Перечитывая Оруэлла, или притча про дом на песке

Тэми Норн
В первый раз я прочитала известное «1984» лет в 20 с небольшим, мое тогдашнее впечатление можно было бы описать одной фразой: «Надо же, кошмар какой беспросветный!»

А недавно перечитала эту книгу, что породило цепочку интересных мыслей. Сначала я подумала, ну что ж Оруэлл так безысходно-то написал? Ну хоть какой-то лучик света бы оставил. Пусть там даже погиб бы главный герой, но хотя бы перед смертью, хотя бы в мыслях осознал и проявил себя несломленным.

Дальше, в процессе обсуждения этой книги в сети, один человек высказал мысль, что автор написал о том, как не надо поступать. Нарисовал людей, которые в принципе неспособны к результативной борьбе против Системы.

И тут у меня появилась четкая ассоциация с евангельской притчей о домах – построенном на камне, который устоял, и построенном на песке, который пал.

Что вообще значит – дом на камне? Что такое этот прочный фундамент, сберегающий от разрушения построенное на нем? Мне думается, что это некая идеология, вера, принципы, осознание цели. Ради чего я живу, ради чего я умираю. И если нет вот этого самого важного, то сам по себе протест, даже самый активный и агрессивный – ничто.
 
Да и описанный в книге Оруэлла протест какой-то странный. Воздержусь сейчас от критики небрезгливого неразборчивого секса, это тут не главное. Но согласие героя бездумно выполнять любые приказы и даже творить насилие над ни в чем не повинными людьми меня просто убило.

Извечный вопрос, оправдывает ли цель средства? На него, конечно, можно ответить – смотря какая цель и смотря какие средства. Но дальше встает следующий – совершая преступления, оправдывая грехи ради достижения самой благой цели – не обрекаешь ли ты себя на поражение? Либо не достигнешь вовсе, либо, достигнув, тут же потеряешь и увидишь крах того, чему посвятил жизнь.

Как же все-таки чудовищно страшен мир без Бога, а значит, и без надежды...