Временность

Валерий Иванов-Виленский 22
Публикация главы из книги
«ТРИАЛЕКТИКА – новая философская система» (2001 г.)

“Ибо видимое временно, а невидимое вечно”. Св. ап. Павел.77
“В писаниях Зендавесты: Истинный творец есть время.” Ф.В.И.Шеллинг.78

Много, очень много слов, гаданий, мыслей и рассуждений создано цивилизацией для того, чтобы понять время, а ещё более - для того, чтобы “приручить” его. Нет, наверное, для Человека более таинственного и более желанного Сущего, чем вечно ускользающее время.
Соотнесёмся здесь и мы с ним, но не как с таковым (как и всем прежним, нам не за что будет “ухватить” время), а как с принципиальной физисной категорией - временность, которая не отвечает сама по себе на прямой вопрос, “что есть время?”, но показывает системную сущность данного феномена. Конечно, это только своего рода интеллектуальная “затравка” к новому, как мне думается, системно-математическому, целостному рассмотрению этой физисной категории. Само определение время претендует на отдельное, более детальное исследование. Здесь же обозначена наша позиция относительно этой, бесспорно, Божественной прерогативы выражения действенности, посредством основополагающей физисной триады, где временности отведена позиция в ряду диадных чисел, начиная с цифры 2.
Сказать, что временность, равно как действенность и пространственность, системная категория, значит ничего не сказать, потому что ничего внесистемного нет. Правда, Плотин, определяя две формы построения системы, одну - индуктивную, другую - дедуктивную, относил время, впрочем, и безвременье - вечность к примерам индуктивного системопостроения.79 Этот древнегреческий философ писал: “Временное возможно только в том случае, если есть не-временное, вечное, и что временное есть только подвижное вечное. Поэтому не правы те, кто, нпр. приравнивает время движению или мере движения, или вообще мыслит его как некий придаток движения.”80 Он правильно понимает, что число и время суть не чувственные, но смысловые конструкции, и их надо обсуждать как таковые, т.е., исходя из наших констатаций, системно. Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что в отличие от современной системы физических воззрений, а вслед за ней и философских (в сущности дуалистичных), которые крепко “вяжут” пространство-время, Плотин крепко “связывает” диаду движение-время (действие-время). Глубина мысли философа содержит в себе столько разноликих аспектов исследуемого, что позволяет повсеместно находить крупицы истины в его учении. Взаимоотношение вечного смысла (который обусловлен Идеями НООСа) и временного системно обусловленного качества вещей как раз и характеризуют индуктивный путь построения системы с её имманентным триадны м физисом время. “Временное всё время становится, т.е. становится вечным. Временное есть сплошное и текучее становление вечного и достижение его. Временное, значит, есть степень вечного и то и другое подражание ему. Вечное есть то, что присутствует абсолютно во всех моментах временного, ибо движение предполагает, что движущееся остаётся самим собой во все моменты своего подвижного изменения; иначе движение и изменение рассыпается на бесчисленное количество абсолютно дискретных друг другу мельчайших частиц. Отсюда - вывод, что становление ничего нового не привносит в вечное, а только даёт его в аспекте сплошной размытости и текучести.”81 - по существу переменчивости - временности.
[N.B.  Продолжая логику представленного рассуждения, комментируя Плотина, А.Ф.Лосев пишет: “Сущим надо считать неподвижный смысл (по существу, это не что иное, как сам НООС - В.И.), а становящаяся вещь (или становящийся смысл) есть уже смесь сущего с не-сущим (что есть не-сущее? - В.И.), так как становление есть лишь степень сущего, а именно только ещё достигание его. Но тогда не-сущее в своём абсолютном качестве не-сущего есть не просто отсутствие сущего, но - принцип оформления сущего как своей степени, принцип воплощения сущего в ином, которое, не будучи чем-нибудь самостоятельно-субстанциальным, есть акт самополагания сущего в качестве становящегося сущего. Не не-сущее имеет силу, но сущее добровольно (?! - В.И.) отказывается (?! - В.И.) от части своей силы.”81 Знаки недоумения отражают факт имеющих место спекуляций разума относительно действенного прагматизма НООСа. И все же время является инструментом познания, т.к. сущность Человека заключена в самом времени.]

Прежде чем непосредственно соотнестись с физисной категорией временность, сделаем отступление и соотнесёмся с таким известным нравственным аспектом времени, как зло.
Время не есть зло, которое мы обычно концентрированно отождествляем с понятием “чёрт”, “дьявол” или же, скажем, “злой дух”. Дьявол проявляется через человека, а точнее через отношение человека и социума - через социум, по существу. В социуме дъявол выступает в определённом человекоподобном или зверином образе - во всяком случае в форме некоего живого существа (действенного организма), причём его действие детерминировано временем, т.е. непостоянно. Поэтому можно сказать, что лишь материализованное, детерминированное действие только и может  являть собой ипостась, которую мы называем “дъяволом”. Но время само по себе - не материализованный субстрат.
[N.B.  Материализованное время (“чёрт”) - это “схоластическое время”, фетишизированное время, примером которого могут служить и служат деньги. Не путать с самими номиналами на деньгах. Цифры и числа, как таковые, не есть время, ибо, являя собой систему, безвременны. Они абсолютно пространственны (а значит, не имеют формы, которая всегда относительна), поэтому содержат в себе имманентно-триадно абсолютную действенность и абсолютное время, т.е. - безвременны. Исходя из рассуждения, определяем место материализации там, где находится некое  внесистемное - Ничто.
Но внесистемного не существует и Ничто также детерминировано несоразмерными ему системами, а там, где системы соразмерны Ничто, Ничто уже не Ничто по отношению к тому, что соразмерно.
Где же тогда образуется материя или то место, где она “лежит”? Ответ простой - материя никогда не образуется. Она всегда есть, потому что она, как таковая, безвременна, поскольку системна. Только то, что несоразмерно для данной системы (в том числе для Человека), и является константным (незыблемым), нематериальным для неё. Несоразмерно то, что не имеет в действенности - количественности (различности), во времени - угловатости (смещённости), в пространственности - площадности (поверхности, форменности). И все это, если учитывать системность, должно рассматриваться интравертно, нейтрально и экстравертно для каждого из названных физисов, определяющих систему. Определённая Умная несоразмерность между всеми физисными факторами, трёхмерно - векторно определяющими данную систему, и являет собой фиксируемую нашим разумом материю - некую математически определённую энергийную действенную инертность, которая так или иначе в содействии оформлена. Если несоразмерность наличествует только по двум или одному физисному фактору, так или иначе направленному, то мы говорим не о материальности предмета, а о его нематериальности: духовности или условности (понятие потенция здесь неуместно, т.к. употребляется нами, как определение действенности абсолютного изначального экстраординарного принципиального “нулевого” физиса).]
Есть ещё один аспект времени, определённым образом связанный с нравственным понятием времени: добро и зло.  Фактор времени в субъективном понимании, вернее, в ощущении человеком, возникает лишь в случае стремления к вожделенной цели, которой он не достиг. Такое время - прагматический, положительный для данного человека фактор, раз уж он желает чего-то. И отрицательный, поскольку являет собой некий мерный (или как-то ещё фиксированный) интервал между вожделенной целью и данным человеком. В самом процессе постижения непосредственно данной цели отрицательный фактор времени исчезает.
[N.B.  Человек, не ставящий перед собой целей (в принципе такое невозможно, ибо инстинкты заставляют искать ежедневно хотя бы пищу, а рефлексы - съедать её), не обладает временем вообще и, следовательно, это вообще не человек и даже не животное, не живой организм.]
Понятие времени в разумном человеческом аспекте его восприятия: вожделение цели обременено временем; достижение цели обременено действием и пространством (много-мало, достаточно - недостаточно). Поэтому нравственный фактор времени, если он возникает (в связи с несоответствием ожидаемого с наступившей действительностью), - всё же не основной, т.к. время, как фактор, имеет относительную, дуалистическую сущность. Время никогда не имеет “настоящего”, а только - прошедшее и будущее.
[N.B.  Именно поэтому диалектика не смогла понять фактор времени (составную физисную категории - временность) и пыталась хоть как-то “урезонить” его, смешивая с фактором пространства.
Через самоё себя себя не познаешь. (Через самоё само ничего не бывает!) Диалектика, будучи методически линейно-последовательным принципом познания Сущего, оказалась не способной решить задачу о времени и уразуметь сущность времени.
Субстрагированная субстанциональность, дискретность Сущего - суть основа понятой Умной физисной категории временность, но только триадно, с физисными категориями действенность и пространственность. Через форму становится возможной исчислимость, в том числе и времени.]

Время конкретно-системно. Временность - Умная абсолютная физисная категория. Поэтому время в сущности не линейно, но Умно поступательно и, значит, циклично. Цикличность-нелинейность времени имеет внутренюю (имманентную) обусловленность. Такой обусловленностью времени является триадность принципов экзистенции субстрагированных субстанций Сущего, безусловно нераздельно едино системно соединяющая в себе его двойственную неопределённость (прошедшее-будущее) и тройственную модельность (системность): действенную векторность в неопределённом потентном пространстве НООСа. Системность, имманентно носящая и  “накапливающая” в себе время извне, постоянно уменьшает его накопление, т.к. в процессе своего субстанционального элементного роста “приход времени” в пропорции к тому, каким временем на данный момент данная система обладала, соответственно уменьшается. Только бесконечно малое (нпр., для Человека - точка) в бесконечно великой действенности (нпр., движении) будет обладать практически бессмертием (нпр., частичка атома протон). Нельзя назвать ни одну бесконечно огромную систему Вселенное, которая не была бы бесконечно малым субстратом Вселенное. Поэтому системы на различных уровнях проявления сознанию бессмертны и целостны, в том числе: (1) полей, (2) интраатомарном, (3) атомарном, (4) химическом, (5) молекулярном, (6) органических соединений, (7) природных биоценозов, (8) социальныхобразований, (9) культурных формаций, (10) хозяйственния, (11) научной - цивилизации, (12) планетарном, (13) звёздном, (14) галактическом, (15) интергалактическом, (17) экстрагалактическом и т.д.
Аристотель писал: “Раньше” и “позже” в отношении к числам может иметь только логический, а не временной характер”, и далее - “даже и логически первая единица есть такая же первая, как и вторая, потому что совершенно безразлично, откуда начинать счёт, и к структуре числа это никакого отношения не имеет.”82 Сами по себе числа безвременны, вне времени.
[N.B.   Несколько удаляясь от понятия времени, скажу, что в приведённом рассуждении рассматривается случай с порядковой, экстравертной потентной пространственной единицей, а не с интравертной - энергийной количественно-пропорцированной единицей. Как было сказано, разница между интравертными и экстравертными системами есть, и она принципиальна.]
“Становление не может иметь ни начала, ни середины, ни конца, ни какой бы то ни было вообще различимой точки внутри себя. Становление не состоит равно ни из каких точек. Оно всё время алогически плывёт, расплывается; и в тот самый момент, когда вы двигаетесь за какую-нибудь определённую точку, в этот самый момент ваша точка исчезает, уходит в прошлое и заменяется бесконечностью новых точек.”83 Здесь понятие времени смещено, в том смысле, что оно употребляется и как время интрасистемное - собственное время системы под названием река, и как время внесистемное (не собственное время системы под названием река), внешнее, т.е. время того, кто в неё входит. И поток реки, и входящий изначально, априорно каждый сам по себе как функционирующие оформленные системы живут в разных временах. Эти собственные времена каждой из названных систем никогда не смешиваются и не смещаются. Каждое время самостоятельно соотносится с третьим, общим для них временем взаимодействия. В данном примере рассматриваются две взаимодействующие системы и третья система - вхождение, процесс, имеющий собственное время, опосредованно, через другие элементы названных соотносящихся систем, соотносящийся с двумя названными временами. Есть ещё и четвертое время в рассматриваемой древнегреческой апории - умное, которое как раз и позволяет констатировать всё происходящее в определённом времени, а не просто во времени.
[N.B.  Становление во времени, по А.Ф.Лосеву, слепо и аморфно. С этим абсолютно нельзя согласиться. Сущее закономерно, детерминировано количественно и градировано пространственно, сущее трасформируется, перемещается, движется согласно законам природы, в том числе и физики, и хаоса в этом, при этом, в связи с этим - нет и не может быть. Всё просчитано! Случай - это выраженная в констатированном нами действии, не понятая нашим сознанием закономерность, поэтому только наше несовершенное сознание (не путать с понятием “разум”), наш недостаток знаний, а отсюда видения и понимания происходящего, всё это и позволяет А.Ф.Лосеву говорить, что становление - есть некое вечное беспокойство и как бы вечная тревога. Но это - чистый психологизм: субъективный, чувственный, эмоциональный. Тем не менее А.Ф.Лосев писал, что первопринципом лучше считать становление.84 Имманентную логику этого великого философа, проявившуюся в данном рассуждении, можно понять, зная его трудную личную судьбу.]
Как мы констатировали, физис временность - двумерен, в принципиальной физисной триаде - символ двойка, который не имеет определения “настоящее время”, или просто “время”. То, что мы называем настоящим временем (время) - Нечто, но не собственно время, и это Нечто сублимировано (представляется) другими факторами, которые мы называем для собственного удобства настоящим временем. Другими словами, настоящее время (раз уж нельзя обойтись без этого определения) - это Нечто эфемерное, бесконечно короткое, отсутствующе-короткое.
[N.B.  Определение “короткое” - не временное, а пространственное по своей сути. Собственное определение времени должно быть “переменчивое” (“переменное”) и с указанием количественной мерности: насколько переменчиво (периодично) - скорость такой изменчивости некоей осциллирующей системной действенности, т.е. количество колебаний в интервале между соразмерно формально фиксированными фазами изменений.]
Время - это интервал между прошлым и будущим. В этом смысле можно сказать и так: время - суть пауза, интервал, “дырка от бублика”.
[N.B.  Нет “дырки” и нет “бублика”, а есть “рожок”. А вот “дырка” без мебиусного “бублика” Вселенное есть абсолютное потентное время, которого, как вы правильно понимаете, - формально, самого по себе, нет. А что есть неформально - я не знаю.
К определению временности можно отнести и следующее выражение: противоположность двух обусловлена третьим - временной паузой. Только потом, помня первый закон диалектики Гегеля, - уже “борьба”, или “неборьба” противоположностей.]
Такая пауза для человека - это его жизнь, как замкнутая Троица человеческая, со всеми обратными связями в ней. Это и пауза между ударами сердца, когда оно “не бъётся”. Правда, мы не говорим в данном случае, что между названными натуральными интервалами - паузами работы, скажем, сердца, человек мёртв, потому что понимаем человека именно как большую целостную систему, состоящую из большого числа общеслаженно, но и по-своему функционирующих элементов. Время - это и есть, по существу, обратная связь, гармонизирующая функцию разрозненных (дискретных) элементов в любой системе. Или - ещё более обобщённо, временность - гармонизатор Сущего и его вечный стабилизатор, благодаря чему и Ничто не возникает вновь и Нечто не исчезает в Ничто, и на Всё - время, ибо Сущее не имеет времени. Временное определение Сущего - есть!
Настоящее время - это чисто системное определение, вернее, систематизированное триадное определение данного физиса действенности и само по себе невозможно вне разумно вводимой нами физисной категории, отражающей объективную организацию элементов Сущего: Ничто, Нечто, Всё - системно. Вне Сущего ничего нет и быть не может.
Время, будучи дуалистичным, имманентным физисом систем Сущего, “делает” (определяет, обусловливает) их двойственными, разумно соотносит различные системы с сознанием человека как вечные и переменные. Мир осознаётся нами так потому, что само по себе абсолютное время (временность) никак не определёно.
Время внутри системы эквивалентно энергии (инертной энергии). Инерция по существу - эффект проявления обратной связи (Умная идея самоотражения). Время является разумным мерилом обратной связи. Оно количественно-мерно характеризует обратную связь в системе.
[N.B.  В свою очередь энергия системы характеризует её пространственность.]
Временность дуалистична, зеркально самоотражена, она градирована, диадна, а значит, имеет признак (характер) систематизированной интравертности и нейтральности. Иначе, впрочем, и не может быть из-за принципа триадности физисов, обусловливающих экзистенцию Сущего.
Временность фиксируется в континууме некой действенности менее стабильных содействующих систем на данную, более стабильную, содействующую систему. Последняя, системно (разумно) мерно градированная, константная - являет собой мерное время. Благодаря такой системе (нейтральной по отношению к взаимодействующим) определяется мерный континуум системы данных взаимодействий.
[N.B.  По сути дела время - это комплексно (четырёхмерно) оформленное единосистемное пространство.]
Определяя время, констатируем его на третьем (до этого: 0,1), функциональном уровне существования Умных идей, фиксируемых принципиальной триадой физисов, который формально обозначен двоицей (числом 2) и проявляется вслед за принципиально-системно-математически обусловленными НООСом:  0 - обнулёванностью (потенциальностью, принципом) и 1 - единичностью (действенностью). 2 - двойственность (временность) расположена в физисной триаде перед 3 - тройственностью (пространственностью).
[N.B.  Поэтому принципы и действенность вечны, сама временность - безвременна, а вот пространство принципиально детерминировано действенностью во времени.]
Переменное реализуется на третьем, самостоятельном, действенно нейтральном факторе для данных взаимодействующих систем. Время устанавливается как для самой системы (предмета, организма-организации, формы), так и для соотношения с окружающим данную систему миром, посредством переменного действия -  соотношения в пространстве и на пространстве. Систематизированные импульсность, периодичность и количественность - вот детерминанты времени, но сами по себе они не являются ещё тем, что может как-то описать время. Только соотнесенные с более устойчивой действенной системой, равноколичественно градированной нашим разумом, они становятся атрибутами времени, характеризующими его собственными физисами. Фактически та разница, которая возникает между известной нам градированной системой и неким импульсно-периодичным количественным действием, и являет нам собой время последнего действия. Это третий производный фактор взаимодействия Нечто.
Исходя из этого, следует, что Ничто времени не имеет и не может иметь. Только чисто спекулятивно можно предположить, что Ничто имеет некое своё собственное, имманентное время, о котором нам никогда ничего доподлинно не будет известно, ибо в тот же момент, когда мы объявим обратное, Ничто уже станет Нечто, т.е. будет уже другим.
Временность системно-поступательна (пространственный признак), но не линейна по отношению к абсолютной пространственности. Она не может быть пропорционально детерминирована пространственностью. Иначе было бы - просто пространственностью. Временность ни в коей мере не может быть идентична пространственности и другим названным физисам. В противном случае она никак не констатировалось бы (в частности, нашим сознанием).
Временность, наряду с потенциальностью, действенностью, пространственностью, самостоятельный системный философский физис, обязательный для разумного рассмотрения Сущего.
Отделив абсолютную временность от системного времени, обобщая сказанное, определим, что есть время для системы систем:
0. Время потентное - абсолютное(вездесущее), омнипотентное Сущее, констатирует единство и детерминацию, трансформация(время нет);
1. Время линейное - внутреннее (интравертное), определяет компенсацию отсутствующего компонента потентной форменности за счет действенности сложения (время индивида);
2. Время цикличное - поверхностное (имманентное), определяет компенсацию отсутствующего компонента интравертного и нейтрального (или только второго), собственно действенности засчет перемещения, потенцирование (время субъекта, как части целого и вместе с целым);
3. Время импульсное - поступательное (экстравертное), определяет компенсацию отсутствующего компонента - интравертного, нейтрального (или первого и второго) или компенсацию только третьего собственно полевого пространственного за счет действенности движения, пропорцирование во внешней, более стабильной, осознанной и, следовательно, систематизированной окружающей среде (время цивилизации).

Временность - нейтральный количественный показатель (фактор) для данной системы. Однако данная система может влиять на количественные параметры времени других систем через собственно системные физисы, когда адекватно (гармонично, сосистемно, соразмерно) или неадекватно (не гармонично, несосистемно, несоразмерно) “вписывается” в окружающую среду - в сосистемы. При адекватном сосистемном взаимодействии с окружающей средой данная система более стабильна и её временной показатель будет количественно зависеть прежде всего от имманентных, внутренних свойств, гармонии составляющих её элементов между собой. При неадекватном - временной показатель данной системы будет количественно меньшим, а сама система менее стабильной во временном выражении.
Бесспорно, измерение времени - это Божественная прерогатива: действенности потенции в пространстве. Человек покусился на неё, ввел для этого соответствующую числовую систему. Цивилизация определила систему исчисления времени как шестиричную, что соответствует градусному измерению окружности (некой определённой целостности): 1 минута=60 секунд, 1 час=60 минут и т.д.
Время описывает цикличные процессы, т.е. такие, которые имеют свойство повторяться. Поэтому время в сущности не линейно, но умно поступательно. Это отличает процессы, измеряемые временем от простых линейных поступательных процессов, которые измеряются десятиричной количественной системой. (В свою очередь открытое пространство измеряется в тригонометрических функциях).
Собственное время существования формализованной (материализованной) системы эквивалентно энергии проявления обратной связи между элементами данной системы, а также с другими, находящимися вне её. Для людей время является разумным мерилом обратной связи между элементами в системах. Пока есть обратная связь между материализованными элементами системы формально есть и сама система, и мы можем измерять её время действия. Нейтральным инструментом для фиксации времени являются часы.

Сноски
77. 2-е коринфянам.Г.4.Ст.18.
78. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения. - М.1984.Изд.Мысль. Т.2. С.497.
79. Лосев А.Ф. Миф-Число-Сущность. -М.1994.Изд.Мысль. С.748.
80. Лосев А.Ф.Ibidem. - С.736.
81. Лосев А.Ф.Ibidem. - С.749.
82. Лосев А.Ф.Ibidem. - С.560.
83. Лосев А.Ф.Ibidem. - С.427.
84. Лосев А.Ф.Ibidem. - С.431.
.................................................

P.S. Сущность понятия «ВРЕМЯ» культурогенна, т.е. его можно рассматривать как фактор, в основе которого осмысленное на табуированной, - а значит культурной платформе, - сущности переменности различных форм окружающего людей мира по отношению к их желаниям (знаниям), устремлениям (воли) и возможностям (потенции – свободы). Другими словами, «время» осмысленно характеризует лишь формальное – предметное (пространственное) выражение окружающего людей мира, который сам по себе вечен, поскольку открыт и перманентно познаваем в различных его формальных проявлениях человеческому сознанию.