Печаль Машеньки

Марина Мальцева 3
Огромная благодарность моему замечательному соавтору Михаилу Сборщику
За оказанную помощь в выпуске этого материала.
http://stihi.ru/avtor/michelmon




   Марусе было десять лет, когда с её бабушкой случилась беда. Она жила в деревне, и Машу, каждое лето отправляли из города, дышать свежим воздухом, и помогать бубульке по хозяйству, не давать ей скучать. Анна два года, как осталась одна.
   Школа закончилась. Маруся ждала, когда мама увезёт её на каникулы. Что летом в городе делать. Дышать вредными газами, так их и зимой хватает. А если еще добавить пыль и гарь, и опасность от мчавшихся по асфальтированным проспектам автомобилей, то отдых в селе был лучшим вариантом для мам. Тем более – мам–одиночек.  То ли дело отдых на природе, всегда на пользу.
   Но, как обычно это бывает, однажды мама собралась в деревню, оставив дочурку у соседки Пелагеи.
   — Доченька, сегодня тебе придётся остаться у Пелагеи с ночёвкой. Я дела улажу и вернусь. Не скучай без меня.
    — Мама, я к бабушке хочу. Когда ты меня отвезешь? Ты же знаешь, как я её люблю. Уже лето началось, а я до сих пор в городе.
    — Маруся, извини, столько всего произошло. Ты больше не сможешь гостить у бабушки.
   — Почему?
   — Ты ещё маленькая, ничего не поймёшь. Позже, я тебе всё объясню. А сейчас мне действительно пора. Слушайся Пелагею.
   Маша видела, что мама не в настроении, на вопросы отвечала неохотно. А лицо её стало мрачнее тучи. Вот-вот женщина заплачет. Позже девочка вспоминала, как не раз слышала её рыдание в подушку. Машенька мысленно обнимала маму: "Не плачь, мама. Я буду ждать тебя"
    Соседка хорошая женщина, всегда помогла Галине. Вот и на этот раз, охотно согласилась помочь. Тогда девочка не знала о том, что случилось. Бабушке на тот момент исполнилось всего шестьдесят. Смерть деда её сильно подкосила. Женщина слабела не по дням, а по часам. Мама не стала огорчать Машу, зная, как она привязалась к бабушке. Однажды ей позвонил сосед, сказал, что Анна совсем не встаёт. Уже второй день.
   — Галина, мы помогаем, как можем, но, ты пойми, у нас своих дел по горло. Сдала бы ты её в дом престарелых, раз забирать некуда.
   Галина с дочерью жили в общежитии, на двоих маленькая комнатушка. Никаких удобств. И эту-то они снимали. Действительно, куда привезёшь маму. Скрипя зубами, она решила оформить её в дом престарелых. Соседка об этом знала. Пелагея сначала пыталась отговорить женщину.
    — Ты ведь ещё молодая. В тесноте, да не в обиде. Я могу помочь, если что, - но, вскоре поняла, это бесполезно.
   — Пойдём, Маруся, мама скоро вернётся, - девочка вздохнула, и нехотя пошла за пожилой женщиной.
   Приехав в родные пенаты, где Галина родилась и выросла, она, ускоренным шагом спешила в свое жилище. Ведь там мама одна. Она так торопилась, что ни с кем не здоровалась, хотя мимо проходящие люди кивали ей приветливо. Все знали об её намерениях. Кто-то осуждал, кто-то сострадал. Сердце сжалось от увиденного, когда она оказалась во дворе старого дома. Господи, за что мне это. Мама лежала на кровати и изредка стонала. Когда пожилая женщина увидела дочку, то не смогла сдержать слёз.
   — Мамочка, не плачь. Я здесь, я приехала.
   Галина не хотела расстраивать маму. Она сказала, ей надо лечиться, и, поэтому, завтра они поедут в такое место, где за ней будет надлежащий уход. Здесь в деревне этого не будет.
   — Мамочка, не переживай, это ненадолго, говорила дочь, вытирая у неё слезы. Я буду тебя навещать.
   Утром сердобольный сосед помог увезти женщину в дом престарелых.
   — Всё, Галина, дальше сама. У меня хозяйство.
   — Спасибо, Егор Иванович. Я сейчас маму оформлю и домой. Мне бы теперь дом быстрее продать. Я не могу в нём находиться. Там всё напоминает о маме.
   Через месяц дом был продан в хорошие руки. Галина положила деньги на счёт, и начала искать жилье для неё и дочери. Не давало покоя то, как она поступила с матерью. Маму она ни разу не навестила, боялась смотреть ей в глаза, сильно переживала. От переживаний сердце у Галины не выдержало. Она умерла рано.  Маруся, в не полных одиннадцать лет, осталась сиротой. Когда девочку забирали в детский дом, Пелагея, прощаясь с Машенькой, сунула ей адрес, где находится её бабушка.
   Машенька воскликнула.
   — Мама сдала бабушку в дом инвалидов?
   — Нет, Маруся, это не совсем так. Дом престарелых, это такой дом, где живут старики, у которых совсем никого нет.
   — Но у бабушки есть я, - и Машенька заплакала, обнимая Пелагею.
   — Поплачь, поплачь, милая.
   — Я обязательно её заберу, как только мне исполнится восемнадцать.


    Всю дорогу в машине Маша рыдала. То, что она узнала от Пелагеи, повергло её в ужас. Неужели мама, её любимая мама могла так поступить. Тогда она многого не понимала в жизни. Но, в её маленькой голове не укладывался этот случай. Маруся представляла себя на месте мамы. Нет, так бы она точно не поступила. В детском доме она долго не хотела ни с кем разговаривать. К ней тщетно подходили девочки желающие познакомиться. Но вскоре, она пришла в себя, и стала привыкать к жизни без мамы. Ребята оказались дружными, правда, за исключением некоторых. Пусть не сразу, но Машенька нашла общий язык с воспитателем. Однажды она подошла к ней в кабинет, и начала издалека. Ей хотелось рассказать о своей бабушке больше. Прежде, чем спросить разрешения навестить её.
   Ольга Николаевна сидела, молча, и слушала. А когда Маша закончила рассказ, сказала, что она знает обо всём.
   — Извини, Машенька, пока ты не можешь навестить её. Пусть она немного поправится.  Маруся, я обещаю тебе, что мы обязательно навестим твою бабушку. Она будет рада видеть тебя.
   — Ольга Николаевна, а она поправится? Я не хочу, чтобы с бабулей случилось тоже, что и с мамой.
   — Ты можешь мне верить, я тебя не обманываю.
   — Скажите, я могу её забрать, когда вырасту?
   — Конечно, сможешь, а сейчас беги, отдыхай.
   Однажды к Марусе подошла воспитатель.
   — Ну, что ты готова ехать в гости.
   — Конечно, готова…, и когда?
   — Сегодня.  Софья Александровна разрешила тебе съездить к бабушке. Так что быстро собирайся. Я тебя жду.
    Ребята были рады за подругу. Девочки предлагали гостиницы: кто шоколад, кто печенье, кто конфеты.
   — Спасибо, подружки. Я рада, что вы у меня такие добрые. Когда приеду, расскажу, как прошла встреча с бабушкой.

   Маруся больше двух лет с ней не виделась. Хотелось быстрее её обнять. И вот она в бабушкиных объятьях. Всё было: и слёзы, и смех. Уходя, внучка пообещала, что скоро заберёт бабушку.
   — Не думай, что я маленькая, я всё понимаю. Вместе мы переживём все невзгоды.
    Действительно, Машенька придавала Анне сил жить надеждой, вернуться в домашний уют и тепло. Они стали чаще видеться. Так время пролетело незаметно. Наконец-то, выпускной. Ещё немного и можно будет забрать любимую бабушку домой. Осталось решить проблему с жильём, и устроится на приличную работу. Учиться никогда не поздно. После выпускного вечера её вызвала к себе директор. Такого поворота судьбы Маруся не ожидала.
   — Добрый день, Машенька. Разреши поздравить тебя с выходом из стен детского дома. Ты меня извини, что я вот так не в торжественной обстановке, мне не хочется других ребят огорчать. Не новость, что все знают о твоей беде. Вот тебе ключи от вашей квартиры. Да, да, вашей. Можешь обустраиваться, и забирать бабушку к себе.
   — Спасибо вам огромное, - сказала Маша, обнимая директрису. Тогда она уже понимала, какое счастье получить свой угол. Не все выпускники, вот так сразу получают жильё. Многие стоят в очереди годами. Деньги от продажи бабушкиного дома, что мама не успела потратить, пригодились для покупки мебели. Пенсия по утери кормильца, тоже была как нельзя кстати.
    Маше хотелось быстрее забрать родственную душу. Но, как найти работу без опыта. Да, и за бабушкой нужен надлежащий уход. Девушка верила, что у них всё получится. Без веры жить нельзя. Теперь они вдвоём решают проблемы по возможности.
    Берегите и любите друг друга, что бы вам это не стоило.


      Марина Мальцева,
   гКрасноярск,22.04.2023г