такое братья бы наваляли Пашке Маузеру, по принципу – не твоё, так и не хапай… Но дело было в Германии. По этой причине отсылаю читателей к моему рассказу «Маузер», если конечно это будет интересно.
 Полагаю, что после легендарного в мире короткоствольного нарезного оружия, по известности после «Маузера», можно поставить, для нас россиян «Наган», как для американцев «Кольт».

Но, что в этой ситуации интересно, этот замечательный револьвер придумали не русские оружейники, а бельгийцы Братья Эмиль и Анри-Леон Наган.
История "Fabrique d'Armes Emile et Leon Nagant" (Оружейный завод Эмиля и Леона Наган) началась, когда старший из братьев Эмиль предложил своему брату Анри-Леону стать партнером и создать фирму по производству металлических изделий.
Видимо изначально это производство  больше напоминало кустарную мастерскую, которая занимались изготовлением и ремонтом различного оборудования. Но братья жили в Льеже, центре бельгийской оружейной мысли. Вот и  мысли братьев стали работать в том же направлении.

Какое то время Наганы ремонтировали поврежденные револьверы чужого производства, но уже в середине 60х годов, позапрошлого уже века, братья приступили к выпуску собственного огнестрельного оружия, и их предприятие получило название "Оружейный завод Эмиля и Леона Наган". Занимаясь разработкой винтовок, братья не смогли заработать себе ни состояния, ни громкой славы, однако накопили опыта и смогли организовать хорошее производство.

В 1867 году Эмиль и Леон Наган познакомились с известным американским оружейником Сэмюэлем Ремингтоном, посетившим их оружейный завод. Ремингтон дал высокую оценку оружейному производству братьев, качеству их работы и квалификации рабочих и служащих. Ремингтон дал лицензию на изготовление винтовок его конструкции на фабрике Наганов., Эмиль
усовершенствовал откидной затвор винтовки Ремингтона, эта конструкция была одобрена американским оружейником, и использована во всех его винтовках, изготовленных в Льеже.
В 1877 году старший из братьев, Эмиль, разработал и запатентовал собственную конструкцию "Револьвер М 1877"  калибра 9,4 мм с одновременной экстракцией стреляных гильз. Это оружие было принято на вооружение голландской полиции.
В 1878 году появляется новый револьвер системы Наган, шестизарядный с ударно-спусковым механизмом двойного действия и массивной рамой. "Револьвер модели 1878 г" принимается на вооружение офицерского корпуса и унтер-офицеров бельгийской армии, а также конной жандармерии.
 
И это было только начало. В последующие годы, постоянно модернизируемые револьверы с клеймом Нагана, принимаются на вооружение армий и  полиции таких стран как Швеция, Норвегия, Люксембург, Аргентина, Сербия, Бразилия.

В январе 1879 года российское морское ведомство заказало братьям Наган абордажные револьверы системы Галан обр. 1870 года в количестве 1000 штук. Эти револьверы поступили на вооружение экипажей кораблей российского флота. И как всегда в России - во время! В мире уже вовсю создаются паровые и артиллерийские корабли. Абордажные бои уже утратили своё значение. Но российские мореманы готовятся к абордажным боям с новыми револьверами!
Бельгийские конструкторы, не удовлетворенные первыми успехами своего оружия, продолжали совершенствовать револьверы. Однако прогрессирующая слепота Эмиля Нагана заставила его передать свое дело младшему брату — Леону.
Уже через два года свет увидел новый значительно улучшенный образец, созданный Леоном — 9-мм револьвер Наган. В нем взамен старого патрона с дымным порохом был использован новый, с бездымным порохом. Эти револьверы прослужили в вооруженных силах Бельгии вплоть до 1940 года.

С 1888 года фирма братьев Наган участвует в проводимом русским правительством конкурсе по разработке новой магазинной винтовки. Однако бельгийцы проиграли этот конкурс российскому конструктору Сергею Ивановичу Мосину. На вооружение русской императорской армии была принята 7,62-мм магазинная винтовка, получившая обозначение "трехлинейная винтовка образца 1891 года" (или "Mosin-Nagant").
В 1892 г Эмиль Наган создает оригинальный образец, воплотивший в себе все лучшие достижения своих предыдущих конструкций. Создание нового револьвера системы Наган совпало по времени с усилиями, предпринятыми Россией по решению вопроса о перевооружении армии современными образцами личного оружия самообороны.

 Леон Наган, как глава фирмы, очень серьезно подошел к участию в конкурсе, который объявило русское правительство. " Револьвер Наган М 1892" был срочно переконструирован под 3-линейный (7,62-мм) револьверный патрон, рассчитанный как на использование малодымного черного пороха, так и бездымного. Причем к одному из достоинств этого образца, по словам изобретателя, относилось то, что его ствол был сделан из обрезка ствола трехлинейной винтовки обр. 1891 г. Это удачно, что у нас к тому времени накопилось много обрезков винтовочных стволов…
Вместе с оружием Наган представил и два варианта патронов с пулями массой 6 и 7 г, снаряженных малодымным черным порохом. Конкурс был выигран и револьвер поступил на вооружение царской армии под обозначением "3-х линейный револьвер системы Наган образца 1895 г".

 На самом деле револьвер получился замечательный. Семизарядный барабан позволял выпускать все пули за 15 секунд.                При начальной их скорости 272 м/сек кучность на дальности 50 –150 метров была хорошей.  Простота конструкции нагана делала его  надежным оружием в ближнем бою. Пуля, выпущенная из ствола, пробивала с 25 метров три сосновые доски общей толщиной 3 дюйма. А на расстоянии 140 м только одну.

 В конструкции бельгийского оружейника Анри Пипера было найдено решение проблемы обтюрации: перед выстрелом спусковой механизм подавал барабан револьвера вперёд, патрон имел особую конструкцию, пуля в нём была полностью утоплена в гильзу, роль обтюратора играло дульце гильзы, раздаваемое и прижимаемое пороховыми газами в момент выстрела к каналу ствола, что исключало возможность прорыва газов.

 Этот принцип с существенным упрощением конструкции механизма, надвигавшего барабан на ствол, был использован Леоном Наганом в 1892 году, под новую модель револьвера был разработан патрон с гильзой, снабжённой удлинённым дульцем. Эта модель револьвера Нагана стала классической, последующие модификации не принесли заметного изменения в конструкцию.
Масса снаряженного револьвера  880 гр., длина 220 мм., длина ствола 114 мм., патрон 7,62х38. Скорострельность  7 выстрелов за 15-20 сек. Начальная скорость пули 272 м/сек. Дальность – прицельная 50 м, максимальная 150 м.

Недостатком револьвера системы «Наган» была его чувствительность к  холоду. Чем сильнее он был, тем больше падала начальная скорость пули. При 40-градусном морозе до 220 м/сек. Невысокое убойное действие из-за низкой начальной скорости и энергии. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток пулю сделали тупоносой. Ну и скорость перезаряжания – по одному патрону… хотелось бы быстрее.

 Как достоинство можно отметить высокую кучность боя, тупоносая пуля имеет пониженный шанс рикошета и часто застревает в теле, что в условиях боевых действий опасно для раненого.

Живучесть ствола составляла 14 000 выстрелов. (У ТТ, за счёт сильного патрона 7,62х25 с бутылочной гильзой – всего 6 000 выстрелов).
По причине невысокой живучести спортивные револьверы, которые стреляют свинцовыми безоболочечными пулями 7,62 СР гл (Индекс ГАУ — 57-Н-111), перестволялись новыми стволами изготовленными из стволов ручных пулемётов.  Живучесть ствола РПК-47  50 000 выстрелов.

Револьвер – револьвером, а как же там фирма братьев? Из-за проблем со зрение Эмиль Наган уже не мог в полной мере участвовать в работе компании и отдалился от дел. Полное руководство компанией стал осуществлять Леон.
 28 апреля 1896 года "Оружейный завод Эмиля и Леона Нагана" был разделен, поменялось и его название. Теперь он стал называться "Оружейный завод Леона Нагана". Что-то у братьев было не в порядке с амбициями.

Успехи по созданию стрелкового оружия не заслонили перед конструкторами семейства Наган развития других чрезвычайно перспективных и, что являлось самым главным, прибыльных технических новшеств. Одной из таких новаций стало зарождающееся в то время автомобилестроение.

 Значительный интерес к созданию новых транспортных средств, наряду с самим Леоном Наганом, проявили младшие представителями этого семейства, его сыновья — Шарль (родившийся в 1863 году) и Морис (родившийся в 1866 году), это послужило основной причиной конфликта между ними и старшим братом Эмилем, пытавшимся отстоять прежнюю направленность деятельности оружейной фирмы. Не только квартирный вопрос портит отношения у родственников…
 В 1899 году, выполнив заказ по поставке револьвера в Россию, фирма Леона Нагана приступила к разработке первых моделей автомобилей.

Леон Наган умер 23 февраля 1900 года в возрасте семидесяти лет. Стоило ли делить фирму? Один умер, другой ослеп и скоро тоже уйдёт за братом.  Положение компании в оружейном мире сильно пошатнулось.

Компания перешла под управление сыновей Леона. В том же году, после  смерти Леона Нагана, Шарль и Морис трансформировали фирму из чисто оружейной в смешанную компанию по производству стрелкового оружия и автомобилей.

 Наследники решают существенно сократить производство огнестрельного оружия и основное внимание сосредоточить на производстве автомобилей. Однако новое занятие не принесло столь громкой известности, как предыдущая работа над оружием. Они не могли похвастаться ни успехами в области конструирования стрелкового оружия, ни созданием новых автомобилей. Вскоре, 23 декабря 1902, умер Эмиль Наган.

После смерти Леона его сыновьями было разработано несколько модификаций револьвера "М 1895", на которые были получены ряд патентов. Однако ничего нового изобретено не было. Не получилось и с организацией производства автомобилей. С оружейным бизнесом было покончено еще в 1914 году, после оккупации Льежа немецкой армией во время Первой мировой войны. Автомобили также не принесли большого дохода, поэтому в 1930 году фирма братьев Наган тихо закончила свое существование. Искренне жаль!