Задание 12. 1 ЕГЭ-23. Роль портрета...

Лариса Батаева
 

Задание 12.1. ЕГЭ литература -2023. Сочинение на литературную тему.
Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 250–350 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов). Сочинение оценивается по критериям грамотности. Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

12.1  Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?


   Роман  М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считается психологическим,  так как в нем автор рассказал нам о целом поколении героев,  которым было суждено стать «лишними».  Портретные характеристики – один из приемов раскрытия внутреннего мира персонажа, именно портрет дает нам представление о внутреннем и внешнем состоянии всех героев романа.
            Нам открывается характер  Бэлы через ее  описание: «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»  - быстрая, легкая,  чистая девушка, погубленная Печориным. Ее глаза как бы молили: нельзя так поступать с беззащитными! А любимый смог. Этот взор – приговор жестокому обманщику и наказание: высшие силы  лишили его  способности любить. Роль портрета Бэлы – наказание за попрание любви «горной серны».
           Если глаза Бэлы «заглядывали в душу», то улыбка  и глаза Печорина («В его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся») выдают внешний и внутренний конфликт героя. Как может уживаться в одном персонаже «что-то детское», искреннее -  и темное? Глаза – зеркало души, она у героя закрыта от внешнего мира, обращена внутрь себя и жестока по отношению к самому себе и окружающим.
           «С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30... Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, - признак породы в человеке…» Возрастной и цветовой контрасты подчеркивают постоянное душевное смятение, внутреннюю борьбу скрытых сил.
           Замкнутость Григория проявляется во внешней характеристике: «Его походка была небрежна и ленива…он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера». Психологический  анализ личности – описание походки – дан автором для того,  чтобы мы смогли понимать окружающих и разбираться в них.
                Роман в какой-то степени исповедальный: автор пишет о человеке, ушедшем в себя,  закрытом от окружающих, быть может, потому,  что боится,  что кто-то может обидеть это «что-то детское», скрытое глубоко внутри? Поэтому он раскрывается только наедине с природой, ей он доверяет, его она принимает таким, каков он «внутри», только с ней созвучны мысли героя.  Пейзаж всегда связан с действиями Печорина, его переживаниями, он, как зеркало, отражает его глубинную суть. Только с природой он вступает в психологический («психе» - душа!) диалог, только ей может довериться.
            Мнимый друг,  двойник и пародия на Печорина, Грушницкий «… хорошо сложен, смугл и черноволос, ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль». Позер, ловелас, карикатурный тип, всячески привлекает внимание: стараясь выглядеть франтом,  носит солдатскую шинель,  даже костыль придает ему манерности и вычурности. Портрет-пародия.
              «Вернер был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные...»  Однако Вернер обладает глубоким и острым умом, проницательностью и наблюдательностью, знанием людей и способностью жертвовать собой. Эти качества привлекают Печорина, поэтому они стали приятелями. Внешне они противопоставлены,  а психологический портрет Вернера («как ребенок»),  угаданный Печориным, привлекает. Автор, как всегда, прибегает к контрастному изображению внешнего и внутреннего мира героев.
               Глазами Печорина мы видим княжну Мери: одета «по строгим правилам вкуса: ничего лишнего»; более всего его привлекли «бархатные глаза»,  бездонные, неразгаданные, глаза как целый мир таинства. Именно они притягивают к ней взоры.
                Любимая женщина Григория  тоже неразгаданная тайна: «На каменной скамейке сидела женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо». Глаз ее мы не видим. Они окутана романтической дымкой. За нее и полюбил  герой: лошадь загнал, чтобы только увидеть… 
            Портрет Максима Максимыча  описан проезжим офицером. «На нем был сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». Человек прямой,  честный, умный, добрый,  бывалый и очень одинокий. Последняя черта сблизила героев романа, Печорина и Максима Максимыча,  но не сделала их друзьями.
              Портрет – важнейший психологический прием писателя. Мы   видим эпоху по внешним деталям, отношениям между героями, эмоциональной реакции на происходящие события во времени,  чувствам героев, которые возникают и гаснут. По жестам и поведению узнаем, что волнует героя, как поступает он в сложной ситуации.  Нам интересны их предпочтения в дружбе и любви, ненависти и вражде. По «портрету» мы принимаем людей, а по душевным качествам  оцениваем их – вот в чем проявляется роль портрета в художественных произведениях.    692 слова