Моцарт и Сальери

Владимир Смолович
   «Гений и злодейство — две вещи несовместные»
Такие слова вложил Пушкин в уста Моцарта в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Спустя минуту Сальери повторит его слова в недоумении, добавив: «И я не гений?»  Словно способность совершить злодейство есть проверка на гениальность. Способен? Значит, не гений.
   Как часто, когда речь заходит о Сальери, приходится слышать: «Это тот, кто отравил Моцарта?»
   Горько  и противно.
Источник подобной убеждённости – талантливо написанный пасквиль.
   Опять  и опять приходится рассказывать.
Мог ли Антонио Сальери  отравить Моцарта?
   Вопрос первый: зачем?
   У Пушкина ответ простой: из зависти. Но разве общественное положение и популярность Сальери уступала Моцартовской?
   Вовсе нет. Точка сравнения -  1791 год (год смерти Моцарта). Сальери автор 24 опер, Моцарт – 10. На сцене венской оперы произведения Сальери исполнялись примерно в полтора раза чаще, чем произведения Моцарта. Но написание музыки – не главное занятие Сальери. На первом месте – Венский оркестр. Говоря современным языком Сальери – Главный дирижёр Императорского симфонического оркестра. Сальери признан, как один из величайших дирижёров своего времени.  Он руководил венским оркестром 36 лет – при трёх императорах. Несколько раз подавал прошения об отставке.  И лишь Фердинанд I удовлетворил прошение 74-летнего маэстро.
   Кстати, положение Сальери при дворе было весьма высоким. Кандидатуры на пост Главного дирижёра  утверждает лично Император. Если бы это было в России, то его статусу соответствовал бы чин Действительного статского советника (бригадного генерала, если по военной иерархии) . Ваше превосходительство…
   Но и это не всё. Антонио Сальери – ведущий преподаватель венской консерватории по классу композиции. Попасть в класс Сальери – величайшая удача.
   Среди его учеников – Бетховен, Шуберт, Лист, Моцарт, Блум, Черни и многие другие. 60 композиторов европейского масштаба вышли  из класса Сальери.
Стоит добавить, что Сальери проверял платёжеспособность своих учеников, и неимущих учил бесплатно. Но и это не всё. Сальери был весьма состоятельным человеком, и деньги свои тратил на поддержку музыкантов и оперных певцов. Своей семьи у него не было. 
   Шуберт к 50-летию творческой деятельности Сальери посвятил ему небольшую кантату со стихами собственного сочинения:
   Лучший, добрейший!
   Славный, мудрейший!
   Пока во мне есть чувство,
   Пока люблю искусство,
   Тебе с любовью принесу
   И вдохновенье, и слезу.
   Подобен богу ты во всём,
   Велик и сердцем, и умом.
   Ты в ангелы мне дан судьбой.
   Тревожу бога я мольбой,
   Чтоб жил на свете сотни лет
   На радость всем наш общий дед

   Прославленный дирижёр, композитор и педагог, обладатель высокого придворного чина кому-то завидует?
   Кстати, из трёх ипостасей Сальери самой важной – с точки зрения общественного мнения – было дирижёрство. В те далёкие годы умение руководить симфоническим оркестром вызывало бОльшее уважение и восхищение публики, чем умение писать музыку. У хорошего дирижёра любая музыка зазвучит – говорили в Вене.
   По этой же причине гонорары дирижёров были выше, чем гонорары композиторов. Моцарт, которому постоянно не хватало денег (об этом – потом), подрабатывал в оркестре Сальери скрипачом.
   Нет, и не могло быть у Сальери мотивов завидовать Моцарту. 
   Вторая часть. Пару слов о здоровье Моцарта. Простое перечисление болезней, которыми он  страдал на  протяжении своей короткой жизни, вызывает сочувствие: оспа, тиф, желтуха, тонзиллит, фарингит и так далее.
   С лета 1791 года у Моцарта участились случаи обмороков, его мучали сильные приступы кашля. Несмотря на плохое самочувствие, в ноябре  Моцарт поехал в Прагу, на премьеру оперы «Милосердие Тита». По возвращению Моцарт слёг, его жена Констанция вызвала одного из лучших и знаменитых врачей Вены – Клоссета. С 20 ноября Моцарт прикован к постели. Он стал пухнуть, у него началась лихорадка.
Был вызван специалист по подобным заболеваниям – главный врач Венской клинической больницы, доктор фон Саллаба, который определил болезнь, как «острую просовидную лихорадку»
   У постели больного безотлучно находилась сиделка, Софи Вебер, дальняя родственница Моцарта.
   Лечение эффекта не давало, Моцарт стал терять зрение, начались приступы рвоты с кровью, он перестал принимать пищу.
   Доктор Клоссет начал понемногу давать Моцарту опий, чтобы облегчить страдания.
   Сразу отмечу – Моцарта лечили способами, упоминания о которых вызывают ныне тяжкий вздох. Частые кровопускания ослабляли организм. Парижский (французский) бальзам, который прописал ему Клоссет, помимо небольшого  релаксирующего воздействия, имел очень сильное негативное действие – интоксикацию организма из-за содержавшейся в бальзаме соли висмута. Этот бальзам запретят лишь в середине XIX века.
   При таком лечении шансов  у Моцарта не было.
   Я фантазирую:
К дому Моцарта подъезжает экипаж. Сальери быстро поднимается на второй этаж. Его встречает заплаканная Констанция.
- Ему с каждый днём всё хуже и хуже, - её платочек пропитан слезами. – Он уже неделю не ест, а последние два дня не может пить. Мы вливаем ему воду в рот по капельке.
- Что говорят врачи?
Появляется Клоссет.
- Всё в руках Господних, - уклончиво отвечает он гостю.
- А что в наших руках?...
- Всё, что было возможно, уже сделано, - тихо, словно по секрету,  говорит доктор.  – Я даю ему опий, чтобы облегчить мучения.
«Что делать? – размышляет Сальери. «У меня в кармане порция хорошего яду. Но как его дать Моцарту, если тот не может пить? Могу ли я допустить, чтобы он умер естественной смертью? Для чего я тогда покупал яд?»
   Мои фантазии прерывает вопль Станиславского из зала:
- Не верю!!!
   Действительно, кому придёт в голову травить больного, дни которого сочтены?
   Откуда же появилась легенда, что Моцарт был отравлен?
   Начнём с того, что жизнь Моцарта, как и жизнь любого гения быстро обросла всевозможными легендами.
   Например, что Моцарт был беден.
   Музей Моцарта в Вене на Domgasse. Семья  Моцартов снимала квартиру на первом этаже. Сразу напомню, что в Австрии, как и в Германии, есть понятие нулевого, то есть наземного  этажа (Erdgeshosse) в высоких помещениях которого места для карет и лошадей, а также каморка конюха. Первый этаж – над ним. Дом трёхэтажный, три восьмикомнатные квартиры. Для Моцарта наличие "гаража" под домом важно:у него и экипаж, и верховая лошадь. 
Из восьми комнат квартиры Моцарта одну занимает прислуга – горничная и гувернантка (в семье двое детей).  Есть комната  для гостей. Большой зал, в котором регулярно собираются собратья по искусству и устраивают шумные вечеринки. Настолько шумные, что Моцарту регулярно приходилось менять квартиры из-за жалоб соседей.
   Место неплохое. До центрального кафедрального собора города – Собора святого Стефана – 5 минут спокойным шагом, до Kaizerplatz  - 15 (в другую сторону).
   Снимающий такую квартиру Моцарт беден?
   Ах, да, сохранилась множество писем, в которых Моцарт слёзно просит денег у друзей. Язык и содержание писем вызывает умиление.
   Но на что просит деньги Моцарт? Не на съём квартиры – он оплачивает её, сдавая внаём собственный двухэтажный дом о десяти комнатах в Зальцбурге. Увы – на покрытие карточных долгов.
   Моцарт был азартным и неуёмным. В этом, он, кстати, напоминает Пушкина. 2/3 заработанных денег уходили на азартные игры.
   Вернёмся к легенде об отравлении. Она родилась не на пустом месте.
   Cherchez la femme. Так звучит на французском фраза  «Ищите женщину».
Шутка, конечно. Хотя есть гипотеза, что у Моцарта была тайная пассия (Магдалина Хофдемель, которая брала у Моцарта уроки музыки), муж которой  и отравил композитора. Чушь, конечно. Мало ли, кто что придумает. Заодно. Из того, что Франц Хофдемель (муж Магдалины)  являлся членом ложи масонов, вовсе не следует, что решение об отравлении было приято местной ложей.
   Есть ещё версия, что у жены Моцарта был любовник, называют даже имя – Франц Ксавер Зюсмайер, он и отравил. Летом 1791 года у супругов Моцарт родился мальчик, Констанция выбрала для него имя Франц Ксавер. Любопытное совпадение.
   Но вернёмся к «французскому следу».
   В 1796 году армия Наполеона вторглась в северную Италию, бывшую тогда вотчиной Габсбургов. Боевые действия с переменным успехом продолжались более четырёх лет. Сражение при Марренго в июне 1800 года оказалось решающим. Наполеон победил.
   Важную роль сыграла поддержка местного населения. Итальянцы, сытые по горло милостями Габсбургов, поддержали французов. Снабжали армию продовольствием, сообщали о передвижении австрийских войск.
   Возмущению Вены не было предела. Они считали итальянцев добрыми подданными, а тут… Слово «итальянец» стало в Вене бранным.
   Это почувствовали на себе все итальянцы, жившие в Вене.
Сальери был уже 30 лет на императорской службе, но его происхождение не забыли.
Именно в это время в одной из венских газет появляется пасквиль, в котором утверждалось, что Моцарт умер не своей смертью, его отравил итальянец Сальери.
   Публикация была встречена с восторгом, об этой сенсации рассказывали с первых страниц газет. Сальери подал в суд, обвинив газету в клевете.
   Судебный иск был решён в пользу Сальери, были опубликованы извинения. На предпоследней странице, мелким шрифтом. Требование судьи выполнено, значимость его для престижа газеты… пропорционально размеру шрифта.
   Щелкопёры сделали вывод. В последующих вариантах пасквилей имена Моцарта и Сальери заменялись на иные. Но публика узнавала ситуацию и посмеивалась.
Сальери поначалу пытался протестовать.  Потом перестал обращать внимание, надеясь этим сбить волну клеветы. Помогало плохо.
   В 20-х годах XIX века один из пасквилей на Сальери дошёл до России.  Пушкину тема показалась  интересной, и он создал свой вариант. Такие мелочи, как попирание чести и достоинства великого музыканта, его не беспокоили.
   За честь Сальери неоднократно вступались  музыканты, искусствоведы, историки.
В 1997 году в Милане открылся исторический судебный процесс по защите чести и достоинства великого  музыканта. Роль защитника взял на себя один из крупнейших исследователей творчества Моцарта , профессор Рудольф Ангермюллер. Он же автор трёхтомной монографии «Жизнь Сальери». Роль обвинителя взял на себя врач Джерардо Казалья.
   По итогам прений судья Виченцо Салафия вынес вердикт в отношении Сальери — «невиновен»
   Говорите, что Сальери, это тот, кто отравил Моцарта?
Чуть не забыл.
   Пушкин не знал о Караваджо. Полное имя - Микеланджело Мезири да Караваджо.
Тот самый художник, который разделил историю итальянской живописи на эпохи «до Караваджо" и «после». 
   Гений, презиравший всё, что по его мнению, того заслуживало, включая законы. Говорят, что не было такого порока, который ему был не ведом. Не менее двух побегов из тюрем. Несколько убийств. За особо жестокое убийство (добил раненного) в мае 1606 года объявлен «вне закона».
   Гений и злодейство не совместимы?