Это опасное слово свобода

Игорь Вайсман
 «Если ты даёшь людям свободу, подумай о том, как они ей распорядятся».
                Произнёс Виталий Третьяков

       Слово «свобода» часто награждают положительными эпитетами: желанная, сладкая и т.д. В представлении подавляющего большинства свобода – безусловная ценность, не подверженная никаким сомнениям, к которой нужно стремиться, за которую нужно сражаться, добиваться, желать, мечтать….
       Однако стоит задуматься над тем, что в языке ряда азиатских народов, ведущих традиционный образ жизни, это слово – синоним выражения «сорвавшийся с цепи».
       Мне же пришла в голову мысль, что наиболее подходящий эпитет для свободы: опасная. Основан он на том психологическом воздействии, которое данное слово производит в массовом человеке.
       Психологи почему-то не проводят соответствующих исследований, хотя возможно мне о них не известно (значит, исследования недостаточно освещены в СМИ). Но если обследовать то влияние, которое ощущение свободы производит с психикой человека, я почти уверен, что эпитет «опасная» выйдет на первый план.
       Я не психолог, тем не менее, попытаюсь описать это воздействие.
       Итак, когда среднестатистическому человеку говорят, что отныне он свободен, это производит в его сознании эффект, аналогичный алкогольному опьянению, что-то резко бьёт в мозг и нападает некая бесовская энергия. В наше время это ощущение хорошо передаёт выражение «крышу снесло». То есть можно говорить о состоянии изменённого сознания. Человек чувствует повышенную бодрость, но совершенно не понимает, что ему предпринять.     Тут много зависит от обстоятельств. Если подвернутся под руку любители горячительного, он с удовольствием напьётся с ними, а чего бы не напиться, если он свободен! А если после распития компаньонов потянет на сомнительные подвиги, то совсем не исключено, что и одаренный свободой к ним присоединится.
       «Каждый из нас, основательно исследовав человеческую природу в своем собственном сердце, поймет, что когда свобода принадлежит всем, тогда не остается средств управлять людьми как народом, – писал Жозеф де Местр.
       Человек, вышедший из заключения, как и вернувшийся из армии солдат сверхсрочник, некоторое (иногда довольно длительное) время не знают чем заняться и ведут бессмысленный образ жизни. Как отдельный человек, так и народ в целом гораздо лучше чувствуют себя встроенными в определенный порядок, а если этот порядок соответствует их убеждениям, то чувствуют они себя совсем хорошо.
       Иван Бунин в одной статье писал про орловского мужика, сказавшего следующее: «Мы, батюшка, не можем себе волю дать. Я хорош, добер, пока мне воли не дашь. А то я первым разбойником, первым грабителем, первым вором, первым пьяницей окажусь».
       С древних времён известно, что подавляющее большинство людей всегда предпочтёт лёгкий путь сложному. Сложный путь – это путь достижения поставленной цели, совершенствования, работы над собой. Лёгкий – наоборот, он подразумевает также желание обходить не только трудности, но и нормы морали вместе с Кодексом государства.
       Совершенно естественно, что массовый человек, одаренный свободой, по лёгкому пути и пойдёт. Путь совершенствования выберут единицы. Так что же хорошего для общества в свободе и не прав ли я, назвав свободу опасной?
       Что, безусловно, имеет ценность, так это свобода творчества. Вот только творчеством занимаются жалкие несколько процентов от всего человечества. Либеральные же идеологи старательно распространяют свою свободу на всех представителей нашего вида.
       Очевидно понятия «свобода», «свободный выбор», «свободная воля» следует исключить из списка общечеловеческих ценностей. И больше уделять внимание противоположным ценностям, таким как необходимость, обязанности, ответственность, долг и порядок.