Два выстрела капитана Бондаря

Олег Каминский
На снимках: Александр Алексеевич Бондарь и Виталий Васильевич Микрюков.

     Положа руку на сердце, честно признаемся — все мы самые обыкновенные люди. И никто из нас не застрахован от ошибок, особенно в молодости. Разумеется, последствия наших ошибок бывают разные, от лёгкой досады на случившееся, до непоправимых трагедий.

     Приведу всего два примера из жизни одного человека. Вот передо мной рапорт военного времени:

     НАЧАЛЬНИКУ РО ШТАБА АРТИЛЛЕРИИ
     3 УКРАИНСКОГО ФРОНТА

     Доношу, что сего числа в 14.10 на аэродроме 866 ИАП АЗОПЛАР сгорел от ракетного выстрела самолет ПО-2 связи, принадлежащий моему полку. О чем на месте происшествия составлен акт.
     Обстоятельства: 7.9.44 я производил на самолете ПО-2 рекогносцировку аэродромов. После посадки на аэродроме АЗОПЛАР поставил свой самолет на окраине нейтральной полосы. В это время 866 ИАП перелетал на этот аэродром.
     В 14.10 7.9.44 над аэродромом появилась группа 9 ЯК-1 866 ИАП. Для опознавания аэродрома командиром 2 АЭ 866 ИАП капитаном БОНДАРЬ были даны с земли две ракеты. После первого выстрела я предупредил капитана БОНДАРЬ, чтоб последний не стрелял в сторону самолета во избежание могущего быть пожара самолета. Капитан БОНДАРЬ изменил несколько направление стрельбы. После второго выстрела из ракетницы несгоревший заряд ветром отнесло на самолет ПО-2 – на левый элерон верхней плоскости. В результате самолет загорелся. Попытки ликвидировать пожар силами личного состава 866 ИАП оказались безуспешными.
     Самолет ПО-2 сгорел полностью и ремонту не подлежит.

     КОМАНДИР 96 ОКРАП
     ПОДПОЛКОВНИК /КОЖЕВНИКОВ/

     Поясню, что невольным виновником этого происшествия оказался командир 2-й эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка капитан Александр Алексеевич Бондарь. Воевать он начал с 30 октября 1942 года, участвовал в боях на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Дважды был ранен. Совсем недавно — 19 августа 1944 года — за 15 сбитых самолетов противника 22-летний парень был удостоен звания Героя Советского Союза.

     Судя по всему, за допущенную оплошность и сгоревший самолет, молодого Героя строго наказывать не стали. Он продолжал храбро воевать почти до самого конца войны, успев совершить 328 боевых вылетов и провести 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 19 самолётов противника. Но округлить свой боевой счёт ему не довелось, так как в его успешную боевую карьеру вмешался ещё один случай, произошедший на аэродроме Траусдорф южнее Вены. К несчастью, на этот раз происшествие стало роковым.

     Дело в том, что 4 апреля 1945 года выстрелом из пистолета «ТТ» капитан Бондарь тяжело ранил в голову заместителя командира эскадрильи 21-летнего капитана Микрюкова, чей 897-й истребительный авиаполк базировался на том же аэродроме.

     Рана оказалась смертельной, в тот же день Микрюков скончался и позже был похоронен в Одессе. Замечу, что это был один из лучших советских асов — за время войны он совершил 284 боевых вылета, провёл 44 воздушных боя, в которых лично сбил 22 самолёта противника. Уже посмертно, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года, капитану Микрюкову Виталию Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

     Само собой разумеется, виновник трагедии капитан Бондарь был арестован. К сожалению, подробности этого вопиющего случая мне пока не известны. Был ли это случайный выстрел, или среди летчиков произошла какая-то ссора — не знаю, а выдумывать не имею права.

     В общем, 25 июня того же года военным трибуналом 17-й воздушной армии Бондарь был осуждён по статье по 137 УК РСФСР и приговорён к 8 годам лишения свободы. Правда, военным трибуналом южной группы войск мера наказания был снижена до 3 лет. А ещё позже, на основании ст. 1 п А Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией он был вообще освобождён от отбытия наказания.

     После этого Бондарь продолжил службу в Советской армии. Он служил на Дальнем Востоке, осваивал реактивные самолёты, стал лётчиком 1-го класса. С 30 января 1958 года подполковник А. А. Бондарь — в запасе. Проживал в городе Армавире Краснодарского края. Окончил школу машинистов тепловоза, работал на железной дороге.

     Александр Бондарь умер 14 мая 1992 года. Похоронен он в парке станицы Змейская (ныне Кировский район Республики Северная Осетия — Алания), где его именем названа улица. На фасаде дома, в котором он жил, установлена мемориальная доска. С 2006 года имя Героя носит Змейская средняя школа № 1.

     Хранится память и о Микрюкове. В Ижевске, на здании школы № 25, где учился Герой, установлена мемориальная доска. В 1968 году на аэродроме Ижевского авиационного спортивного клуба открыт памятник-стела, где золотыми буквами написано: «Здесь начал свой путь в небо Герой Советского Союза Виталий Микрюков».

     А похоронен Микрюков, как я уже упоминал, в Одессе на Аллее Славы, которая находится в Центральном парке культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко. И всякий раз, когда я прохожу вдоль ряда могил Героев и вижу надгробную плиту Виталия Микрюкова, я вспоминаю трагедию, произошедшую на австрийском аэродроме в самом конце войны...