Задание 12. 2. ЕГЭ-23. Литература. Сопоставление г

Лариса Батаева
   Задание 12.2. ЕГЭ-23. Сопоставление героев. ЛИТЕРАТУРА.
12. 2. Герои-антагонисты в пьесе А.Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.
        Психологический антагонизм – конфликтная ситуация между людьми, когда противостояние между ними не разграничено, но увеличивается: сами конфликтующие не могут понять, в чем их разногласия,  и  любая встреча может привести к открытому столкновению. Говоря об антагонизме героев пьесы, начну с приема «говорящие фамилии»: Кулигиными на Руси называли людей, оригинально мыслящих, умельцев. Таков Кулигин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Дикой – вспыльчивый самодур, обладающий «диким характером». Его ненавидят и боятся. 
          Горожане считают Кулигина  мечтателем, образованным (цитирует оды Ломоносова), однако его идеи  и изобретения не находят применения, поэтому к нему относятся снисходительно и насмешливо. Отношение горожан к героям – «лакмусовая бумага»,  которая позволяет сделать вывод,  что он  человек начитанный, умный, любит природу и свой город, готов «свои труды … даром положить»  или сделать вечный двигатель,  чтобы деньги за него получить: «… я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки».  У него государственный подход к обустройству Калинова: «Работу надо дать мещанству-то». С уважением относится к русским ученым:  «Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания». Однако он удручен тем,  что в Калинове «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»,  но больше всего огорчает его невозможность что-то сделать для людей: «Нечего делать, надо покориться!»  В разговоре с Диким укоряет его, что тот не хочет ничего делать для жителей города, нет у Дикого воли на доброе дело.  Обличая жестокость Савела Прокофьевича, говорит, что Дикой  готов «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели». Кулигин вежливо просит  Дикого дать деньги,  чтобы установить на бульваре солнечные часы «для общей пользы», однако получает в ответ презрение, злобные обвинения и унижение: Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».  Единственный раз Кулигин выразил протест, когда вытащил тело утопленницы: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»  Для такого человека, как Кулигин, самым главным в человеке является его душа, неподвластная  жестокости горожан.  Он способен сопереживать людям. Тихону он сочувствует, в разговоре с Тихоном   говорит, что врагов прощать надо, и жить своим умом.
           Савел Прокофьевич Дикой – антипод Кулигина. Он ненавидит всех, кроме Кабанихи,  которую уважает за ее ум и жестокий нрав. Его способ настроить себя на жестокость -  «Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет» - уникален. Хитрость, врожденная ненависть к людям, «заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет», делают этот образ просто мерзким. Трудно поверить, что таким может быть человек. Дикой, да и только! Да и жители Калинова не лучше: «У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…» В такой среде трудно быть добрым, совестливым,  умеющим откликаться на чужую беду. «Хозяева» жизни – необузданный Дикой и его двойник (только похитрее) Кабаниха -  не выживают – правят! «Что я, под началом, что ль, у кого?»  Безнаказанность, самодурство вызывают протест окружающих. Не все смеют его высказать, смиряются, но гроза пробивается через сгустившиеся тучи. Кулигин его выражает словесно, Катерина – поступком, протестом, «доведенным до конца».
            Автор осознает силу противоборства, конфликт антиподов разрастается, он силен и неподвластен никому. Он заявлен драматургом в названии пьесы – «Гроза».  Придет гроза, небесная стихия, и сметет с земли невежество, грубость, ненависть,  и всем откроется чистое синее небо, сойдет на всех благодать. Думаю, зрители спектакля и читатели пьесы тоже на стороне драматурга,  ведь Островский создал типичные характеры в типичных обстоятельствах: герои живут в эпоху домостроя,  где правит жестокость, лживость и нет места героям-одиночкам,  не желающим подчиняться мракобесию.