Мой дед и Сталин

Талгат Алимов
История моего деда по материнской линии – Жайнакова Касыма, председателя колхоза Алгабас, достаточно интересна. Это портрет и жизненный путь человека, прошедшего через горнило революции, Гражданской войны, коллективизации, голода, репрессии…
Его бурная жизнь, наполненная сотнями интересных историй, закончилась, когда его по решению «тройки» расстреляли в 1938 году.
Многие седобородые аксакалы нам в детстве рассказывали, каким он был замечательным человеком, борцом за правду, истинным лидером.
Мы законно гордились им, я и сейчас ему благодарен, и горжусь тем, что он мой дед.
Особенно эмоционально про него говорила моя мать. Она знала многих, кто писал на него доносы, и искренне ненавидела этих людей… Но мы тоже видели, что это были достаточно никчемные люди, да и дети их особо не отличались «умом и сообразительностью», «ни чести, ни достоинства» … Довольно часто среди них встречались аульные прощелыги или же, опухшие от переедания, работники всяких органов.
Но удивляло то, что никто из них, ни мать, ни аксакалы не осуждал Сталина. Доводы были разные.
- Сталин это не знал, они его обманывали, кругом были враги, вредители. Поэтому ему пришлось сажать и расстреливать всех, на кого был донос.
- Когда Сталин узнал, он это остановил, даже Ежова приказал расстрелять.
- При Сталине был порядок!
Заметьте, это не мое мнение, мнение очевидцев, тех кто жил в ту эпоху. Но, все же, за что расстреляли моего деда?
Но начну я издалека, просто, чтобы понять каким он был человеком, совместим ли он был со сталинской системой.
История 1. Про скакуна
До революции Касым Жайнаков (мой дед) дружил со знаменитым степным Робин Гудом -  композитором Мади. Они лихо угоняли табун у зажиточных и делили «по справедливости», поэтому популярность у них была колоссальная.
Про похождения Мади в степи до сих пор ходят легенды. В один из таких побегов дед увел хорошего скакуна, и друзья решили оставить его себе. Дед построил для него сарай, не хуже, чем любая комната в его немаленьком доме. Кормил чуть ли не с рук, сам лично. Но и скакун себя оправдал, выигрывал практически на каждой скачке.
Но, как-то приехали к нему в гости братья его старшей жены (надо сказать, что жен у Касым-ата было три).
Очень сильно расхваливали его скакуна, тогда жена намекнула Касыму-ата: «Правильно будет моему старшему брату подарить коня».
- Что угодно, но только не скакун – был ответ деда.
Обиделся ли тогда шурин или нет, мы не знаем, но старшая жена обиду затаила…
Как-то, уехал мой дед по делам в Семей, по приезду сразу зашел в сарай к скакуну. Смотрит, а конь уже при смерти, кровь с шеи так и хлещет, похоже, в шею воткнули шило. Дед сразу определил, что кто-то пробрался через крышу, там было специальное отверстие. Следы по свежему снегу вели в сторону дома его родственников, но он особо не поверил «в эту постановку». По обуви вычислил, что это была обувь его жены, она специально так проложила следы, чтобы отвести подозрения.
В тот же день, она была вместе с приданным и двумя малолетними детьми, и отправлена к своим родственникам.
Горячий был человек, и решительный!
Интересно, нужны ли были люди с таким характером в сталинской системе?!
История 2. Про школу.
Дед в конце 20-ых годов организовал колхоз, сам назвал его «Алгабас» («Иди вперед»). Колхоз получился хороший, он внедрил все, что знал и видел. Была там своя сыроварня, молочная ферма, мельница. Кроме этого, дед за счет колхоза построил школу. Привез с Семея мастеров, которые сделали парты, доски, полы, окна (как в городе). В округе еще не было таких школ, дети, в то время, учились сидя на полу в юртах. Школьную программу дед тоже сам корректировал.
Учащиеся осваивали три алфавита –латиницу, арабику и кириллицу. Мои родители учились в этой начальной школе 3-5 лет, они очень хорошо знали три алфавита и имели каллиграфический почерк!
Там было много новшеств, учили играть на домбре, кобызе. Старший сын деда, мой дядя Кымран, был им отозван из Семея, где он служил военкомом. Что то, я не припомню, чтобы нынешние начальники отзывали своих детей с «хлебных мест» и отправляли в село учителями.
- Надо учить детей, нечего в форме с погонами ходить, людей пугать! И дядя Касым подчинился, скинул погоны и ушел в аул учительствовать.
Интересно, нужны ли были сталинской системе такие люди?!
История 3. Про зерно.
В 1929 году в наш колхоз пришел приказ из района о том, что колхоз переводится в зерноводческий. Скот приказали сдать, за это привезут семенную пшеницу.
Дед особо чиновников не слушал, но тут шел приказ от самого Секретаря Райкома, и под подписью руководителя районной милиции. Для убедительности, приехал один милиционер и привез одну арбу зерна.
Делать нечего, скот погнали куда-то на запад. Местные чабаны, которые перегоняли скот, говорили, что догнали табуны до Волги, много скота в дороге полегло.
Милиционер сообщил Деду, что зерно это семенное, его надо хранить в амбаре. На вопрос, что люди будут есть всю зиму, ответил, что должны привезти еще зерна.
Но больше ничего не было. Началась осенняя распутица. Дед понял, что их обманули и поступил просто, отобрал у полуголодного милиционера наган.
- Чуть что, скажешь, что я заставил, обезоружил, побил и связал. А зерно начнем раздавать людям.
Милиционер, поколебавшись, согласился – куда ему деваться? Есть-то хочется!
Ежедневно на человека выдавали по горсти пшеницы. Аул выжил, в отличие от соседних, где люди просто толпами вымирали от голода.
Весной выяснилось, что семенной фонд съели. Привезли еще пшеницы и по козе или барану на семью. Деда арестовали за покушение на милиционера. Но через 70 дней выпустили, т.к. за него заступились люди, писали письма в «саму Москву», даже самому товарищу Сталину!
Интересно, нужны ли были сталинской системе, такие люди?!
История 4. Суд все-таки был.
К деду на работу в колхоз попросился председатель соседнего колхоза, некий Толеутай. В голодные годы все в его колхозе умерли с голода, а он с семьей как-то выжил. Наверное, один подъедал семенной фонд пшеницы!
Дед ему предложил поработать чабаном, а Толеутай метил, как минимум, в замы. Но Касым-ата сказал, что есть более заслуженные люди, которые давно и добросовестно работают, никого он подвинуть не может.
Толеутай смирился, но злобу затаил. Позже я читал в делах деда его доносы.
«…Жайнаков Касым живет с двумя женами, на Айт-намаз пригласил домой Амин-моллу, читали Коран…»
«…Молла не работал в колхозе, но по приказу председателя, ему ставили трудодни…»
«…Живет в большом доме, постоянно принимает дома гостей из районного руководства…»
«…По его приказу секретарю райкома Нугманову отвезли 10 кг мяса, один сабы кумыса…»
«…Когда женил сына, то матери невесты подарил 2 метра ситца…»
«…У него дома Амин-молла учил его младших детей и соседских детей читать Коран…»
Понравились мне, при изучении дела, ответы Касым-ата:
«…Да, живу с двумя женами, но такая семья у меня сложилась при старом режиме, я тогда не был коммунистом, бросить не могу…»
«…Амин-молла исполнял и роль комиссара, он всегда говорил, что путь Ленина – это путь Корана…»
«…Дом я построил при старом режиме, т.к. у меня нет конторы, две комнаты использовал как контору…»
«…Матери невесты подарил 2 метра ситца за свой счет, у нее вообще нечего было надеть…»
И так далее.
Полностью его дело, нам удалось найти в архивах прокуратуры. Постаралась моя сестра Роза, за что мы все ей очень благодарны.
***
Все же, его расстреляли вместе с Амин-моллой, как врага народа, за связь с реакционным духовенством и растрату колхозного имущества.
Интересно, нужны ли были такие руководители в централизованном государстве Сталина?!
Дедом я все равно горжусь, он создал самый крупный колхоз в районе, который в годы ВОВ давал половину сельскохозяйственной продукции района.
Все для фронта, все для Победы!