Дорогим и близким мне людям посвящается

Владимир Лядев
                Брат ты мне, или не брат!?
(Посвящается  любимым и дорогим мне людям, к сожалению очень рано ушедшим  в Мир иной .)

Очевидно, мне в жизни повезло.   Посудите сами. Много ли таких у кого  кроме родного брата есть ещё названные и кровные братья?  Ну да об этом подробнее.
 В самом большом после райцентра населённом пункте Чертковского района -  селе Маньково-Калитвенском в Великую Отечественную войну расположился госпиталь, заняв для раненых солдат корпуса зданий нынешней Ростовской специальной школы для несовершеннолетних правонарушителей. В этом госпитале проходил реабилитацию после ранения красноармеец Курбанов Рзан, азейбаржанец по национальности. Приглянулась ему местная дивчина, красавица Надежда, да так, что по окончанию войны Рзан помчался не на родину в Азейбаржан, а к любимой Наденьке. Первенца в семье Курбановых назвали Николаем, второго сына Петром. И ничего не предвещало беды для беременной третьим ребёнком Надежды, ели бы не поездка  мужа с  сыном Николаем к его родителям в Азербайжан. Очевидно родители Рзана убедили его не возвращаться к русской жене и женили его там на азейбаржанке. Надежда, понимая, что муж не вернёт ей их первенца, после третьих родов назвала сынишку тоже Николаем. Так во второй бригаде колхоза «Ленинский путь» нашего села появились два брата Петро и Николай, резко отличающихся от своих сверстников тёмным цветом волос, смуглым цветом кожи и огромными живыми темно-карими глазами. В остальном же, практически, от своих сверстников не отличались. Такая же, как и у всех насыщенная местным  диалектом речь, такая же одежда., те же хозяйственные заботы по дому и учёба в школе. Может быть чаще, чем у других, вскипала горячая азербайжанская кровь, когда надо было отстоять свою честь и дать достойный отпор обидчику. Ведь росли- то без отца. Со временем, окончив школу и отслужив действительную военную службу, устроились на работу, создали семьи, построили жильё. Сами уже нарожали детей . В последние годы Николай Рзович после распада СССР и ликвидации колхоза работал в школе в качестве инструктора по вождению тракторов.
 Надо сказать, что родные братья Курбановы по воле судьбы получившие одинаковое имя –Николай, встречались по жизни дважды. Впервые -  когда Николай Рзович-младший, купив «жигулёнка» шестой модели, ездил на нём в Азейбаржан, где на побережье Каспия  увиделся со своим отцом и старшим братом. Второй раз встреча двух братьев –Николаев произошла после развала Союза. Теперь уже Николай-старший приезжал на свою малую Родину в с.Маньково-Калитвенское со своим сыном. Кстати, Пётр Курбанов был записан по паспорту как Рзанович, а Николай-младший-Рзович. Но эта очевидная описка неумышленно была допущена сельсоветовским писарем в те далёкие, уже прошлого века, пятидесятые годы.
Шёл 1998 год. Мои родители тогда жили в Неклиновском районе, что под Таганрогом. И когда позвонила мама и сказала, что умер отец, это известие поставило меня в состояние ступора. Скорее не потому, что ушёл из жизни самый близкий мне Человек, а потому, что необходимо было транспортное средство, чтобы решать все вопросы, связанные с похоронами. Отца решили похоронить здесь, на Маньковской земле, а моя старенькая машина «Жигули» пятой модели к тому времени утеряла свою главную функцию – ездить. Договорился с далёким родственником, что рано утром мы на его машине выедем в Таганрог. Но, придя к нему в назначенное время, выяснилось, что поездка не состоится.  В отчаянии я отправился к Николаю Рзовичу,  зная, что его «жигулёнок»  на ходу. А подойдя к дому Курбановых, увидел, что от него отъезжает газель «Скорой помощи». Оказывается, у Николая был сердечный приступ. Но, будучи в постели, он  выслушал меня . Затем Рзович, дотянувшись до тумбочки, достал из неё ключи от машины и, отдавая их мне, сказал: «Поезжай!»…   Потом уже,после похорон отца, я сказал Николаю: « Ты теперь будешь моим братом!». С той поры у меня кроме родного брата Сергея, есть и названый брат Николай Рзович Курбанов, азейбаржанец по крови,  но с русский, открытой для добра, душой.
Теперь же уместно задать вопрос: а в чём же разница между кровными и родными братьями?  И хотя на первый взгляд кажется, что ответ на данный вопрос лежит на поверхности, придётся в повествовании сделать определённый экскурс  в современный толковый словарь.  Иначе простоты ответа на данный вопрос у нас не получится… 
Кто по вашему может быть удостоен прозвища-клички «примак»? Как по- нашему,  по-маньковски - это особь мужского пола, которая в силу разных обстоятельств, не жену приводит в дом, а сам, женившись, проживает в доме благоверной. Ну, понятное дело и с её родителями, т. е. тёщей и тестем. Кстати толковый словарь говорит практически тоже самое: примак –зять, принятый в семью жены. Так вот, судьбы двух маньковских примаков переплелись так, что оба оказались в «приймах» на одной улице и по соседству. Одного из «примаков» зовут Назаренко Геннадий, получившего с лёгкой руки коллег по работе прозвище « Назарбаев». Уникальный на три области человек наш «Назарбаев». Почему на три? Да потому, что до переезда в Маньково жил в Диброво. А это то местечко на карте, где сходятся своими границами три области: Воронежская, Ростовская и Луганская (Украина). В Диброво местные жители говорят, что у них петух на три области поёт. Нет такого ремесла, которым не владел бы « Назарбаев». Вот уж мастер на все руки, будь то техника, строительное дело или же животноводство. Надо печь сложить – «Назарбаев», поросёнка кастрировать – «Назарбаев», за рычаги экскаватора сесть – опять- таки «Назарбаев». Вот уж и на пенсию пошёл наш «примак», а специфику речи своей так и не изменил. Она у него как была, так и осталась изобиловать фразами и выражениями, которые можно встретить только в тех местах, где украинский язык тесно переплетён с русским. Это равноправная смесь русских и украинских слов. Причём украинские слова произносятся на русский манер, а русские звучат с добротным украинским прононсом. Очень удобно и всем понятно. В общем, язык как язык, ничем не хуже других. Причём напрочь опровергает утверждение националистов всех мастей о невозможности сосуществования братьев славян…
Другой же «примак», полная противоположность мастеровитому  хохлу «Назарбаеву» - Юрий. Для друзей просто Юрко. Юрко тоже не местный житель, родом из Кудиновки, что выше по течению нашей реки Калитвы. По национальности Юрий татарин, а воинскую службу проходил во флоте. Да не просто во флоте, а на подводной лодке. Как в красавца-моряка  влюбилась тогда Людмила и студентка  Миллеровского сельскохозяйственного техникума, знает только она сама и история. А так как история не имеет сослагательного наклонения, то общеизвестный факт, что Людмила по демобилизации из армии привела бравого моряка в свой дом в качестве мужа.
Конечно два соседа, имея общий фундамент «примачества» , сдружились так, что называется « не разлей вода». Ну и конечно главное объединяющее начало этой  дружбы, совместное увлечение «бражным» делом. Да и как это, встретившись с соседом, не пропустить с ним стопку-другую? Жёны же наших «примаков» Людмила и Галина, зная это пристрастие мужей, всегда были начеку.( Юрко неоднократно жаловался другу «Назарбаеву»: «Моя то так и следит за мной. Просто спасу нет». На что захмелевший «Назарбаев» находил успокоительные слова, что и он под «колпаком» у его Гали.) По этой причине, если кто-либо из друзей выходил из дому, следовал допрос: куда, зачем и по какой причина благоверный покидает его?.  Ну да не лыком шиты дружбаны! Вот, по их рассказам, некоторые проявленные ими моменты находчивости. В то время умер Папа Римский Бенедикт XVI и в Ватикане проходили выборы нового Пантифика. Тогда, как мы помним, епископат  удалился в одинокое, отдельно стоящее здание, где Епископы должны не покидать его до тех пор, пока новый Папа Римский не будет из их среды избран. А в знак того, что сиё событие у них там разрешились миром и Папа Римский избран, над трубой здания должен появиться дым. Мудрейший «Назарбаев» сразу же по достоинству оценил это действо и решил взять его и себе на вооружение. Позвонил по мобильнику Юрку и сказал; « Ты дывысь, як из трубы моей хаты повалэ дым, прыходь в сагу, на наше мисто. Там у мэнэ всё будэ готово.».  (Сага, местное название старого русла реки Калитвы, поросшей камышом и лозой.  Однотипно казачьей  леваде.)  Надо сказать, что огороды у наших друзей выходят как раз на эту самую сагу-леваду. Жёны не сразу смогли догадаться, где же это их мужья успели «надраться»? Ведь на улицу и тем более в центр не выходили, крутились рядом по дому, по хозяйству.
Другой пример, не менее яркий, восхищает своей находчивостью и наглостью. Дело в том, что в центре села (а это буквально в двух сотнях метров ходьбы от жилья наших друзей) в магазине «Вита» продавали алкоголь, а самая главная «фишка» заключалась в том, что его можно было приобрести на разлив. Так как на « сломе» двух веков у населения с деньгами было туговато, то продавцы разрешали товар брать «под запись». Для этой цели у продавца была толстенная тетрадь, в которую скрупулёзно записывался сам факт покупки с количеством приобретённого товара, на какую сумму и с обязательствами к какому конкретному сроку будет погашена образовавшаяся задолженность. Такой компромисс устраивал буквально всех, и торгующую и покупающую половинки человечества. Так как наши друзья никогда особо и небыли денежными, то продавец привык к их фразам: «Сто грамм и « под запись»!». Так вот, Назарбаев уже настолько осмелел, понимая, что интеллегентная Людмила ни за что не догадается о чём идёт речь, приходя домой к Юрику заявлял громко во всеуслышание: « Пойдём, Юрий, сходим на «грамм запись»»….
Много чего в жизни  происходило у наших друзей-примаков смешного и остроумного. Всего и не упомнишь. Впрочем, лучше чем они сами об этом и не расскажешь. Вот, к примеру, один из недавних эпизодов этой осени. Юрко, убрав урожай винограда, решил сделать из него вино. Когда виноградный сок уже разлил по бутылям, решил сходить в аптеку и купить резиновые перчатки, что бы ими закупорить горлышки бутылей. Тогда бы брожение вина происходило без доступа кислорода. Когда в аптеке ему сказали, что резиновых перчаток нет, он приобрёл несколько пачек, известный ещё в Советском Союзе бренд:  резиновое изделие №2. Ясное дело, что представляли собой бутыли с вином с этими воздушными затворами. Когда же в летнюю кухню зашла жена и увидела данную картину, единственное, что выдохнула из себя Людмила, это была фраза: «Ой, лыхо то какое!» ,произнеся которую, она медленно осела на землю…
Или, как сейчас помню, сидим мы на поминках вместе с Юрком и Назарбаевым в школьной столовой .Было это в те годы, когда разрушился Советский Союз , а вместе с ним и образ жизни и мысли бывших советских людей. Это сейчас чуть ли не на каждом углу похоронные бюро с их уж очень навязчивым сервисом, а тогда и похоронить сельчан некому и не за что было. Ребята в школьных мастерских помогали и гроб выстрогать и могилку вырыть. А так как поминки негде было организовать, в нарушение всех правил разрешал проводить их в школьной столовой. Так вот, когда все люди разошлись, а за поминальным столом  остались только родственники умершего, да «похоронная» бригада, как обычно в таких случаях разговор пошёл тяжёлый, душу- то у всех раздирало на части. А тут Юрик начал «масло в огонь» подливать. Мол, вы тут все местные, русские, друг другу как братья. Один только я среди вас татарин, без роду, без племени. Да и примак к тому же. Чужой вам.  Единственный  близкий мне человек среди вас, так это мой кровный брат Назаренко Геннадий, сосед мой. Мы с ним кровью побратались. Ох и достал же Юрко тогда своим нытьём, что я попросил Николая, рабочего по кухне, принести в столовую нож. Когда же тот притащил с посудомойки тесак, с лезвием в  полметра длинной (им девчата- повара разделывают мясо), я в тот же момент протрезвел. Но делать уже было нечего. Резанул я этим тесаком себя по руке, Юрко тоже. Приложили кровоточащие раны друг к другу. Вот так у меня появились два кровных брата: Юрик с татарской в жилах кровью и Геннадий Назаренко, самый настоящий хохол, два друга не разлей вода, два соседа - примака. Ну вот как тут можно возразить против того факта, что мне в жизни очень повезло. Повезло любить по-русски!
P.S.
А рана тогда на моей руке долго не заживала и гноилась. Нож то надо было хотя бы водочкой протереть. Всё забывал спросить у моего кровного брата Юрия, а у него как?А теперь уже и у некого. Ушли из жизни, первым названный брат Николай , затем кровный брат Юрий. С началом военной операции на Украине похоронил родного брата Сергея.А совсем уж недавно ушёл из жизни и Геннадий.Вечная и светлая память Вам мои родные!