Феномен Владимира Набокова 6. Набоков и Гофман

Юлия Реутова
                ЮЛИЯ РЕУТОВА
                ФЕНОМЕН В.В. НАБОКОВА. ОСКОЛКИ СОЗНАНИЯ
                ГЛАВА 6. В.В. НАБОКОВ И Э.Т.А. ГОФМАН
- Набоков и Гофман совсем не похожи. Что ты будешь о них писать?
Из девяти ключевых тем творчества Набокова, которые я определила для своих исследований, совпадение-влияние Гофмана на сознание Набокова идёт по восьми, то есть почти по всем, кроме темы «Возвращение в Санкт-Петербург»: «Трагичность судьбы героев», «Одиночество творческой личности», «Утрата земного рая», «Восхищение ускользающей красотой», «Наличие двойников и двоящихся реальностей», «Метафизическая насмешка», «Желание разгадать загадку жизни и смерти» и «Бессмертие души и сознания и литературная преемственность».
ТРАГИЧНОСТЬ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ
Читающие и не читающие говорят: «Гофман – мистический и мрачный писатель».
И правда, мистическая трагичность терзает почти всех его героев.
В соответствии с предсказанием куклы-автомата Фердинанд из новеллы «Автоматы» никогда не женится на своей возлюбленной.
Эдмунд и Альбертина из новеллы «Выбор невесты» никогда не будут вместе, хотя ему и достанется ларчик с её портретом. Эдмунд изберёт искусство, а Альбертина - благополучие обыденности.
В новелле «Артуров двор» возлюбленная художника Траугота выйдет замуж за другого – за советника Матезиуса, а прекрасный город Сорренто насмешливо уменьшится всего лишь до загородного дома.
Эразм Спикер, из новеллы «Приключения в Новогоднюю ночь» поддавшись чарам Джульетты, лишится своего отражения, будет вынужден покинуть жену и сына и странствовать по свету.
Капуцин Медард из романа «Эликсиры сатаны», посвятив свою жизнь служению Богу, совершит ряд ужаснейших преступлений.
Художник Бертольд из новеллы «Церковь иезуитов в Г.» пропадёт бесследно, оставив на берегу реки свои посох и шляпу, что даст основание думать знавшим его, что он лишил себя жизни.
Большинство произведений Гофмана заканчиваются смертью героев.
В новелле «Дож и догаресса» в бурном море погибают влюблённые Антонио и Аннунциата, вместе с верной старой служанкой Маргаретой.
Несостоявшаяся невеста Улла Дальшё из новеллы «Фалунские рудники» прождёт встречи со своим женихом Элисом Фрёбом пятьдесят лет и испустит дух над трупом.
Умирает барон Родерих фон Р., из новеллы «Майорат», задавленный камнями разрушенного замка.
Умирает завзятый игрок старик Вертуа. Умирает проигранная в карты своим женихом его юная дочь Анжела, умирает от нервного удара и тот, кто сделал её ставкой в игре и проиграл – шевалье Менар.
Умирает дочь Креспеля Антония из новеллы «Советник Креспель».
Смерть постигает Отмара, Альбана, Марию, барона, художника Франца Бикерта из новеллы «Гипнотизер», а также крошку Цахеса – министра Циннобера.
Из Приписки издателя мы узнаём, что образованнейшего и мудрейшего Кота Мурра после недолгих, но тяжких страданий, постигла смерть.
Особенно примечательна в смысле трагичности новелла «Песочный человек». В ней можно проследить трагичность не только как апофеоз в самом финале, но и по мере развития действия. Главный герой, с детства боится Песочного человека, который по словам няни может засыпать песком и забрать у детей глаза. Натанаэль взрослеет, но не забывает легенду о Песочном человеке. Будучи романтично настроенным студентом, Натанаэль влюбляется в механическую куклу Олимпию, думая, что она – настоящая, живая девушка и намеревается покинуть свою невесту Клару. Он часто посещает до Спаланцани, где живёт его дочь Олимпия. Но однажды Натанаэль приходит не вовремя и видит, как Коппола, он же адвокат Коппелиус, и Спаланцани ссорятся из-за куклы. Наконец Коппола отнимает куклу у Спаланцани. Но тут Натанаэль узнаёт страшный секрет: у куклы Олимпии его, Натанаэля глаза, похищенные в своё время Копполой. Коппола замечает Натанаэля и кидает в него его же глазами. У Натанаэля помутняется рассудок. Его отправляют в дом сумасшедших. Кажется, со временем, он поправляется и возвращается к своей невесте Кларе. И вот однажды они гуляют с Кларой и решаются подняться на башню. На высоте Натанаэль вдруг обнаруживает у себя в кармане подзорную трубку Коппелуса, смотрит в неё, и вновь злые силы охватывают его. Он решает скинуть Клару с башни, но её спасает вовремя ворвавшийся брат Лотар. Натанаэль замечает в толпе адвоката Коппелиуса, сбрасывается с башни и разбивает голову о мостовую. Страшная смерть и страшный путь к ней.
Но в произведениях Гофмана есть и классически-счастливые финалы, заканчивающиеся свадьбами главных героев. Например, Антонио и Марианна, которые благодаря помощи художника Сальватора Розы смогли примириться со стариком Капуцци и быть вместе. Мари из сказки «Щелкунчик и мышиный король» становится невестой племянника часовщика Дроссельмейера. Весёлую свадьбу играют Фридрих и Роза из новеллы «Мартин-бочар и его подмастерья». Заключают брачный союз и фрейлейн Аннхен и Амандус фон Небельштерн из новеллы «Королевская невеста».
Но Набоков писатель всё-таки более трагичный, чем Гофман, потому, что в его произведениях найти счастливый финал крайне трудно.
Самый известный роман Набокова «Лолита» является и самым трагичным. В Предисловии, подписанным доктором философии Джоном Реем, он назван «трагической повестью». Лолита умирает при родах, разрешившись мёртвой девочкой, но перед этим в ней умирает нимфетка. Под колёсами автомобиля умирает её мать Шарлотта Гейз. Сам Гумберт, убивает Клэра Куильти, а затем умирает в тюрьме от закупорки сердечной аорты.
От самых ранних до самых поздних, произведения Набокове не теряют своей трагичности.
К Ганину не приедет Машенька. Смерть под колёсами грузовика постигает Артура из повести «Волшебник». Бруно Кречмар из романа «Камера обскура», влюбившись в юную Магду, сначала ослепнет морально, затем попадёт в аварию и ослепнет физически, а в итоге будет застрелен Магдой в упор. Марта из романа «Король, дама, валет» задумает убить своего мужа, но внезапно заболеет и умрет сама. Никогда не осуществит своего путешествия Пильграм. Цицинната Ц. казнят через отсечение головы. Всех близких потеряет Адам Круг. Умирает маленький сын Слепцова из рассказа «Рождество», заканчивает жизнь самоубийством некрасивая дочь Джона Шейда Хейзель. Самого Шейда настигнет пуля, предназначенная другому. Хью Персон убивает свою жену Арманду.
Герой последнего, незавершённого романа «Лаура и её оригинал», Филипп Уайльд тяжело болен, и усилием воли пытается стереть, уничтожить части собственного тела. Молодая жена Флора изменяет ему, и он решает убить её, но не в жизни, а в собственной книге.
Всё это можно подытожить словами рассказчика в романе «Пнин»: «Беда случается всегда» ,
Когда я пытаюсь найти в произведениях Набокова «счастливый финал», то мне вспоминаются Ван Вин и Ада. Но можно ли их считать счастливыми? Ведь они – брат и сестра, которые полюбили друг друга на всю жизнь, но не могли быть вместе. Им приходилось видеться через огромные промежутки времени. Возможно, их «счастье» заключается в том, что они прожили достаточно длинную жизнь, в конце которой всё-таки соединились.
На мой взгляд, изысканная трагичность судьбы героев Гофмана значительно повлияла на сознание Набокова. В его произведениях те же убийства, томления, вожделения и тот же неотвратимый Фатум.
                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ