Внутренний враг человека

Владислав Плеханов
                Внутренний враг человека или самая главная тайна зла

           Эпиграф:

               "Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно" ( прп. Амвросий Оптинский).
              (То есть увидеть-то в себе грех увидишь, а искоренить его в себе очень трудно)

                Предисловие

У человека есть два главных врага: внешний и внутренний. Внешний враг – это дьявол. Внутренний – это человеческая гордость. Этот враг внутри нас является главным помощником дьявола. Без нашего внутреннего врага дьявол не может успешно влиять на нас. Поэтому очень важно знать особенности этого внутреннего врага, чтобы научиться с Божией помощью  бороться с ним. В этой борьбе залог духовного успеха.


          Гордость - это внутренний "змей", выдающий себя за нашу сущность.

Гордость можно уподобить незримому змею, тремя своими кольцами охватившему три силы нашей души (ум, чувство и волю) и держащему их в своей власти. Этот змей есть изобретение дьявола, его ложь, поселившаяся и укрепившаяся в нас. Поэтому Священное Писание называет дьявола отцом лжи. Эта ложь, отцом которой он является, есть клевета на Бога и губительная лесть человеку, якобы способному самостоятельно стать подобным Богу. Поверивший этой клевете и лести духовно умер. Поэтому Священное Писание называет дьявола не только отцом лжи, но и человекоубийцей.


           Три формы  гордости, держащие в своей власти силы нашей души.

Г о р д о с т ь   в уме, чувстве и воле принимает формы соответствующие этим трём частям (силам) души.

В уме она принимает форму  с а м о м н е н и я,   в чувстве форму  с е б я л ю б и я,  а в воле форму  с в о е в о л и я.  Конечно у гордости есть много иных форм, однако именно эти являются коренными. Они как три змеиные кольца незаметно удушают наши душевные силы.   

Незаметны они потому что искусно маскируются под эти силы и с дьявольской хитростью выдают себя за наше собственное  я.

Страстное желание первенства, превосходства и возвышения себя над другими как голова поднимается над тремя кольцами  этого змея.

Умная, раздражительная и желательная  силы  не только удушаются кольцами  самомнения, себялюбия и своеволия, но ещё и порабощены этой гордой главой, возымевшей власть над всеми тремя силами.

Змей этот обращает  энергии трёх наших душевных сил на удовлетворение тщеславия, сластолюбия и сребролюбия, заставляя их питаться тем, чем он сам проклят питаться вечно, - прахом.

Защищается этот змей щитовидным панцырем   с а м о о п р а в д а н и я,  внешними шипами которого является осуждение ближних и ропот на Бога.


                Откуда возник в глубине нас этот змей? 

Начало этого фальшивого эгоистического я было посеяно в душе первых людей дьяволом через змея как вера в возможность счастливого самостоятельного существования, независимого об Бога ("Будете как боги...") и как желание осуществить его.

Этой льстивой ложью, всеянной в душу человека,  дьявол внёс раскол между человеком и его Творцом. И человек  потерял благодатную способность соединяться душою с Богом, быть с Ним единым целым, обретать в Господе полноту своей жизни.

Христос  вернул нам возможность обрести в Нём нашу целостность, нашу  истиную божественную полноту.

Вот что об этом пишет  прп. Макарий Великий: «Как скоро Адам преступил заповедь, – змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа. И Господь говорит: всякий, кто не отвергнется себя самого и не возненавидит душу свою, не Мой ученик (Лук.14:26); и: «любяй душу свою погубит ю» (Иоан. 12:25).

Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов. Посему, кто исполняет хотения души своей, тот исполняет хотения сердца; потому что душа с ним связана и соединена. Поэтому, кто покоряет душу свою и гневается сам на себя и на пожелания, какие в нем есть, тот подобен покоряющему град врагов своих и сподобляется прийти в добрую меру духа, и Божественною силою восприемлет в себя   ч и с т о г о   ч е л о в е к а,   и делается чем-то большим себя самого, потому что такой обожается уже и соделывается сыном Божиим, приемля в душу свою небесную печать. Ибо избранные Божии помазуются освящающим елеем, и соделываются людьми сановитыми и царями.» (прп. Макарий Великий, беседа 15)

      Природа этого змея

Итак, змей, живущий в нас как вторая душа, по своей природе является  д ь я в о л ь с к о й    л о ж ь ю,   поселившейся в душе и отравляющей её. В основе этой лжи лежит клевета на Бога и лживая лесть человеку. 

    Обнаружение своего злейшего врага, скрывающегося внутри нас.

Поэтому преподобный Макарий Египетский советует всякому вступившему на путь духовной жизни  обнаружить и  хорошо рассмотреть  в глубинах своей души чуждое и враждебное этой душе начало, которое находится "при душе" "как другая душа". 

«Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха - уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих.» (прп. Макарий Великий)

Этот змей злейший и коварнейший враг, которого мы принимаем благодаря его невероятной хитрости  за   с а м и х   с е б я.  В нём сосредоточены  главные корни всех страстей. 

Этот змей  гордости, как уже было сказано, тремя  кольцами самомнения, себялюбия и своеволия  обвился вокруг трёх сил души  (умной, желательной и раздражительной), не позволяя этим силам выполнить заповеди любви, единственно способные сделать нас счастливыми.

Этими кольцами  он  удушает нашу душу, не давая ей дышать благодатью Святаго Духа.

В миру хорошо подметили  удушающее воздействие жадности и приступов гнева. "Жаба душит" "задыхаться от гнева" и т. д.   Однако жадность  и гнев душат явно, а самомнение, себялюбие и своеволие - тайно.

Можно побороть в себе порождения этого змея: чревоугодие, сладострастие и сребролюбие, однако змей гордости от этого не ослабеет и будет по прежнему незаметно удушать  три силы души. Поэтому вся борьба с  Божией помощью должна быть направлена в первую очередь против змея гордости, его главы  и трёх удушающих колец.    

    Главная тайна зла скрывается в нас.

Увидеть в себе это злое начало, выдающее себя за нашу самость (личность, персону), и постоянно замечать её сокровенное действие, определяющее наше поведение, значит открыть   с а м у ю   г л а в н у ю   т а й н у   з л а,   прячущуюся от нас  в глубине нашей души как хитрый змей и главный союзник дьявола.

Искоренить в себе эти злые навыки (самомнение, себялюбие, своеволие, желание первенства и возвышения или главенства), ставшие нашей испорченной природой, всё равно что отсечь тайные корни всех страстей, а значит и грехов.


     Характер борьбы с коренными страстями.

Однако отсечь эти тайные корни всех страстей одним волевым усилием невозможно.  Для того, чтобы  избавиться от страстных навыков необходим постепенный  долгий,  систематичный  и   т я ж ё л ы й   труд над собой. Однако труд этот не только тяжёлый, но и очень увлекательный, полезный и  благодатный, потому что в нём помогает нам сам Господь. Помогает Он и в во всяком ином благом труде, однако в этом - особенно.

       Борьба с фальшивой самостью и возвращение к своему истинному "я".

     Ложное представление о себе.

Итак, в результате ошибочного отождествления себя с самомнением, себялюбием  своеволием и желанием первенства и возвышения, ставшими нашей испорченной природой, у нас сформировалось ложное представление о себе.

      Наша истиная сущность, дарованная нам во Христе.

Истинная же наша сущность открывается нам в осознании божественной жизнью самой себя, которое даровано нам во Христе. Это осознание  развивается  в нас через евангельские притчи, через внимание к жизни Спасителя, образ и примеры её, постепенно восходя многими озарениями к духу Христову, который и есть это осознание.

       Что необходимо для принятия этого дара?

Однако кроме озарений, даруемых Господом нужна и наша внутренняя работа, борьба с тем, что мы раньше считали самим собою, то есть борьба с ложным отождествлением себя с самомнением, себялюбием, своеволием и желанием первенства и превосходства. На место, занятое этим ложным представлением о себе и приходит осознание себя во Христе, даруемое нам свыше как истинное счастье.

Поэтому Святые "восставали на себя как на врага", то есть как со злейшими врагами боролись со "своим" самомнением, себялюбием и своеволием и оставили после себя подробное руководство в этом самом трудном деле, то есть о том как тремя силами души прилепиться в молитве, таинстве Причастия и богомыслии к Богу и от этого духовного соединения рождать добро-детели*, спасительные для души. Об этом подробнее рассказано  в статье "Спасение, его цель методы и средства".

----------------
* Добро-детели – «добро» «делающие» душе.


                Приложение (Терминологический аспект)

Слово "гордость" многозначное. Во избежание недоразумений, возникающих  из-за этого у современного читателя при чтении статьи, помещаю ниже определение того, что в настоящей статье подразумевается под гордостью.

Когда Святые Отцы пишут о гордости, они имеют в виду либо высокоумие, приписывающее себе дары, полученные от Бога, либо чувство своего превосходства над другими, либо страстное желание этого превосходства.

Это позволяет нам определить  гордость как  комплексную страсть, в полном своём развитии имеющую три составляющие:

1) Высокое  м н е н и е   о себе (самомнение, высокоумие, "искренняя уверенность в своем превосходстве"*), которое проявляется в уме.

2)  Самодовольное  ч у в с т в о   своего превосходства и возношения над другими, которое проявляется в чувстве. (Оно отличается от тщеславия тем, что порой не нуждается  в положительном мнении и похвалах других, вполне довольствуясь самомнением).   

3)  Сильное  ж е л а н и е   (жажда) постоянного превосходства  и возношения над другими, которое проявляется в воле. Cамым распространённым и незаметным проявлением этого желания является своеволие, то есть желание, чтобы всё было по моему. В своеволии выражается наше сильное желание  иметь постоянное превосходство своей воли над волей других людей и волей Божией.

Высшая  степень жажды своего  превосходства это  желание равенства Богу и независимости от Него вплоть до богоборчества или отрицания  существования Божия.