Задание 12. 1 ЕГЭ-23. Роль портрета...
Задание 12.1. ЕГЭ литература -2023. Сочинение на литературную тему.
Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 250–350 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов). Сочинение оценивается по критериям грамотности. Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
12.1 Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считается психологическим, так как в нем автор рассказал нам о целом поколении героев, которым было суждено стать «лишними». Портретные характеристики – один из приемов раскрытия внутреннего мира персонажа, именно портрет дает нам представление о внутреннем и внешнем состоянии всех героев романа.
Нам открывается характер Бэлы через ее описание: «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» - быстрая, легкая, чистая девушка, погубленная Печориным. Ее глаза как бы молили: нельзя так поступать с беззащитными! А любимый смог. Этот взор – приговор жестокому обманщику и наказание: высшие силы лишили его способности любить. Роль портрета Бэлы – наказание за попрание любви «горной серны».
Если глаза Бэлы «заглядывали в душу», то улыбка и глаза Печорина («В его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся») выдают внешний и внутренний конфликт героя. Как может уживаться в одном персонаже «что-то детское», искреннее - и темное? Глаза – зеркало души, она у героя закрыта от внешнего мира, обращена внутрь себя и жестока по отношению к самому себе и окружающим.
«С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30... Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, - признак породы в человеке…» Возрастной и цветовой контрасты подчеркивают постоянное душевное смятение, внутреннюю борьбу скрытых сил.
Замкнутость Григория проявляется во внешней характеристике: «Его походка была небрежна и ленива…он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера». Психологический анализ личности – описание походки – дан автором для того, чтобы мы смогли понимать окружающих и разбираться в них.
Роман в какой-то степени исповедальный: автор пишет о человеке, ушедшем в себя, закрытом от окружающих, быть может, потому, что боится, что кто-то может обидеть это «что-то детское», скрытое глубоко внутри? Поэтому он раскрывается только наедине с природой, ей он доверяет, его она принимает таким, каков он «внутри», только с ней созвучны мысли героя. Пейзаж всегда связан с действиями Печорина, его переживаниями, он, как зеркало, отражает его глубинную суть. Только с природой он вступает в психологический («психе» - душа!) диалог, только ей может довериться.
Мнимый друг, двойник и пародия на Печорина, Грушницкий «… хорошо сложен, смугл и черноволос, ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль». Позер, ловелас, карикатурный тип, всячески привлекает внимание: стараясь выглядеть франтом, носит солдатскую шинель, даже костыль придает ему манерности и вычурности. Портрет-пародия.
«Вернер был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные...» Однако Вернер обладает глубоким и острым умом, проницательностью и наблюдательностью, знанием людей и способностью жертвовать собой. Эти качества привлекают Печорина, поэтому они стали приятелями. Внешне они противопоставлены, а психологический портрет Вернера («как ребенок»), угаданный Печориным, привлекает. Автор, как всегда, прибегает к контрастному изображению внешнего и внутреннего мира героев.
Глазами Печорина мы видим княжну Мери: одета «по строгим правилам вкуса: ничего лишнего»; более всего его привлекли «бархатные глаза», бездонные, неразгаданные, глаза как целый мир таинства. Именно они притягивают к ней взоры.
Любимая женщина Григория тоже неразгаданная тайна: «На каменной скамейке сидела женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо». Глаз ее мы не видим. Они окутана романтической дымкой. За нее и полюбил герой: лошадь загнал, чтобы только увидеть…
Портрет Максима Максимыча описан проезжим офицером. «На нем был сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». Человек прямой, честный, умный, добрый, бывалый и очень одинокий. Последняя черта сблизила героев романа, Печорина и Максима Максимыча, но не сделала их друзьями.
Портрет – важнейший психологический прием писателя. Мы видим эпоху по внешним деталям, отношениям между героями, эмоциональной реакции на происходящие события во времени, чувствам героев, которые возникают и гаснут. По жестам и поведению узнаем, что волнует героя, как поступает он в сложной ситуации. Нам интересны их предпочтения в дружбе и любви, ненависти и вражде. По «портрету» мы принимаем людей, а по душевным качествам оцениваем их – вот в чем проявляется роль портрета в художественных произведениях. 692 слова
© Copyright:
Лариса Батаева, 2023
Свидетельство о публикации №223042000274