История одной песни

Шахриза Богатырёва
У карачаевцев много старинных песен. Некоторые из них настолько стародавние, что люди уже забыли, когда и кем они были сложены, и просто называют их народными. Но история песни «Кемисхан» известна доподлинно...
Жил в ауле Учкулан богатый уздень Умар Кочкаров. Всего было достаточно у Умара. Одно лишь его печалило – не было у него сыновей. Одну за другой четырёх дочерей послал ему Аллах. Когда же, наконец, родился у Умара сын, которого назвали Асланом, на радостях Кочкаровы позабыли все приличия. Мальчика пеленали только в шёлковые пелёнки, денно и нощно его сторожили-охраняли няньки.
В честь рождения долгожданного наследника Кочкаровы решили устроить той – праздник с угощением, танцами и состязаниями: скачками, борьбой «тутуш» и стрельбой из ружья в мишень. На призовой кон были выставлены жеребец, бык и отделанное серебром ружье. Праздник продолжался несколько дней.
Но на семнадцатый день младенец умер. Горевали Кочкаровы и каялись, видя в смерти ребёнка наказание свыше за то, что перешли в своей радости все границы приличия и меры.
А через некоторое время снова родился мальчик, которого назвали Азамат-Герий. В честь рождения ребёнка по обычаю зарезали овцу, но на младенца уже не обращали внимания: его запеленали в тряпки и положили в какую-то коробку у очага – словом, сделали всё, чтобы чрезмерной радостью не сглазить рождение сына. Ребёнок, хвала Аллаху, остался жив. А через год снова родился мальчик, которого назвали Даулет-Герий.
Последней, после четырёх дочерей и двух сыновей, родилась Кемисхан. Она была любимицей в семье, красавицей и к тому же искусной рукодельницей, шила и вышивала золотом, как полагалось девушкам из благородных семей.
Многие сватали Кемисхан, но сердце её принадлежало Азана Деккушеву из аула Хурзук. В знак своей преданности друг другу Азан и Кемисхан обменялись знаковыми подарками. Говорят, Кемисхан подарила Азана серебряный пояс в знак верности своему слову, а Азана ей – серебряную сбрую своего коня и камчу – короткую плётку, рукоять которой тоже была из чистого серебра с чернью.
Всё бы хорошо – ведь все знали Азана как удалого, храброго, дерзкого джигита, человека слова и дела. Но был он, разудалая голова, ещё и конокрадом. В те времена это было не преступлением, а чрезмерным лихачеством. Коней у карачаевцев всегда было много – свою породу ведь вывели – поэтому угнать коня из табуна считалось больше дерзким вызовом, чем воровством.
В те времена старшиной аула Учкулан был двоюродный брат Умара Кочкарова Матай (родной дед композитора Марата Кочкарова). И вот получил Матай указ, в котором говорилось, что убийц и конокрадов будут судить одинаково: отправлять в ссылку в Сибирь. В числе таких людей был назван и Азана Деккушев. Пришёл тогда Матай к Умару и рассказал об этом. Собрались Кочкаровы: всем известно, что отправленные в Сибирь обратно не возвращается. А тут давно Кемисхан сватают Абайхановы из аула Дуут. Надо, не медля, выдать её замуж в Дуут. Не на каторгу же любимую дочь снаряжать!
Кемисхан, услышав это, стала просить двоюродных братьев тайком отвезти её в Хурзук к Азане. Никто не согласился. Тогда сказала она:
– Хоть передайте Азана, что меня насильно выдают замуж.
Опять никто не решился это сделать, боясь разгневать стариков. Стала Кемисхан умолять своего кузена помочь ей убежать в любимому, но кузен рассказал Умару, мол, твоя дочь замышляет побег. Услышав это, Кочкаровы решили запереть Кемисхан под замок и тут же передали Абайхановым, чтобы те не мешкали. А у Умара было четыре дома. Кемисхан с рыданиями металась между этими домами, не позволяя приблизиться к себе никому.
В это время с коша вернулся её старший брат Азамат-Герий.
– Что за шум-крик? – удивился он, а узнав, в чем дело, вышел из себя. – Попробует кто-нибудь близко подойти к ней! – сказал он и снял с пояса пистолет, а потом приказал своему работнику: – Скачи в Хурзук, расскажи все Азана, пусть немедленно увозит сестру.
Не успел работник выйти за порог, как его остановили:
– Спрячься куда-нибудь на некоторое время, а потом скажешь Азамат-Герию, что Азана нет дома.
Работник – человек подневольный. Так он и сделал, как ему приказали.
Опечалился Азамат-Герий:
– Что поделаешь, Кемисхан, судьба твоя быть невесткой Абайхановых.
Зарыдала в голос Кемисхан:
– Если и ты меня предал, как мне жить на свете?
Рассказывали потом очевидцы, как она вцепилась руками в спинку резной деревянной кровати (садрач орундукъ) и никто не мог её разжать её руки, кровать ходуном ходила по всей комнате, пока её силой не оторвали от кровати, так что отлетела щепка.
В Дуут свадебная процессия отправилась через перевал, а не по ущелью, избегая встречи с Азана. И это при том, что жених и его друзья, опасаясь Азаны, приехали за невестой не днём, а ночью.
Что говорить, наверняка у Кемисхан в ту ночь надорвалось сердце. Не могли потом себе простить этот тяжёлый день её сестры и братья. А больше всех всю жизнь страдал Азамат-Герий:
– Как я мог позволить себя обмануть!
А Азана в ту ночь действительно не было дома – он поехал в другой аул за искусными гармонистками на свою свадьбу. Вернувшись, он услышал недобрую весть.
– Её родители – люди тёмные, – скрипнув зубами, сказал Азана. – А вот что я с Матаем сделаю – я сам знаю.
А у Матая были три прекрасных чистокровных жеребца, настолько породистых и дорогих, что их держали на железных цепях. Этих жеребцов Азана увёл в одну ночь. Той же ночью он угнал семнадцать лошадей Умара, отца Кемисхан.
А на следующий день Азана нацепил на себя всякую рвань, так, чтобы его никто не узнал, и отправился в Дуут на свадьбу. Только вышел он танцевать, как увидела его в окошко стоявшая по обычаю в углу Кемисхан, и потеряла сознание...
... Абайхановы к Кемисхан относились очень хорошо. Но до конца своей недолгой жизни так ни разу и не подняла глаз Кемисхан, ни разу не улыбнулась. У неё родилась дочь, которая умерла через год. Следом за ней ушла Кемисхан – говорили, от тяжёлой болезни сердца.
А Матая Кочкарова, уже старика, в тридцать седьмом году отправили на Соловки – за то, что был старшиной аула Учкулан. Оттуда он так и не вернулся.
Дом, в котором жила Кемисхан, стоит по сей день – уже старый, но крепкий. Ещё сохранилась бархатная вышитая золотом шапочка, которую Кемисхан сшила сама. Да поныне поётся песня, которую Азана посвятил Кемисхан. Одни говорят – он сам сочинил песню, другие считают, что попросил сказителя и поэта Касбота Кочкарова, третьи убеждены, что песню сложил народ.
Когда Азана приезжал в Дуут на свадьбу, говорят, он спел эту песню. Это было накануне его ссылки в Сибирь. Только после революции получил он свободу. Однако по дороге домой заразился тифом и умер, так и не добравшись до родины. А песня осталась в народе – песня о несбывшейся любви.
Откуда я это знаю? Из семейных преданий. Кемисхан – родная сестра моего прадеда Азамат-Герия Кочкарова. И её шапочка до сих пор хранится в нашем доме.