Делиция

Кристина Бенске
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. КАРТИНА ПЕРВАЯ.

Больничная палата: тусклое освещение, скрипучая кровать, с веревками, привязанными к ее ножкам, неподалеку от нее стоит старый деревянный стол и стул.
Девушка лежит на кровати. На ней надета длинная белая сорочка. Она потихоньку просыпается и старается приподняться с кровати. Но ее начинает шатать в разные стороны и она с грохотом падает на кровать.

Девушка. Я сплю? (оглядывается.) Нет, я не сплю... (истерически смеясь.) А даже если и сплю, то разве может мне сниться такое ужасное место. Нет, не может. (успокаивая себя.) Да, верно. Не может.

Девушка приподнимается и облокачивается на спинку кровати.

Девушка. Тогда, где же я? Что это заместо? Боже, как же болит голова. Почему, я не могу вспомнить? Я хочу вспомнить! Ах, да, я в больнице. (Кивает головой) Психиатрической больнице. А это...

Девушка резко меняет свое положение и опирается руками на край кровати.

А это моя палата. Да, все, теперь я вспомнила.

Медленно возвращается в сидячее положение, берется за живот.

Есть хочу… Когда же принесут еду?

За сценой слышатся шаги, грохот посуды. На сцене появляется медсестра с тарелкой в руке. Девушка не видит ее и не слышит, она задумчиво смотрит перед собой. Медсестра ставит тарелку на стол и достает из халата маленький пузырек. Капает в тарелку несколько капель, а потом уходит. Девушка, увидев перед собой тарелку, бросается к ней и жадно съедает все.

Девушка: Еще хочу. (расстроенно.) Почему так мало?

Она берет тарелку и переворачивает ее на бок.

Эх. Теперь только завтра опять поем.

Медленно идет к кровати с опущенными руками. Не замечает, как тарелка выпадает у нее из рук. Она садится на кровать, поджимает ноги. Застывает на несколько секунд и, не меняя своего положения, падает.

На сцене гаснет свет.

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Все предметы стоят на своих местах, ничего не меняется. На сцену выносится большое зеркало. Вместе с ним появляется Безликий. На сцене включается свет. Он падает только на спящую девушку, Безликого и зеркало. Создается сонная атмосфера.
Безликий в длинном черном плаще, его лицо обезображено и едва виднеется из под капюшона. На руках черные кожаные перчатки.

(В этом эпизоде актеры не могут издавать ни звука. Они общаются между собой жестами. Их движения говорят все сами за себя. Они отчетливы и хорошо видны зрителям. Только в конце девушка кричит и ее крик раздается на сцене.)

Безликий подходит к спящей девушке и несколько секунд смотрит на нее. Он вытягивает правую руку, чтобы дотронуться до ее лица, как вдруг, девушка просыпается. Она пугается Безликого. Он видит это и отпускает голову вниз. Поворачивается к девушке спиной и спокойно, медленными шажками отходит к зеркалу. Девушка потихоньку встает с кровати, не сводя глаз с Безликого, и делает несколько шагов, чтобы обойти кровать, но задевает ногой ее железную ножку и в тишине раздается дребезжащий звук. Безликий поднимает голову, но не спешит поворачиваться к девушке.

(Секунду актеры на сцене стоят неподвижно.)

Безликий поворачивается к девушке и пальцем зазывает ее к себе. Девушка показывает, что не хочет идти. Тогда он сжимает свою левую руку и она начинает задыхаться. Девушка без сил падает на колени. Ее руки располагаются вдоль тела, голова слегка приподнята вверх, и она ничего не может с этим поделать. Безликий смотрит на нее и сжимает руку еще сильнее, словно довольствуясь ее муками. Но потом он расслабляет свою левую руку и с злобой, будто швыряя какой-то ненужный предмет, откидывает девушку в сторону. Та падает вдоль кровати. Схватившись одной рукой за горло, она приподнимается, в ужасе смотря на Безликого. Он повторяет свой жест и она покорно начинает делать несколько шагов к нему. Добившись полного ее послушания, он показывает на зеркало. Девушка смотрит в него несколько минут. Пугается, вскрикивает и закрывает лицо руками.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Девушка лежит на кровати. Медсестра возится около стола.

Девушка начинает ворочаться, медсестра замечает это, подбегает к ней и старается как-то успокоить. Но девушке становится еще хуже и она резко встает. Смотрит в испуге на медсестру и хватает ее за руки.

Девушка: Я кое-что вам хочу рассказать. (плача.) Уверена, что вы поймете меня...

Медсестра берет девушку за руки и слегка сжимает их.

Медсестра: Расскажи… (спокойно.)

Девушка: Мне приснился сон… Там была моя палата, вот эта скрипучая кровать (слегка припрыгивая на ней.) зеркало...

Девушка резко меняется в лице, оглядывается вокруг и, не найдя того злосчастного зеркала, успокоившись, снова возвращает взгляд на медсестру.

(С каждым словом, которым будет произносить девушка, ей будет становится все хуже и хуже, у нее начнут трястись руки, она станет то агрессивной, то податливой, тихой, спокойной. Безудержный смех начнет сменяться слезами. Вспоминать это девушке станет в тягость, но она, стиснув зубы, будет рассказывать все до конца. Создастся такое ощущение, что ее силой заставляют делать это.)

И человек, хотя человеком мне его назвать сложно. Я не видела ни его лица, ни его голых рук, лишь одно сплошное черное одеяние. Он хотел дотронуться, но я испугалась… (переводя дыхание.) Испугалась его. Он понял это, отошел к зеркалу, стоял возле него в ожидании чего-то. Я надумала было убежать, но он не дал мне этой возможности и насильно заставил посмотреть в зеркало. И знаете кого я там увидела… (с трудом сдерживая слезы.)

Медсестра: Кого же?

Девушка: Своего отца! Тот день, когда он… когда он… (запинаясь.) когда он сгорел в пожаре. Знаете тогда мне 7-8 лет примерно было. Мы с отцом остались дома одни. Он лежал постоянно на диване из-за того, что был инвалидом и не мог самостоятельно передвигаться, только если при помощи коляски или костылей, а я смотрела телевизор около него либо играла в игрушки. И в один такой обычный день начался пожар. (нервничая.) Я не помню как он начался, из-за меня ли или нет… Я не помню! (яростно.) Просто я пыталась вытащить папу из пожара… Понимаете?! Я пыталась!

Девушка начинает махать руками, плакать, кричать. Медсестра пытается успокоить ее, а та все продолжает говорить.

Но его ноги уже охватило пламя… И знаете что он сделал?! Не дал мне ему помочь. Не-е-ет. Он оттолкнул меня! Мой папа меня оттолкнул! И видимо не рассчитал силы, потому что я об что-то ударилась, упала на пол и перед тем, как закрыть глаза, услышала его голос. (шепотом.) Он кричал мне: «Дочка, беги! Беги, милая! Беги, отсюда!». А потом просто кричал от невыносимой боли… Дальше я ничего не помню, как спаслась, как выбежала из дома, как нашли меня. Не помню… Ничего не помню!

Девушка кричит и хватается за голову.

Да лучше бы я вместе с ним тогда умерла!

Медсестра видит, что девушке становится все хуже. Она берет ее за плечи и силой кладет девушку на кровать, привязывая по бокам руки. Достает из халата ампулу с успокоительным лекарством и шприц.

Не надо! Пожалуйста! Не надо!

Приготавливая все, медсестра делает укол. Девушка засыпает.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

Кабинет врача-психиатра.
На сцене стоит стол, на нем светильник, валяются бумаги, ручка. Около стола находится белое офисное кресло, в нем обычно сидит сам лечащий врач, а напротив стоит стул для посетителей или больных. Неподалеку от стола стоит вешалка, на ней висит халат.
За сценой слышатся шум и голоса.

Медсестра: Вы же говорили, что вылечите ее! Пройдет год и она будет здорова!

Появляется врач, за ним, как собачка, выходит медсестра.

Психиатр: Мадам, что я могу сделать?! Она просто не поддается лечению. Я вам предлагал усыпить ее, но вы отказались.

Он снимает халат, вешает на вешалку и одевает новый. Медсестра крутится возле него.

Она у нас ни год лежит и ни два. И прогресса в ее лечении нет, а даже наоборот, становится только хуже. (садясь за стол.) Вас-то она уже не помнит. Кто вы?! И кем ей являетесь!

Медсестра: А у других как же… Ведь у них и по хуже случаи бывают. (присаживаясь напротив.) Но их вы как-то вылечиваете. А ее не можете! Так не бывает! (возмущенно.) Пускай тогда ей антибиотики поменяют, будут давать более сильнодействующие.

Психиатр: Куда ещё «более сильнодействующие»?! Мы и так ей их даем, потому что другие уже не помогают. А что будет, если организм и к этим антибиотиками привыкнет? И что тогда? Что вы тогда будете делать?

Медсестра замирает, несколько секунд она пристально смотрит на врача, а потом опускает голову вниз.

Медсестра: «Что я буду делать»… Я дам свое согласие и вы… и вы усыпите ее. (сдерживая слезы.)

Она резко встает и выбегает из кабинета. Врач тяжело вздыхает, снимает очки и, облокачиваясь на спинку кресла, бросает их на стол.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. КАРТИНА ПЯТАЯ.

Больничная палата. Мягкий полумрак.
На кровати лежит девушка. Безликий появляется на сцене. Он подходит к кровати, усаживается за стол и, достав из своего халата монетку, начинает ее крутить. И как только монетка перестает крутиться, Безликий с силой прихлопывает ее к столу, создавая при этом сильный шум. От этого шума девушка очень долго ворочается, а потом просыпается. Не хотя встает с кровати и, видя сидящего за столом Безликого, не пугается его, как раньше, а покорно, без какого-либо сопротивления, словно так и должно быть, подсаживается к нему. Берет из под его руки монетку и начинает крутить ее сама, выполняя те же самые движения, что и Безликий. Он оставляет девушку одну. А она, словно впав в какой-то транс, закрывает глаза.

КАРТИНА ШЕСТАЯ.

Медсестра заходит в палату. Увидев, что девушка сидит с закрытыми глазами, бросается к ней, падая на колени, берет ее за плечи и начинает трясти, пытаясь привести ее в чувства.

Медсестра: Что с тобой? Очнись! Прошу тебя!

Девушка открывает глаза, оглядывается вокруг, а потом смотрит на медсестру.

Девушка: Я парня своего убила. (шёпотом.) Знаете как?!

Медсестра молчит.

Так я вам сейчас расскажу… Он был военный контрактник. И в этот день, когда все случилось он должен был опять уехать в какую-то дальнюю командировку по военной службе, а я, как обычно, провожала его. (с усмешкой.) Мы стояли на перроне. И мне захотела его обнять, как он посмотрел на меня, немного замялся и, сделав шаг назад, начал что-то говорить. Тогда я и поняла, что здесь что-то не так.

— Нам надо серьезно с тобой поговорить. — сказал он. — Мы с тобой больше никогда не увидимся.

Я была в смятении, не понимала, для чего надо было мне все это вот сейчас говорить. А он продолжил:

— Понимаешь, я любил… да и сейчас люблю только одну девушку. Она была еще до тебя… Мы с ней как-то один раз серьезно поссорились и она ушла к другому, а я психанул и приехал сюда. Немного погодя я познакомился с тобой и думал, что забыл о ней. Но ошибался… Недавно она написала мне, что рассталась со своим парнем и хочет начать наши отношения сначала. Я не раздумывая согласился на ее предложение. Просто, понимаешь, я люблю ее...

Он держал меня за плечи, одушевленно говоря все это. В надежде, что я пойму его. Да я и понимала, но услышав эти слова, что он любит другую, в мой душе что-то адски больно щелкнуло и провалилось… Меня больше не было.

— Ты хорошая девушка, но...

Это последние слова, которые я услышала. Он и дальше продолжал что-то говорить, но я не улавливала смысл его слов. Все было как в тумане, мир вокруг меня словно замедлился. И вдруг, совсем близко, я услышала гудок поезда, сначала один, потом второй. И с каждым разом эти гудки становились все сильнее и сильнее. Я посмотрела направо и увидела мчащийся на всех парах поезд, который просто не собирался останавливаться. Я в последний раз взглянула на того, кого любила. Он тоже посмотрел на меня и нежно улыбнулся. Я улыбнулась ему в ответ, а потом толкнула под идущий на полной скорости поезд. Мне хватило легонько его толкнуть, чтобы тяжелый рюкзак, висевший у него за спиной, перевесил его и потянул за собой.

Девушка замолкает на несколько секунд. Она начинает быстро моргать и трясти головой в разные стороны. Придя в себя, девушка останавливается, поправляет свою ночнушку и поднимает глаза на медсестру.

Когда все произошло, в моей душе не было ничего, ни страха, ни горя, ни облегчения, ничего.(спокойно.) Только пустота. Я опустила глаза вниз и увидела монетку. Не знаю может была она у него в руках или выпала из кармана, но она крутилась на перроне около железнодорожных путей. Монетка крутилась — поезд шел. (вздыхая.) А вокруг были слышны вопли ужаса и страха. И кто-то из собравшейся около меня толпы выкрикнул: «Убийца!» А я подняла голову вверх, посмотрела в небо и закрыла глаза.

Медсестра изумленно смотрит на девушку и начинает плакать.

Медсестра: Делиция! Хватит! Я так больше не могу! Уже третий год пошел, как ты лежишь в этой психиатрической больнице и каждый день рассказываешь мне одно и тоже… Почему ты не хочешь бороться! Живешь одним прошлым! Отпусти его, ведь оно погубит тебя! Неужели ты не хочешь жить настоящим?! Вернуться ко мне, к своей маме. Доченька, милая. (тихо, ласково.)

Она берет ее за руки и начинает целовать их, прикладывая к щекам.

Я ведь так больше не могу. Прошу тебя, вспомни же ты обо мне! (вскрикивает.)

Девушка смотрит на Медсестру, пугается ее и потихоньку убирает свои руки, пряча их за спиной.

Медсестра: Ну что ж...

Медсестра вытирает слезы, поднимается с колен и отряхивает халат.

Тогда увидимся завтра. Надеюсь, что ты проснешься утром и вспомнишь меня, а не своего Безликого. (вздыхая.)

Медсестра уходит. Девушка ложиться на кровать и засыпает.

Конец.