Назад в будущее, или Слово о социализме

Владимир Уваров
Говорят, все новое – это хорошо забытое старое. Как-то в одном из своих телеинтервью писатель Александр Андреевич Проханов сказал, что социализм в Советском Союзе закончился со смертью Сталина. Если это так, то невольно на ум приходит вопрос: какая тогда политико-экономическая формация установилась в СССР после 1953 года? Можно добавить, и чем данная формация отличалась от социализма Сталина?

Чтобы с этим разобраться, следует обратиться, как говорится, к корням. Точнее, к политической экономии - труду немецкого экономиста Карла Маркса «Капитал», где он открыл основные законы капиталистического способа производства. Одним из таковых является закон о прибавочной стоимости. По сути это основополагающее положение. По отношению к этой стоимости, то есть ее распределению, определяется та или иная политико-экономическая формация. Так сказать, ее первичный признак или базис, на котором строится общество. Поясним.

Как известно, основным признаком капиталистического общества является частная собственность на средства производства. Капиталист, он же предприниматель или бизнесмен, владея теми или иными средствами производства, нанимает на свое предприятие, фирму наемных работников. Последние, прилагая к основным средствам свой труд, создают прибавочную стоимость. Эту стоимость аккумулирует хозяин предприятия, возвращая незначительную ее часть своим наемным работникам в виде заработной платы.

Следующей ступенькой в эволюции политико-экономической формации является государственный капитализм. Отличие его от простого капитализма в том, что средства производства принадлежат не частному лицу, а государству. При такой политико-экономической формации прибавочная стоимость, которую создают наемные работники, аккумулируется государством и им же распределяется.

Вот под такую именно модель политико-экономической формации и попадает «социализм», установившийся в Советском Союзе после смерти Сталина. Главное то, что средства производства находятся во владении государства. Остальное все – второстепенные признаки, не имеющие никакого отношения к социализму, тогда как социализм (от лат. socialis – товарищеский, общественный) есть политико-экономическая система, в которой реализована общественная собственность на средства производства. При такой системе прибавочная стоимость распределяется прежде всего между работниками, занятыми в общественном труде.

При Сталине общественная собственность на средства производства была реализована через трудовые общины или, по-иному, артели. Так, к концу правления И.В. Сталина (к 1953 году)  в СССР было более 114 000 артелей. В трудовых общинах работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности в СССР.

Для более точного анализа деятельности трудовых общин обратимся к статье Анатолия Логвинова «Артели и потребкооперация при Сталинском правлении». Артели выпускали 33444 наименования товаров. В их ассортимент входили разнообразные предметы домашнего обихода, в том числе такие сложные, как холодильники, пылесосы, радиоприемники и телевизоры, стиральные машины, швейные машины, патефоны, а также запасные части к ним. Тут была мебель, чугунная, эмалированная и фарфоро-фаянсовая посуда, скобяные изделия, детские игрушки, культтовары, стройматериалы, продукты питания и прочее, и прочее.

Трудовые общины занимались бытовым обслуживанием населения - пошивом и ремонтом одежды и обуви. Держали химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье. Осуществляли транспортные, погрузочно-разгрузочные и иные сервисные работы. Доля артелей в данных видах деятельности в отдельных регионах достигала 60 – 80%.
В целом по стране трудовые общины производили 100% детских игрушек, 40% мебели, 40% верхнего трикотажа, 35% швейных изделий, 35% обуви, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа.
 
Начало деятельности трудовых общин положило постановление   ЦИК и СНК СССР от 11 мая 1927 года. Согласно ему артель представляла собой производственный кооператив в форме коллективного хозяйства, созданный на добровольной основе с обязательным трудовым участием членов и коллективной ответственностью. Артель обобществляла только основные средства производства.

17 августа 1936 года выходит постановление правительства, которое возлагает финансирование артелей на Всесоюзный банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации (Торгбанк). Оно включает «финансирование в порядке долгосрочных ссуд и в отдельных случаях в безвозвратном порядке капитального строительства и других капиталовложений организаций потребительской кооперации, промысловой кооперации и кооперации инвалидов, а также оборотных средств организаций промысловой кооперации и кооперации инвалидов».

Обращает на себя внимание тот факт, что в отдельных случаях возможно безвозвратное финансирование капитального строительства артелей (сегодня в какой-то степени аналогом такого варианта является предоставление субсидий и грантов малому бизнесу на приобретение необходимых активов). При этом ставка кредита в рамках финансирования по модели долгосрочных ссуд как правило не превышает трех процентов годовых.

Создается фонд долгосрочного кредитования, который постоянно увеличивается за счет отчислений артелей. Фонд дает возможность в плановом порядке распределять между отраслями и артелями часть накоплений, созданных в кооперативной промышленности. К концу 1955 года размер Фонда долгосрочного кредитования составляет около 6,5 миллиарда рублей.

Укрепление структуры промысловой кооперации сопровождается существенным ростом активов трудовых общин. Так в период с 1928 по 1937 год производственные фонды артелей увеличиваются более чем в 17 раз. К концу 1955 года этот показатель составляет 6850 миллионов рублей.

С 1951 по 1954 год построено и сдано в эксплуатацию 588 производственных предприятий, принадлежавших трудовым общинам. Общий объем капитальных вложений, за этот же период в данной сфере, увеличился вдвое и был равен 4166,3 миллиона рублей. Чистый доход трудовых общин за вычетом налогов составил около 30 миллиардов рублей.

Разгром трудовых общин в послесталинский период был жестоким и несправедливым. В 1956 году Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству все артельные предприятия. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией.

Другими словами, СССР вступил в длительную фазу государственного капитализма и по нисходящей ветви развития политико-экономических отношений во время Перестройки перешел в дикий капитализм. Но по всем признакам общественной жизни страны нисходящий путь развития закончился и Россия вновь устремилась по восходящей ветви к государственному капитализму. Следующей ступенью развития политико-экономических отношений в стране станет социализм.
 
Однако это становление не произойдет спонтанно.  В этом переходе основную роль должно сыграть государство. Точнее, его руководитель. Вождь.