И опыт сын ошибок трудных...

Элла Титова
               
Школа, к которой учился мой сын Миша, выходила окнами на жилой дом. Разделяли два этих здания трамвайные пути

Центр города, все дома  старинные. Вход в подвал жилого дома почему-то никогда не закрывался, а вентиляционные отверстия, располагающиеся с фасада,  тоже были не заколочены, как это бывает сейчас.

Директорский кабинет располагался на первом этаже, вентиляционные проемы были хорошо видны.

Для тех, кто не читал остальные истории цикла, скажу, что с классной руководительницей сына, Верой Николаевной, у меня были особые отношения, потому что она в свое время учила и  меня.

В один прекрасный день, а это была суббота,  директор школы Лариса Петровна, которую дети называли между собой ЛариОсиком и Вера Николаевна по прозвищу Верунчик обсуждали в кабинете директора детали предстоящего педсовета. Они когда-то вместе начинали в этой  школе и поэтому давно были на «ты». Лариосик подошла к окну.

— Вера, иди, посмотри, куда это так целенаправленно двинулась компания твоих самых главных хулиганов?

Миша в окружении троих приятелей пересекал трамвайные пути. Они двигались к дому напротив.

— Да они явно что-то опять задумали… Смотри, заходят в дом. Насколько я помню, никто из них в этом доме не живет.

— Вера, может,  ты сразу за ними сходишь, посмотришь, пока они дом не разнесли! Уж явно  не бабушке какой-нибудь помогать отправилась эта тимуровская команда.

— Лара, ну зачем ты так сразу о плохом? Давай подождем.

Верунчик начала сортировать классные журналы.
Прошло минут десять.

— Вера, иди, полюбуйся, твои балбесы курят в подвале! Это же надо так удачно выбрать место! Уж курили бы прямо у меня в кабинете, чего уж там…

Верунчик решительно направилась в гардероб. После показательной «порки» у директора она  позвонила мне и велела немедленно прийти в школу.

— Что с лицом? — спросил муж.

— Это Верунчик звонила, Миша курил напротив школы в каком-то подвале. Нужно идти за ним.

— Смотри, не убей дитятку  по дороге, — трогательно наставлял муж.

Миша сидел у Верунчика в кабинете.

— Забирай свое стихийное бедствие. Ох, чувствую, недолго ему осталось учиться в нашей школе…

Мы,  молча, поплелись к дому.

«Отлично началась суббота, а ведь было «планов громадье», — с тоской размышляла я.

Как говорилось в известном фильме, «так и тянуло устроить скандал».

Дома после недолгого совещания мы позвали Мишу на кухню. Все разбирательства обычно происходили именно там, и поэтому кухня называлась «пыточной».

— Ну, что, Миша, начав курить в десять лет, ты выбрал трудный путь, ну а зачем нам, собственно, лЁгкие?

Я некстати хихикнула, но Миша шутку про легкие не оценил.

— В принципе, это, конечно, твой выбор, но мы с мамой не понимаем, зачем было курить в подвале, да еще прямо напротив директорского кабинета?

«Интересно, к чему это он клонит?» — подумала я, насторожившись.

— Ты же знаешь, что дома есть сигареты, знаешь, где они лежат… Дома курить гораздо комфортней, мы сейчас этим с тобой и займемся.

Муж протянул Мише пачку «Pall Mall».

— А что, разве можно? — недоверчиво спросил сын, неловко вытаскивая сигарету.

Муж галантно поднес зажигалку.

Да, уж, живя в нашей семье, в театр можно было не ходить.

— Нет, Миша, ну так не пойдет, не в затяжку курят только всякие пижоны. Настоящие мужики курят по-настоящему!

Миша затянулся и сразу же сильно закашлялся.

— Давай сразу второй раз, чтобы было легче!

Миша натужно кашлял, из глаз текли слезы, он уже был бардового цвета.

— А я не умру прямо сейчас? — с трудом хрипел он, меня тошнит.

«Маленький мальчик с детства курил,
Позже его проглотил крокодил,
Гадкого зверя неделю тошнило,
Миша, кури, не жалей крокодила!» — ободряюще продекламировала я.

— Да, кстати, Миша, Вера Николаевна говорила, что у вас был изъят джин-тоник?

— Я не успел его попробовать, —  хрипел Миша, за нами уже Вера Николаевна пришла. Ребята говорили, что он сладкий.

— Какое упущение! —  абсолютно серьезным голосом сказал муж. Предлагаю попробовать прямо сейчас, заодно и кашлять перестанешь! Я сейчас за джином - тоником схожу.

— Миша, ну что же это такое-то а? — включилась я в воспитательный процесс. Ну, скажи, зачем тебе все это нужно, что тебя все время на какие-то подвиги тянет?

Миша молчал, таинственно окутанный сигаретным дымом.

— Мам, можешь окно открыть, меня сейчас стошнит!

Явился муж с банкой джина.

— Миша, я смотрю, курить ты больше не хочешь, тогда тебе вопрос на сообразительность про Петю и Колю.
 
Мне, кстати, тоже стало интересно.

— Вот слушай: Петя выкуривал в день двадцать сигарет, а Коля выкуривает  — десять.

— Ну и что? — просипел Миша.

— А то, Миша, тебя не смущает, что о Пете говорится в прошедшем времени?

Миша реагировал слабо.

Пока муж стоял к нам спиной и открывал банку с джином, он успел плеснуть туда изрядное количество водки.

— Ну, о твоих выдающихся умственных способностях мы знаем от Веры Николаевны, так что давай пробовать джин-тоник.

— Кстати, твои приятели тебя обманули. Джин-тоник достаточно крепкий напиток. Вот убедись сам.

Адская смесь была налита из банки в стаканчик.

— Пить нужно залпом!

Так и было сделано. Миша вытаращил глаза и начал хватать ртом воздух.

— Отлично, теперь срочно закурить, и будет тебе счастье!

— «Вечер перестает быть томным», — подумала я.

Прошло минут десять. Мы с мужем обсуждали тяжелую  мужскую долю. Вдруг Миша сорвался с места и бросился в туалет. Его рвало довольно сильно. Мы оба поддерживали его с двух сторон.

— Миша, вот в одной питерской школе был такой случай. Учительница объясняла детям, что тот, кто курит, — никогда не вырастет! При этом она достала пистолет и убила Сидорова…

 Дальше были горячий душ, горячий чай и исцеляющий сон.

— Растут дети, — вздохнул муж, скоро будет,  у кого сигаретку стрельнуть. Красота!